Исключение депутата Алексея Красильникова из «Единой России» ослабило политическую устойчивость региона
По итогам декабря 2014 года социально-политическая стабильность в Саратовской области снизилась. Соответствующие данные приводятся в опубликованном сегодня, 14 января, очередном ежемесячном рейтинге регионов, подготовленном фондом «Петербургская политика».
В последний месяц 2014 года Саратовская область немного сдала позиции, потеряв 0,1 балла, и в настоящее время её устойчивость оценивается в 6,4 балла.
Позитивное влияние на ситуацию в регионе, по мнению экспертов, оказали: открытие в Саратове на территории бывшего авиационного завода предприятия по производству сэндвич-панелей компании «ПирроГрупп», намерение «Газпрома» включить в свою инвестиционную программу реконструкции и строительства 4 газораспределительные станции в Саратовской области; запуск губернатором Валерием Радаевым водоочистной станции в Усть-Курдюме; вручение областной детской клинической больнице трех новых автомобилей «скорой помощи».
Негативное влияние на динамику устойчивости Саратовской области оказывали следующие события: готовность компании «Сады Придонья» отказаться от проекта строительства завода по переработке плодовых культур в Ртищевском районе в связи с отсутствием помощи со стороны областного правительства; иск о банкротстве ООО «Полипропилен» в Балакове; намерение властей Саратова поднять тариф на воду до 25 рублей за кубометр для спасения «Саратовводоканала», исключение из «Единой России» балтайского депутата Алексея Красильникова «после штрафа за вождение автомобиля в нетрезвом виде»; 83-е место в экологическом рейтинге «Зеленого патруля» по итогам 2014 года.
Заметным событием (но без знаков «плюс» или «минус») составители рейтинга назвали победу уроженки Энгельса Александры Воробьевой в телевизионном шоу «Голос» на «Первом канале».
Характеризуя ситуацию в субъектах РФ в целом, эксперты отмечают, что «девальвация российской национальной валюты стала серьезным стресс-тестом для региональных администраций и экономик».
«Экономически успешные регионы более зависимы от общей конъюнктуры и отчетливо осознают попадание в зону повышенных рисков. В свою очередь, менее развитые территории имеют относительно низкий уровень жизни – а значит, для их жителей оказывается травматичным рост цен. Обостряется также тревожность вокруг исполнения бюджетов. Первой жертвой этого оказались железнодорожные пригородные перевозки – традиционный объект споров между региональными властями и руководством РЖД.
Высокий уровень экономической и социальной неопределенности привел к тому, что по итогам декабря впервые с момента публикации рейтинга не выросли показатели устойчивости ни одного из регионов, а средний балл оказался самым низким за последние семь месяцев.
В то же время говорить о тотальном обрушении социально-политической устойчивости регионов и их экономических моделей пока отнюдь не приходится. Если исключить тему железнодорожных перевозок (в большей степени бюджетную, чем сугубо экономическую), то в сравнении с ноябрем снизился поток негативных экономических новостей. Активность граждан свелась в основном к ажиотажным закупкам, в то время как социальных протестов не наблюдалось. Не появилось и игроков, настроенных эксплуатировать естественный рост тревожности в обществе.
Можно сказать, что регионы в целом выдержали декабрьский удар, хотя пока рано говорить об их готовности к новым возможным стресс-тестам. Региональные элиты не допустили серьезных ошибок при коммуникации с общественным мнением и бизнес-элитами – однако можно скорее говорить о параличе перед стихийными бедствиями на рынке, нежели о системной программе мер. Задачи сохранения экономической привлекательности и социальной стабильности пока только слабо обозначены», - констатируют специалисты фонда «Петербургская политика».