«Ведомости»: «Аэрофлот» отказывается покупать SSJ 100 без гарантий «Ростеха»

Оценить

«Аэрофлот», который в прошлом году подписал контракт с «Гражданскими самолетами Сухого» о поставке сотни Sukhoi Superjet 100, отказывается принимать технику без дополнительных гарантий от концерна «Ростех». Об этом сегодня, 26 декабря, сообщает газета «Ведомости».

По данным издания, заказ от авиаперевозчика сейчас является единственной закупкой SSJ 100. Компания должна была получить первые 10 воздушных судов в этом году. Приобретать лайнеры при этом доленж не сам «Аэрофлот», а лизинговые компании государственных банков с последующей передачей судов в лизинг. Однако построенные самолеты до сих пор не переданы получателям.

«ГСС» являются дочерней компанией Объединенной авиастроительной корпорации, а та в свою очередь входит в структуру «Ростеха».

«Старт поставок затянулся потому, что госкорпорация «Ростех» долго согласовывала гарантию остаточной стоимости самолетов, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к ОАК и к группе «Аэрофлот», и три человека, близких к лизинговым компаниям госбанков. Гарантия остаточной стоимости дает покупателю право через определенный срок (обычно 10-12 лет) продать самолет обратно производителю (или гаранту) за определенную часть стоимости нового. Это распространенный в мировой практике инструмент продвижения новой авиатехники. Без гарантии остаточной стоимости банки отказываются финансировать покупку SSJ 100, говорят трое собеседников. Нужна именно гарантия «Ростеха», так как гарантии производителя, ГСС, с учетом его тяжелого финансового состояния никому не нужны, добавляют два собеседника», - передают журналисты.

В итоге, продолжает издание, представители госкорпорации и минпромторга РФ решили, что гарантию остаточной стоимости дадут «ГСС» под поручительство «Ростеха». Бюджетные средства в этой сделке задействованы не будут. Таким образом, считают в министерстве, получится повысить рыночную привлекательность самолета, а гарантия даст возможность покупателям SSJ 100 продать его через 12 лет (срок лизинга «Аэрофлоту», уточняет газета) обратно за 40% от цены покупки.

«Цена SSJ 100 не раскрывается. Сейчас один самолет стоит примерно 33 миллиона долларов, рассказали два человека, близких к лизинговым компаниям. Таким образом, вся заказанная «Аэрофлотом» партия будет стоить около 3,3 миллиарда долларов, а «Ростех» даст гарантий выкупа примерно на 1,3 миллиарда долларов», - пишут «Ведомости».

До сегодняшнего дня, отмечают журналисты, такой механизм при продажах SSJ 100 почти не применялся. ОАК гарантировала выкуп по определенной цене первых 20 судов, которые «ВЭБ-лизинг» поставил «Аэрофлоту» в 2011-2014 годах, а также семи судов, которые ВЭБ поставил в 2016-2017 годах. ирландской CityJet, рассказали изданию источники из ОАК и одной из лизинговых компаний. Крупнейшим покупателем SSJ 100 с 2015 года является Государственная транспортная лизинговая компания. Она заказала 44 самолета, но ГТЛК на покупку самолетов докапитализировалась из бюджета, поэтому ей гарантия не нужна, сообщили газете осведомленные источники.

  • Ранее стало известно, что выручка «Гражданских самолетов Сухого» в 2019 году упала в 4,5 раза до уровня в шесть миллиардов рублей. Из этой суммы от поставки самолетов производитель получил 2,1 миллиарда. Производитель самолетов не сможет выполнить план продаж на 2019 год и продать 16 лайнеров.
  • Также стало известно, что из-за высокой цены АО «Гражданские самолеты Сухого» - производитель SSJ 100 не выиграло конкурс «Аэрофлота» на их ремонт. В октябре мексиканская авиакомпания Interjet - крупнейший иностранный эксплуатант SSJ 100 отказалась от использования этого вида самолетов в пользу Airbus. По данным СМИ, сейчас перевозчик не использует две трети парка «Суперджетов» из-за отсутствия запчастей, а несколько самолетов пришлось разобрать для доукомплектования остальных.
  • Внимание общественности и СМИ к неисправностям самолетов SSJ 100 и задержкам их рейсов привлечено после трагедии в Шереметьеве 5 мая. Там в результате жесткой посадки после удара молнии загорелся «Суперджет» «Аэрофлота». При пожаре погиб 41 человек. После шереметьевской трагедии СМИ неоднократно сообщали об отмене и отсрочке перевозчиками вылетов Sukhoi Superjet 100. Ряд авиакомпаний потребовал проверить воздушные суда этого типа на соответствие требованиям сертификатов. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров недавно заявил, что потенциальные покупатели сохраняют интерес к SSJ 100, несмотря на трагедию в Шереметьеве. Тогда же советник генерального директора ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Борис Алешин обвинил «Аэрофлот» в дискредитации самолета после происшествия. При этом президент Владимир Путин согласился выделить около 300 миллиардов рублей из бюджета на финансовое оздоровление «ОАК».