На троих. Мэрия Саратова делит маршруты между тремя перевозчиками

Оценить
Конкурсы на право пассажирских перевозок в Саратове всегда заканчивались скандалами, судебными разбирательствами, отменой итогов. Но мэрия продолжает подводить итоги по-прежнему: выигрывают «свои» организации, даже если у них нет транспорта.

Мэрия Саратова, обновив условия конкурса перевозчиков, определила все тех же победителей, поделив основные маршруты между тремя перевозчиками

 

Если коротко:

Мэрия Саратова провела конкурс по распределению транспортных маршрутов.

Конкурс, возможно, был проведен с нарушениями.

Победителями его стали практически те же организации, что и прежде.

Несколько участников конкурса опротестовали итоги конкурса в части выдачи лицензий.

Саратов ждет отмена итогов конкурса и транспортный коллапс?

Подробно:

Конкурсы пассажирских автоперевозчиков в Саратове всегда сопровождались скандалами. По сути, происходило распределение маршрутов между несколькими организациями, близкими мэрии. Остальные на победу надеяться не могли. Но не сдавались. Пытались опротестовывать решения конкурсной комиссии. И, в конце концов, добились своего. По крайней мере, так им казалось.

 

На каждый суд есть хитрые чиновники

9 октября 2018 года Двенадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение областного арбитражного суда по иску регионального УФАС, опротестовавшего законность конкурса на осуществление пассажирских перевозок в Саратове. Ранее арбитраж не удовлетворил иск антимонопольной службы, которая требовала прекратить действия свидетельств об осуществлении перевозок по регулярным маршрутам. Речь идет о четырех перевозчиках: АО «Автокомбинат-2», ОАО «Межгородтранс», МУП «Саратовгорэлектротранс» и ООО «Икар-Авто». УФАС требовало признать незаконными бездействие мэрии Саратова по проведению конкурса на перевозки и действия комитета дорожного хозяйства по выдаче свидетельств.

«Решение арбитражного суда отменить. Заявление УФАС удовлетворить. Бездействия администрации по организации конкурса признать незаконными. Прекратить свидетельства об осуществлении перевозок», – таковым было решение судьи Двенадцатого арбитражного суда Светланы Веряскиной.

Казалось бы, мэрия Саратова попала в очень затруднительное положение: свидетельства об осуществлении перевозок были признаны незаконными у организаций, которым принадлежала большая часть городских маршрутов. Но на каждое решение суда найдутся хитрые чиновники: в Саратове перевозчикам выдали временные свидетельства, действительные до 7 апреля.

Нужно было объявлять новый конкурс. Но складывается впечатление, что мэрия назначение конкурса всячески оттягивала. Например, 30 января было выпущено распоряжение №4 «Об отмене открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Саратов».

Причин для переноса конкурса можно найти множество, в Саратове в основном пользовались изменением числа лотов. Вот, например, обычное информационное сообщение: «В Саратове прекратили существование пять автобусных маршрутов. Постановление об их упразднении подписал вчера глава города Михаил Исаев. Кроме того, принято решение изменить пять автобусных маршрутов».

Блогер и краевед Денис Жабкин точно определил смысл операции: «Мне кажется или я точно такое же постановление видел год тому назад. Маршруты все эти не ходят уже несколько лет или продлены пару лет уж точно как. Впечатление такое, что делается это умышленно, чтобы еще на несколько месяцев затянуть конкурс по отбору перевозчиков, который должен был состояться несколько лет назад. По решению УФАС и судов его должны были провести в конце прошлого года, но, подавая апелляции, затянули конкурс до февраля. А теперь в связи с постановлением об изменении ряда маршрутов конкурс снова отложен на неопределенный срок (а желающих там возить пассажиров уже больше десятка).

Это какие же деньги в саратовском автобусном бизнесе крутятся!

64-ю маршрутку, кстати, уже второй раз «закрывают» за 10 лет, но при этом она прекрасно ездит и дальше, потому как брать 23 рубля с пассажира на 3-километровом маршруте сверхприбыльно».

В целом же люди, глубоко знакомые с ситуацией, уверены, что начало конкурса затягивалось специально, чтобы одна из организаций – называют АО ТК «Дилижанс-2» из Пензенской области – успела подготовиться к конкурсу.

 

Своим – маршруты, остальным – отказ

И вот конкурс состоялся. Комиссию возглавлял Игорь Гришаев – заместитель председателя комитета дорожного хозяйства мэрии. Также в комиссию вошли городские депутаты Виктор Марков и Олег Комаров, зампред городской Общественной палаты Борис Кузнецов и пять городских чиновников. Что же решила авторитетная комиссия? Она приняла в принципе такое же решение, что и прежде, традиционно допустив несколько нарушений. Вот кому достались самые прибыльные городские маршруты.

Номер маршрута Название маршрута Победитель конкурса
№ 2 «д» «Саратоворгсинтез» – п. Юбилейный ООО Транспортная компания «Дилижанс-2»
№ 11 Музейная пл. – ТЦ «Хэппи Молл» ИП Паршин Д. и АО «Хвалынское АТП»
№ 18 «д» п. Калашниково – п. Елшанка ИП Аверкиев и АО «Хвалынское АТП»
№ 53 ТЦ «Мой Новый» – п. Солнечный ИП Деньжаков – АО «Хвалынское АТП»

А вот результаты трех победителей.

Транспортная компания «Дилижанс-2» (ООО) получила 6 лотов, где была единственным участником.

Транспортная компания «Дилижанс-2» (ООО) стала победителем по 25 лотам, где проводился конкурс с несколькими участниками.

АО «Ершовское автотранспортное предприятие» получило 9 лотов, где было единственным участником.

АО «Ершовское автотранспортное предприятие» стало победителем по 13 лотам, где проводился конкурс с несколькими участниками.

АО «Хвалынское автотранспортное предприятие» стало победителем по 2 лотам, где было единственным участником.

АО «Хвалынское автотранспортное предприятие» стало победителем по 6 лотам, где проводился конкурс с несколькими участниками.

Справка ООО ТК «Дилижанс-2»

Справка АО «Ершовское автотранспортное предприятие»

Справка АО «Хвалынское автотранспортное предприятие»      

 

Совсем другие, а присмотришься – все те же

Теперь присмотримся к победителям.

АО «Хвалынское автотранспортное предприятие» – учредитель ООО «Трансхолдинг». Владельцами ООО «Трансхолдинг» являются Заигралова Светлана Вячеславовна и Лузановская Ирина Андреевна – в девичестве Беликова. Светлану Заигралову саратовские СМИ называют женой старшего сына Юрия Заигралова, руководителя «Саратовмелиоводхоза», прежде депутата областной думы и главы Петровского района. Светлана Заигралова является владелицей еще шести фирм, пять из которых занимаются автоперевозками. Г-жа Заигралова продолжает семейные традиции, потому как является дочерью депутата городской думы Вячеслава Тарасова, который с июня 2007 года и по настоящее время работает первым заместителем генерального директора АО «Автокомбинат-2». Директором же до последнего времени был областной депутат Андрей Беликов.

Что же касается г-жи Лузановской, то и она продолжает дело своего отца и, как видим, с успехом. И не одна – ее сестра Диана Беликова, по сообщениям саратовских СМИ, является совладельцем АО «Ершовское автотранспортное предприятие», а ее отец депутат областной думы Андрей Беликов является бенефициаром предприятия и входил в состав совета директоров компании.

Симптоматично, что данные ершовской компании с 2015 года в открытом доступе отсутствуют. Зато известно, что в штате компании более сорока человек, а занимается она перевозками в Ершове.

С бизнес-активностью дочерей Андрея Беликова связан один эпизод, который как нельзя характеризует состояние свободы прессы в Саратове. 3 апреля 2017 года правительственный сайт «Регион-64» публикует материал под заголовком «Папины дочки. Как две молодые особы стали хозяйками АТП». Через полтора часа материал с сайта был снят, а ссылку на него убрали. Но в интернете ничего не исчезает бесследно. Та статья начиналась так:

«В марте 2016 года состоялись две достаточно неприметные сделки купли-продажи государственного имущества Саратовской области, за которыми стоял депутат облдумы Андрей Беликов.

Комитет по управлению имуществом на публичных торгах продал два автотранспортных предприятия. Покупателем Ершовского АТП стало АО «Автовтокомбинат-2», Хвалынского АТП – ООО «Трансхолдинг».

Примечательно, что оба лота ушли по цене вдвое ниже первоначально заявленной. Ершовский перевозчик выставлялся за 18 млн рублей (продан за 9 млн), Хвалынский – за 7,9 млн рублей (продан за 3,9 млн)».

Полностью статью можно прочитать по ссылке.

 

Беликов с ними. Морально

То есть мы имеем однозначную картину: формально АО «Автокомбинат-2» в конкурсе участия не принимал, фактически никуда не уходил, выставив для участия в конкурсе дочек – в прямом и переносном смысле этого слова. Сам же Андрей Беликов в эти дни переживал очередные неприятности.

Андрей Беликов
Андрей Беликов

Дело в том, что конкурс проводился 23 марта, а 28-го в Волжском районном суде состоялось заседание по продлению Беликову меры пресечения.

Областного депутата обвиняют в совершении мошенничества в особо крупном размере при получении государственной субсидии за автобусные перевозки льготников на сумму 450 миллионов рублей, а также в подкупе в особо крупном размере. В ходе слушаний выяснилось, что Беликов уже не является директором АО «Автокомбинат-2», он уволился в сентябре 2018 года, но продолжает оставаться владельцем предприятия – у него 52 процента акций общества. Кроме того, есть информация, что летом этого года Беликов выйдет из состава советов директоров Ершовского и Хвалынского АТП.

 

Союзник из Пензы

Появление третьего участника конкурса – пензенского ООО ТК «Дилижанс-2» – вызвало в Саратове ажиотаж. Ведь эту компанию у нас в городе ассоциируют с именем пензенского предпринимателя Олега Фролова, а с Фроловым связывают уничтожение авиационного завода. Более того, сообщалось, что в отношении Фролова по факту банкротства САЗа возбуждено уголовное дело. У себя на родине структуры Фролова приняли участие в банкротстве МУП «Пензенские пассажирские перевозки».

В сети даже появились предположения, что «Дилижанс» сюда заходит, чтобы добить наш муниципальный транспорт. На наш взгляд, все весьма прозаично. Судите сами, «Дилижанс» выиграл лоты по 31 маршруту. На их функционирование потребуется 348 (!) автобусов большой и малой вместимости. Предполагать, что эти автобусы придут к нам из райцентра Кузнецк, где зарегистрировано ООО, наивно. Куда логичнее предположить, что «Дилижанс-2» просто стал ширмой для тех саратовских перевозчиков, которые по тем или иным причинам не стали принимать участия в конкурсе. Многие полагают, что в тени «Дилижанса» расположились фирмы «Икар-авто» и «Икар». Владельцем «Икара» (почти 98 процентов уставного капитала) является Вадим Факиров. Это известный саратовский предприниматель, брат убитого в 1994 году криминального авторитета Факира (Юрия Факирова) и зять депутата Госдумы Василия Максимова. Есть мнение, что именно Факиров является королем перевозок в Саратове, а мэрия, ее комиссии и конкурсы – лишь игрушки в его руках. Кстати, в 2014 году перед конкурсом «Икар» приобрел 164 микроавтобуса «Форд», с которыми и выходил на тот конкурс.

 

«Мы даем вам свои стаж, знания и опыт»

Примерно ту же схему – «ширма» и настоящие участники – используют и остальные «победители конкурса». В «протоколах оценки и сопоставления заявок участников конкурса», там, где победили предприятия из Ершова и Хвалынска, постоянно встречается формулировка «Участники простого товарищества: 1. ИП N. 2. АО «Хвалынское (Ершовское) автотранспортное предприятие».

Смысл такого союза элементарно прост. Акционерные общества дают главное для отбора – стаж осуществления пассажирских перевозок, так называемый «критерий К1». У Хвалынского АТП он составляет 28 лет, у Ершовского АТП – столько же. Индивидуальные предприниматели предоставляют свой транспорт. И никого в комиссии не заинтересовал вопрос, каков же действительный стаж у тех, кто на самом деле будет осуществлять перевозки, – двадцать лет, пять, полгода? Представитель АТП г-н Б. (он просил не указывать его фамилию) в разговоре с авторами этого текста доказывал, что вклад АТП – это опыт, знания, стаж и интеллектуальный багаж. Но он не указал в качестве вклада, по нашему мнению, более весомые вещи – лоббистские возможности и богатые связи.

Договоры простого товарищества заключаются согласно статье 1041 ГК РФ. Как полагает руководитель юридической компании Гелена Алексеева, индивидуальные предприниматели – участники простых товариществ могут и не знать, что с момента вступления в товарищество к ним могут быть применены налоговые санкции. Подробности налогообложения участников простых товариществ – здесь.

Вообще, простые товарищества – участники саратовского конкурса – очень интересные явления. Вот любопытные данные: победившие совместно с Хвалынским АТП индивидуальные предприниматели должны выставить на маршруты: ИП Лисин – 84 транспортных средства (ТС), ИП Деньжаков – 58 ТС, ИП Аверкиев – 54 ТС, ИП Паршин Денис Васильевич – 88 ТС, ИП Паршин Василий Михайлович – 51 ТС. Прямо автопарки, а не индивидуальные предприниматели.

Рассказывают, что многие автобусы малой вместимости принадлежат вовсе не ипэшникам, а известным в Саратове людям,  как то: бывшим видным общественникам, некоторым руководителям правоохранительных органов и так далее. Эти рассказы неожиданно подтвердил Николай Панков, написавший в своем телеграм-канале: «…мы сами знаем, что ряду главврачей уже пора на заслуженный отдых. Одни уже имеют торговые места на рынке, другие транспортными перевозками занимаются. Да нет, не мертвых, а живых перевозят. Бизнес, так сказать, непрофильный».

В сфере саратовских транспортных перевозок существует даже такая формулировка – «постановка на маршрут», понятно, за деньги. Например, в деле Андрея Беликова присутствуют два эпизода коммерческого подкупа. По версии следствия, будучи гендиректором предприятия «Автокомбинат-2», Беликов получил от двух саратовских предпринимателей более 5,3 млн рублей за передачу им права на осуществление автобусных пассажирских перевозок, принадлежащего предприятию по итогам победы в аукционах. Со «своих», возможно, денег не берут или берут меньше.

Судя по интересу к пассажирским перевозкам, по упорству мэрии, отдающей маршруты одним и тем же людям, здесь реально крутятся огромные деньги. Отдавая свои двадцать три рубля и получая (далеко не всегда) клочок бумаги, мало кто задумывается, как налажен учет денежных средств в этой сфере. Сколько уходит в инкассацию, а сколько расходится по рукам – водителей, хозяев автобусов, тех, кто поставил их на маршруты, и тех, кто продолжает поддерживать (крышевать) подобную организацию перевозок.

Возможно, контроль будет усилен с 1 июля 2019 года. Минфин РФ постановил с этого дня использовать онлайн-кассы во всех видах общественного транспорта. Вместе с привычным билетом перевозчики будут выдавать кассовый чек. Кассы должны быть зарегистрированы на компанию или ИП и находиться в каждом ТС. Если не выдавать чеки – компанию оштрафуют.

 

Незаметный упавший автобус

Но вернемся к нашему конкурсу. Основная его цель, как мы считаем, была сохранить статус-кво, то есть оставить маршруты прежним владельцам. Задача эта непростая, и потому конкурс не мог состояться без нарушений. Причем нарушений, видимых даже не специалисту, а обычному наблюдателю. Вот критерий отбора на маршруты:

«Количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников». У индивидуального предпринимателя Василия Паршина, выигравшего несколько лотов, в этой графе стоит «0», то есть происшествий не было. Но в Саратове помнят, как в июне прошлого года автобус маршрута №11 скатился вниз по набережной, повредил несколько легковых машин, нанес травму мужчине и упал с верхнего яруса. Водитель Маслов работал у Паршина. Когда Маслову выносили приговор в виде ограничения свободы и лишения права работать водителем, суд вынес частное постановление и указал руководству Госавтодорнадзора по региону обратить внимание на работу ИП Паршина, у которого трудился Маслов. У Маслова не было водительских прав, он не был оформлен официально. Никто в комиссии не знал об этом?

Далее. Как рассказывает юрист Гелена Алексеева, участник конкурса индивидуальный предприниматель Андрей Малышев обратил внимание, что ООО ТК «Дилижанс-2» предоставило комиссии недостоверные сведения о своем стаже пассажирских автоперевозок. Он ссылается на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2007 года, согласно которому были признаны недействительными некоторые договоры на перевозку пассажиров, заключенные администрацией Кузнецка с этой компанией.

Постановление суда (ссылка).

Но «Дилижанс-2» считает, что у него был 12-летний стаж. Интересно, что отказывая многим индивидуальным предпринимателям, комиссия употребляла формулировку «документы, подтверждающие опыт, не заверены надлежащим образом в соответствии с требованиями п.2) ч.3 ст.24 Федерального закона от 13 июля 2015 года №220-ФЗ». Проще говоря, своим – всё, остальным – закон.

Суть еще одной жалобы – Владимира Варзина – в том, что он является владельцем 25 процентов акций АО «Ершовское АТП», которое при заключении договоров с физическими и юридическими лицами о совместной деятельности в рамках простого товарищества не только не уведомило его об этом, но даже не собирало собрание акционеров, что является грубым нарушением законодательства.

Жалобы были отправлены в управление Федеральной антимонопольной службы. Недовольные итогами конкурса предприниматели намерены обратиться в арбитражный суд. 7 апреля истекает срок прежних 180-дневных лицензий, выданных саратовской мэрией.

Саратов ждет транспортный коллапс? Скоро увидим.

Представляется, что мэрия пойдет по прежнему пути: будет судиться, выдаст своим фаворитам временные лицензии, может даже объявить чрезвычайную ситуацию, как это однажды делалось в Марксе в феврале этого года. Настойчивые в городской власти подобрались ребята. Ничто их не останавливает – ни дело Беликова, ни прошлогодние обыски в транспортном управлении мэрии. Ждут повторения?

P.S. В связи с ремонтом Трофимовского моста в Саратове меняются схемы движения. Интересно, как на этом видео чиновники мэрии с легкостью решают за перевозчиков изменения маршрутов, увеличение числа автобусов, применение льгот.