Исключение депутата Алексея Красильникова из «Единой России» ослабило политическую устойчивость региона

Оценить
Исключение депутата Алексея Красильникова из «Единой России» ослабило политическую устойчивость региона
Фото Константин Халин
Эксперты отмечают, что субъекты РФ в целом выдержали «декабрьский удар» по экономике, но ни один из них показателей в рейтинге улучшить не сумел.

По итогам декабря 2014 года социально-политическая стабильность в Саратовской области снизилась. Соответствующие данные приводятся в опубликованном сегодня, 14 января, очередном ежемесячном рейтинге регионов, подготовленном фондом «Петербургская политика».

В последний месяц 2014 года Саратовская область немного сдала позиции, потеряв 0,1 балла, и в настоящее время её устойчивость оценивается в 6,4 балла.

Позитивное влияние на ситуацию в регионе, по мнению экспертов, оказали: открытие в Саратове на территории бывшего авиационного завода предприятия по производству сэндвич-панелей компании «ПирроГрупп», намерение «Газпрома» включить в свою инвестиционную программу реконструкции и строительства 4 газораспределительные станции в Саратовской области; запуск губернатором Валерием Радаевым водоочистной станции в Усть-Курдюме; вручение областной детской клинической больнице трех новых автомобилей «скорой помощи».

Негативное влияние на динамику устойчивости Саратовской области оказывали следующие события: готовность компании «Сады Придонья» отказаться от проекта строительства завода по переработке плодовых культур в Ртищевском районе в связи с отсутствием помощи со стороны областного правительства; иск о банкротстве ООО «Полипропилен» в Балакове; намерение властей Саратова поднять тариф на воду до 25 рублей за кубометр для спасения «Саратовводоканала», исключение из «Единой России» балтайского депутата Алексея Красильникова «после штрафа за вождение автомобиля в нетрезвом виде»; 83-е место в экологическом рейтинге «Зеленого патруля» по итогам 2014 года.

Заметным событием (но без знаков «плюс» или «минус») составители рейтинга назвали победу уроженки Энгельса Александры Воробьевой в телевизионном шоу «Голос» на «Первом канале».

Характеризуя ситуацию в субъектах РФ в целом, эксперты отмечают, что «девальвация российской национальной валюты стала серьезным стресс-тестом для региональных администраций и экономик».

«Экономически успешные регионы более зависимы от общей конъюнктуры и отчетливо осознают попадание в зону повышенных рисков. В свою очередь, менее развитые территории имеют относительно низкий уровень жизни – а значит, для их жителей оказывается травматичным рост цен. Обостряется также тревожность вокруг исполнения бюджетов. Первой жертвой этого оказались железнодорожные пригородные перевозки – традиционный объект споров между региональными властями и руководством РЖД.

Высокий уровень экономической и социальной неопределенности привел к тому, что по итогам декабря впервые с момента публикации рейтинга не выросли показатели устойчивости ни одного из регионов, а средний балл оказался самым низким за последние семь месяцев.

В то же время говорить о тотальном обрушении социально-политической устойчивости регионов и их экономических моделей пока отнюдь не приходится. Если исключить тему железнодорожных перевозок (в большей степени бюджетную, чем сугубо экономическую), то в сравнении с ноябрем снизился поток негативных экономических новостей. Активность граждан свелась в основном к ажиотажным закупкам, в то время как социальных протестов не наблюдалось. Не появилось и игроков, настроенных эксплуатировать естественный рост тревожности в обществе.

Можно сказать, что регионы в целом выдержали декабрьский удар, хотя пока рано говорить об их готовности к новым возможным стресс-тестам. Региональные элиты не допустили серьезных ошибок при коммуникации с общественным мнением и бизнес-элитами – однако можно скорее говорить о параличе перед стихийными бедствиями на рынке, нежели о системной программе мер. Задачи сохранения экономической привлекательности и социальной стабильности пока только слабо обозначены», - констатируют специалисты фонда «Петербургская политика».