Скандальное дело Израйлита в Верховном суде считают не практикой, а «казусом»

Оценить

Верховный суд РФ поддерживает законопроект, предусматривающий, что действие закона об амнистии капиталов должно превалировать над положениями УПК о сборе доказательств по экономическим преступлениям. Об этом на заседании Клуба имени Д.Н. Замятнина по теме «Бизнес и судебная власть: стратегия и потенциал развития доверия» рассказал заместитель председателя Верховного суда России, глава коллегии по уголовным делам Владимир Давыдов.

Как информирует ТАСС, судья признал, что при принятии закона об амнистии капиталов не предусмотрели соотношение деклараций с нормами Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующего вопросы получения доказательств и изъятия документов.

«Есть определенные противоречия в законодательстве», - заметил он, добавив, что президиум ВС принял постановление о том, что коллизии между законом об амнистии капиталов и нормами УПК трактуются в пользу первого, соответственно, установлен «абсолютный запрет» на использование таких деклараций, поданных в рамках закона об амнистии капиталов, в качестве доказательств или оснований для возбуждения уголовных дел.

Давыдов напомнил о скандальном деле совладельца компании «Усть-Луга» Валерия Израйлита, которого на основании изъятой декларации арестовали за вывод средств за рубеж по подложным документам и их легализации.

«Практики такой не было и не будет (…) Это одно дело, это не практика. Это казус, а казус не может получить распространение, потому что есть постановление президиума Верховного суда о том, что все коллизии трактуются в пользу последнего закона», - уверил зампред ВС.

Также Владимир Давыдов рассказал, что Верховный суд поддержал идею ограничения применения статьи 210 УК РФ (организация преступного сообщества) к предпринимателям.

«Наша позиция заключается в том, что в самой статье 210 можно попытаться сформулировать норму о нераспространении ее действия на руководителей и сотрудников организации, которая осуществляет обычную экономическую или иную деятельность, не имеющую отношения к профессиональной преступной деятельности, - объяснил он. - При отсутствии доказанности умысла совершения преступления в составе преступного сообщества организационно-правовая и организационно-штатная структура экономического субъекта сама по себе, в принципе, не может учитываться как квалифицирующий признак преступления по статье 210».

По словам зампреда ВС, сейчас изменения в закон прорабатываются в Администрации президента.

  • Дело Валерия Израйлита вызвало резонанс в бизнес-среде, так как было возбуждено на основании данных из его спецдекларации об амнистии капиталов. Правоохранители проигнорировали гарантии закона о том, что изъять такую декларацию можно только по запросу самого участника амнистии капиталов. Правомочность действий ФСБ подтвердил Верховный суд. Уполномоченный по правам предпринимателей в РФ Борис Титов назвал этот прецедент «прямой угрозой амнистии капиталов». Этим летом Израйлит обвинил ФСБ в разглашении налоговой тайны. 
  • Закон об амнистии иностранных капиталов в рамках деофшоризации экономики Путин подписал в 2015 году. Согласно ему, собственники задекларированных иностранных активов освобождаются от уголовной и административной ответственности и обязанности платить за них налог. Пакет из трех законов о «деофшоризации» капиталов, подписанный Путиным, устанавливал срок действия второго этапа амнистии иностранного капитала с 1 марта 2018 по 28 февраля 2019 года. Третий законопроект распространяет гарантии, предусматриваемые законом о добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов в банках.
  • СМИ подсчитали, что после начала деофшоризации из России ушла треть самых богатых бизнесменов. Американские эксперты выяснили, что в офшорах у россиян лежит денег на три четверти национального дохода.