Очередь, идущая в обратную сторону. Почему саратовские сироты годами не получают квартиры
Анастасия Степанова – круглая сирота из Саратова. Как и другим таким сиротам, по закону государство в лице министерства строительства и ЖКХ Саратовской области было обязано предоставить ей по достижении совершеннолетия благоустроенное жилье. Сначала речь идет о договоре специализированного найма сроком на пять лет, после чего – если к сироте нет претензий (судимость, долги по ЖКХ) – становится возможна приватизация жилого помещения. Сейчас девушке уже 24 года, у нее появилось двое детей, но своей квартиры от чиновников она до сих пор так и не получила.
«Я стою в очереди семь лет, с 2013-го года. Мне сказали, чтобы ускорить процесс, нужно подавать в суд. Я наняла адвокатов, подала иск. Суд его удовлетворил. С тех пор прошло уже три года, но ничего не поменялось. Приставы бездействуют – они полгода даже не заводили исполнительное производство, говорили, что якобы потеряли исполнительный лист. Он лежал у них, но они отметку о получении не ставили, а я бегала по инстанциям, искала везде. И только когда я подключила адвокатов, исполнительный лист нашелся. Но в министерстве [строительства и ЖКХ области] говорят, что ещё не скоро получишь ты свою квартиру – сейчас жилье дают тем, кто в очереди с 2009 года», - рассказывает Степанова.
Девушка говорит, что уже потеряла надежду на скорое решение своей проблемы и не знает, куда обращаться за помощью. Её иск к саратовскому минстрою о выделении положенной квартиры рассматривал Кировский районный суд в октябре 2017 года. Представитель министерства в ходе судебного заседания просила отказать сироте в исковых требованиях, обосновав это тем, что «права истца в настоящее время со стороны ответчика не нарушены», и необходимое жилое помещение – квартира в Саратове площадью не менее 30 квадратных метров – будет предоставлено девушке «в соответствии с датой постановки на учет в качестве нуждающейся». Иными словами – когда-нибудь потом, когда дойдет очередь.
Между тем, даже с учетом выигранного суда, Анастасия Степанова не только не приблизилась к получению желанной жилплощади, но и, напротив, лишь отдалилась от цели.
«В 2017-м году мне говорили, что я в очереди 611-я. А в этом году, летом – что мое место уже 703-е. Очередь движется назад, в обратную сторону! Как так получается!? А сейчас уже они [в областном минстрое] и вовсе перестали объявлять, какое у меня место, типа просто ждите.
Я писала жалобы во все инстанции, куда только могла: и президенту, и уполномоченному по правам человека… Кипа бумаг уже валяется, без толку все. Звоню в министерство, и каждый раз узнаю, что меня все назад и назад сдвигают. Появляются новые судебные решения, и тех их обладателей, кто был поставлен на учет раньше меня, вперед ставят. И как вот теперь мне свою положенную по закону квартиру получить?» – возмущается она.
Подобным вопросом в Саратовской области задаются сотни повзрослевших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – проблема обеспечения их жильем остро стоит в регионе уже не один год, и далека от решения.
По состоянию на 13 ноября 2020 года на учёте в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства региона в качестве нуждающихся было зарегистрировано 6816 человек из этой категории льготников, в том числе 5085 человек, у которых уже возникло право на получение жилого помещения, рассказал «Свободным новостям» первый замминистра Олег Марчук. Неисполненные решения суда при этом имеются уже у 2568 человек.
За последнее время ситуация лишь ухудшилась – в ноябре прошлого года сообщалось, что нереализованное право на получение квартиры возникло у 5006 сирот, неисполненных решений суда при этом было 2554. Для сравнения, к концу 2014 года очередь на жилье среди сирот, достигших 18-летия, в регионе составляла 3184 человека, то есть была почти на две тысячи человек меньше.
«Чтобы обеспечить всех граждан указанной категории, у которых возникло право на предоставление жилой площади, необходимо 5,7 миллиарда рублей, из них на исполнение судебных решений – 2,9 миллиарда. Основной список детей-сирот, нуждающихся в квартирах, был сформирован в регионе в 2008-2009 годах. Именно тогда большинство детей-сирот встали на жилищный учет. Также ежегодно на учет встают порядка 350-400 граждан», - говорит чиновник.
Следует отметить, что вышеуказанные суммы едва ли можно назвать неподъемными даже по меркам нашего далеко не самого богатого региона. Для понимания масштабов: расходная часть бюджета Саратовской области в текущем году, например, составляет более чем 133,3 миллиарда рублей с дефицитом в 4,98 миллиарда. То есть, при наличии политической воли, вопрос вполне реально закрыть в разумные сроки – например, сэкономив на чем-то менее приоритетном.
Однако строительство велодорожки за четверть миллиарда рублей (!) в степи под Энгельсом, покупки дорогостоящих служебных иномарок и другие сомнительные траты, вероятно, для саратовских властей куда важнее, ввиду чего средства, выделяемые на решение сиротской проблемы, позволяют приобрести лишь малую часть необходимых квартир. В 2020 году на обеспечение сирот жилыми помещениями предусмотрено только 734,2 миллиона рублей, в том числе 166,6 миллиона из федерального бюджета.
При этом проблема не только в хроническом недофинансировании, но и в систематической неспособности саратовских чиновников освоить даже те относительно скромные деньги, которые все-таки выделяются. Так, в прошлом году в регионе на сиротские квартиры из областного и федерального бюджетов было зарезервировано в общей сложности 763,5 миллиона рублей, при этом фактически потратили лишь 308,2 миллиона – то есть немногим более 40% от плана, говорится в соответствующем отчете. Положенное жилье в 2019 году получили только 389 человек, за это же время очередь увеличилась еще на 147 сирот (с 4890 до 5037 человек). В этом году объем освоения средств на конец третьего квартала чуть превысил 33%.
За 2014-2018 годы общий объем запланированного финансирования составлял более 2,79 миллиарда рублей, из которых сумели освоить около 87% - порядка 2,4 миллиарда рублей. Планировалось решить квартирный вопрос 2902 сирот, но фактически жилье (либо денежные компенсации) за вышеуказанные пять лет получили 2498 человек.
После столь эпичного прошлогоднего провала на проблему этим летом обратил внимание спикер Госдумы Вячеслав Володин, который представляет в нижней палате парламента Саратовскую область. «Возможности [дать жилье сиротам] есть, средства выделяются, но в данном случае проблема не в нехватке ресурсов, а в недостатке эффективного управления. В этой ситуации должен сказать: те, кто отвечают за решение этого вопроса - не только неэффективны, а, по-видимому, у них еще и с совестью плохо», - заявил политик.
Теперь, после «пинка» на столь высоком уровне, проблема сиротского жилья стала регулярно обсуждаться в областном правительстве на заседаниях специальной рабочей группы (ранее в таком же формате чиновники с подачи Володина с относительным успехом занимались решением вопроса обманутых дольщиков). Однако кроме того, что на сирот, кажется, серьезно обратили внимание, других подвижек в лучшую сторону пока не особо заметно.
«В этом году заключены контракты на 471 квартиру для обеспечения жильем детей-сирот. В стадии заключения находятся контракты на 282 помещения. Всего в 2020 году будет приобретено 753 квартиры. Кроме того, комитет по реализации инвестиционных проектов в строительстве ведет строительство 54-квартирного жилого дома в Энгельсе на ул. Маршала Василевского, в котором планируется предоставить 12 жилых помещений для данной категории граждан; а также один жилой дом в Петровске и три - в Аткарске (на 36 квартир). С начала года в Саратовской области обеспечены жилыми помещениями 341 человек. Всего в 2020 году планируется предоставить жилье 578 детям-сиротам», - отчитываются в региональном минстрое.
Едва ли подобными цифрами можно гордиться – нетрудно посчитать, что такими темпами на ликвидацию возникшей за последние годы сиротской очереди (на учете, напомним, состоят почти семь тысяч человек), даже без учета неизбежного появления новых претендентов на квартиры, потребуется более десятка лет.
На данный момент в Саратове и Энгельсе очередь дошла лишь до тех сирот, кто встал на учет еще в 2008-2009 годах, подтверждает Олег Марчук слова Степановой. Хотя жилье должно выдаваться просто по факту соответствия прописанным в законе критериям нуждаемости, на практике возможность получить квартиру есть только у тех, кто потратил силы и деньги на судебные тяжбы, признает чиновник. Обладателям судебных решений выделяют жилье в приоритетном порядке, поскольку неисполнение таких решений может повлечь за собой для должностных лиц уголовную ответственность.
Рекордсменами по продолжительности ожидания жилплощади, согласно данным областного минстроя, сейчас являются сироты, которые состоят на учете уже в течение 13 лет. Речь, например, идет о Федоровском районе, где за все эти годы для сирот не было построено либо куплено посредством электронных аукционов ни одного жилого помещения.
«Поскольку в Федоровском районе строительство [многоквартирных] домов не ведется, было принято решение возвести дом для обеспечения жильем детей-сирот. Для этого был выделен земельный участок. После завершения проектирования начнутся строительные работы», - обещает Марчук. По словам замминистра, «вопрос необходимости своевременного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, находится на личном контроле губернатора области Валерия Радаева».
Несмотря на губернаторский «личный контроль», работу саратовских властей по обеспечению сирот жильем, иначе как провальной назвать трудно. Сам же Валерий Васильевич не лишен оптимизма.
«Анализ программы обеспечения жильем детей-сирот, действующей в прошлые годы и в текущем году, надо признать, выявил слабые места её реализации. Основной вывод - имеющиеся ресурсы и возможности не использовались максимально эффективно, – заявил он в конце июля (раньше, надо понимать, никакого анализа не проводилось? – прим. ред.) По мнению Радаева, «совершенно неправильная позиция» говорить о том, что обеспечить сирот жильем сложно.
«Никаких сложностей нет. Есть управленческое решение, есть соответствующий контроль. Только нужно четко выстроить эту работу, как это делается в регионе на протяжении трех лет по решению проблем обманутых дольщиков. <…> Мы должны пересмотреть наши планы. Ставить задачу по увеличению целевых показателей в этом году на 20%, на 2021 год – в два раза, проработать программные решения по предоставлению жилья детям-сиротам так, чтобы данный вопрос закрыть в течение трех лет», - сказал глава региона.
На необходимость предпринять меры по исправлению сложившейся ситуации саратовским чиновникам и лично Радаеву – он, отметим, несет полную ответственность за происходящее, так как возглавляет область с 2012 года, а до этого несколько лет был спикером облдумы – уже неоднократно указывала прокуратура.
«Поскольку основной причиной длительного нахождения сирот в статусе нуждающихся в предоставлении жилья является отсутствие достаточного финансирования для приобретения жилых помещений, прокуратурой области в начале августа 2019 года в адрес губернатора была направлена информация о рассмотрении вопроса о выделении на 2020 год дополнительных денежных средств, – отмечает начальник управления прокуратуры Саратовской области по надзору за исполнением федерального законодательства Олег Петров. – Аналогичная информация областным аппаратом направлена в текущем году».
Прислушается ли губернатор к очередному письму из надзорного ведомства – пока не известно, однако в прошлый раз финансирование вместо требуемого увеличения напротив немного снизилось (с 763,5 до 734,2 миллиона рублей).
Кроме того, отметил Петров, в Саратовской области практически не используются возможности приобретения жилья для сирот у физических лиц на вторичном рынке. На это региональному правительству было указано в сентябре этого года в соответствующем прокурорском представлении.
Весьма остро стоит вопрос низкого качества сиротского жилья. Такие нарушения, говорят в прокуратуре, за последнее время были выявлены в Базарно-Карабулакском, Новобурасском районах области, в Ленинском и Заводском районах Саратова, в Энгельсе, Вольске, Балакове.
«К примеру, в доме №79 по ул. Ярославской в Вольске не работало лифтовое оборудование, в доме №10 по ул. Рабочей в поселке Геофизик города Энгельса некачественно проведен ремонт, в квартирах следы плесени, негерметичные двери, в р.п. Новые Бурасы в квартирах протекала кровля. По представлению прокуратуры Ленинского района Саратова застройщиком АО «Саратовоблжилстрой» в доме №46б по ул. Романтиков обеспечено освещение, установка кабеля, восстановлена работа лифтов и электрический щиток», - сообщил представитель надзорного ведомства.
Одной из главных причин упомянутых проблем – и с плохим качеством новых квартир, и с освоением выделяемых средств – является заниженная максимальная стоимость жилья, которое можно закупать для социальных нужд, рассказывают в областном министерстве строительства и ЖКХ.
«Строительные организации, действующие на территории Саратовской области, не заинтересованы в заключении государственных контрактов из-за низкой цены, установленной на социальное жилье. До 2020 стоимость квадратного метра не менялась несколько лет и составляла 30 тысяч рублей», - объясняет Марчук.
На рынке, другими словами, просто нет необходимого количества достаточно дешевой недвижимости, которая при этом хоть с натяжкой подпадала бы под понятие «благоустроенное жилое помещение». Средняя стоимость квадратного метра жилья на первичном рынке к концу прошлого года, согласно официальной статистике, составляла в регионе 41,2 тысячи рублей, на вторичном рынке – 39,3 тысячи рублей. То есть квартиры, на которые могут рассчитывать саратовские сироты, примерно на четверть дешевле среднерыночной цены. Учитывая это, неудивительно, что счастливые новоселы подчас описывают свои впечатления от качества работы строителей в полученном жилье как «полный пипец».
Усугубляет проблему то, что по федеральному закону в одном многоквартирном доме для заселения сирот не может быть выкуплено более 25% квартир (исключениями являются дома, в которых менее 10 квартир, а также населенные пункты с населением менее 10 тысяч жителей). Такая норма направлена на то, чтобы не допустить появления в городах неблагополучных «сиротских гетто».
С начала 2020 года ситуация, уверяет чиновник, начала меняться в лучшую сторону. «Во-первых, увеличен норматив стоимости квадратного метра в 4-м квартале 2020 года до 33,98 тысячи рублей за квадратный метр, что расширяет возможности реализации [социальных] программ, позволяет участвовать в них более широкому кругу застройщиков, и, соответственно, увеличит количество заключенных государственных контрактов со строительными организациями», - утверждает замминистра.
Соответствует ли это действительности, заставляют усомниться свежие данные Саратовстата: в третьем квартале 2020 года средняя стоимость квадратного метра на первичном рынке в Саратовской области подскочила почти до 43,5 тысячи рублей, цена квадратного метра на вторичном рынке к октябрю достигла 42,2 тысячи рублей. Таким образом, вышеупомянутое повышение норматива на четыре тысячи в значительной степени перекрывается ажиотажным ростом цен, который в этом году возник на рынке недвижимости.
«Во-вторых, министерство усилило работу по организации строительства жилья для отдельных категорий граждан в районах области, в том числе для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, - продолжает Марчук. - В-третьих, использование нового механизма при проведении конкурсных процедур при строительстве и заключении договоров долевого участия с использованием эскроу-счетов позволит подрядчикам продавать квартиры в одном доме по нескольким программам одновременно, а также заключать долгосрочные контракты на два года».
Вопросы по поводу того, почему норматив стоимости квадратного метра долгое время был чрезмерно занижен, и почему с этим никто ничего не делал, можно задать депутату областной думы Леониду Писному, который имеет крупный строительный бизнес, специализирующийся как раз на возведении домов эконом-класса.
Именно Писной последние годы являлся одним из главных получателей госзаказа на сиротское жилье в регионе, а также вел в данной сфере активную законотворческую деятельность. В связи с этим Вячеслав Володин публично намекал на то, что застройщик, используя свой депутатский статус, мог лоббировать низкую стоимость закупаемого для социальных нужд жилья, желая избавиться от конкурентов, но не сумел в итоге переварить весь полученный подобным образом кусок «пирога».
«С одной стороны - министр финансов Саратовской области (сейчас это Вадим Ойкин – прим. ред.), который мыслит, как бухгалтер, и для него самое главное - сэкономить и не искать новые деньги, с другой стороны - Леонид Александрович Писной. <…> Область заинтересована в том, чтобы меньше потратить, меньше искать, ее это устраивает. А так как по панельному домостроению у нас есть только Леонид Александрович, понятно, что это та стоимость, по которой он может предложить жилье эконом-класса без отделки и тому подобное, не модернизируя свое производство и не выводя его на общий ценовой рынок. Думаю, что вопрос сговора пусть проверяют ФАС и прокурор, но совершенно очевидно, что это может быть сговор не на основе какой-то материально-корыстной, а это сговор родственных душ, когда одни хотят меньше нести нагрузку и искать средства, а другой хочет не меняться, но при этом удерживаться на рынке», - сказал спикер Госдумы на совещании в середине августа.
Сам Писной подобные обвинения отвергает. По словам застройщика, его монополизм на рынке социального жилья – вынужденный. «В чем [мне] интерес, работать бесплатно? <…> Берешь объект, хочешь заработать, а тебе говорят – надо закрывать программу ту, программу эту. А программа отстает от рынка всегда, до недавнего времени, на 10-15 процентов. С одной поправкой – «программная» квартира сдается с полной отделкой, а рыночная – сдается без отделки. Поэтому между рынком и программами – переселение сирот, аварийников, есть еще менее крупные – по факту, четверть разницы», - рассказывал бизнесмен «Свободным новостям».
Так или иначе, но подобная чиновничья «экономия» в итоге выходит боком не только сиротам, но и бюджету. Очередники, длительное время ожидающие квартир, могут претендовать на денежные компенсации за задержку исполнения судебного решения в разумные сроки от областного министерства финансов. Размер таких компенсаций, правда, невелик – по словам Анастасии Степановой, которая как раз намерена обращаться в суд с соответствующим иском, раньше можно было рассчитывать на 30 тысяч рублей в год, но в последнее время размер присуждаемых выплат сократился до 10 тысяч за год ожидания.
Тем не менее, даже при таких символических компенсациях, учитывая масштаб проблемы, потери областной казны в итоге могут идти на сотни миллионов рублей. Так, в 2020 году расходы регионального министерства финансов по исполнительным листам – речь в данном случае, идет не только о сиротах – планируются на уровне 39,7 миллиона рублей.
Едва ли молодым людям, которых власть оставила без крыши над головой, от этого легче. Отсутствие собственного жилья - это не только траты на аренду, которые даже близко не покрываются компенсациями, но и сложности с трудоустройством, получением социальных выплат, штрафы за отсутствие прописки.
«Вот я круглая сирота, у меня никого нет, сейчас еще двое детей на руках... В Саратове мне не на что жить, не на что снимать квартиру, и в итоге я вынуждена была уехать в Красноармейск, – жалуется Степанова. – Работы тут нет, мертвый город, но здесь хоть дешевле можно жилье снять. Живу за счет калымов, подработок. Официально же меня сейчас никто никуда не возьмет с маленькими детьми. До этого года я очно училась, на пенсию снимала жилье, а на стипендию как-то с детьми существовала. А в Самарской области, например, сиротам, которых не обеспечили квартирами, выплачивают пособия на оплату аренды».
Согласно данным Счетной палаты, какие-либо меры поддержки для данной категории граждан действуют в 52 российских регионах. Однако ежемесячные денежные компенсации расходов за аренду жилых помещений имеют место только в 19 субъектах федерации, и охватывают они в общей сложности всего лишь 5,1 тысячи детей-сирот. Вопрос о необходимости распространения этой практики неоднократно поднимался и в Саратовской области, однако пока безрезультатно.
«Нас, сирот, они [чиновники] за людей не считают, ставят в очень сложное положение. Я не могу сейчас нормально обеспечивать моих детей, из-за того, что все, что я зарабатываю, я трачу на аренду жилья, – продолжает девушка. – Я рассчитывала, что у меня скоро квартира своя будет, а получилось вот как. Руки уже опускаются. Но если кидать камни в закрытую дверь, может она когда-нибудь и откроется».
***
Проблема предоставления жилья сиротам остро стоит не только в Саратовской области, но и во многих других регионах России. Сложившейся ситуацией заинтересовался Следственный комитет: председатель ведомства Александр Бастрыкин поручил для ее разрешения создать специальную рабочую группу с привлечением сотрудников центрального аппарата, в том числе аналитиков, стало известно на прошлой неделе.
«По состоянию на 1 января 2020 года [в России] около 268 тысяч детей-сирот состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье. Очередь с 2015 года ежегодно увеличивалась в среднем на 13 тысяч человек. Порядка 45 % прироста составляют лица из числа детей-сирот в возрасте старше 23 лет. <…> По состоянию на 1 сентября 2020 года реально жилые помещения получили около 12,4 тысячи (38% от запланированного показателя) детей-сирот, половина из которых – на основании судебных решений. <…> В целом по России уровень обеспеченности жилыми помещениями детей-сирот, состоящих на учете, остается крайне низким, немногим более 18%, а в ряде регионов, таких как Омская область, Забайкальский, Алтайский края, не превышает и 5%», - отметила официальный представитель СКР Светлана Петренко.
В 2020 году на жилье для сирот из федерального и регионального бюджетов, по ее словам, было выделено в общей сложности примерно 42 миллиарда рублей, в прошлом году – около 39,5 миллиарда.
Согласно подсчетам проекта «Если быть точным» благотворительного фонда «Нужна помощь», в 2018 году в России жильем было обеспечено только 10% детей-сирот от общего числа нуждавшихся на начало года. В Саратовской области данный показатель еще ниже и составил 7%.
Среди соседей нашего региона аналогичная ситуация наблюдалась и в Волгоградской области, в Воронежской области квартиры за год получили и вовсе лишь 4% очередников. Зато в Пензенской области жильем за год было обеспечено 24% очереди, а в Самарской области –16%.
Примечательно, что проблема нехватки сиротского жилья актуальна не только для бедных субъектов федерации, но и для таких богатых регионов как, например, Свердловская область (11%), Татарстан (10%) или Санкт-Петербург (7%). В Москве же в 2018 году квартирами обеспечили 58% состоящих на учете детей-сирот – то есть ждать, в отличие от провинции, там приходится один-два года.