Снести высотку в центре Саратова требуют по инициативе прокуратуры

Оценить
Снести высотку в центре Саратова требуют по инициативе прокуратуры
Прокурор Сергей Филипенко. Фото Архив fn-volga.ru
Представитель компании «Пульсар-С» попросил привлечь дольщиков к участию в арбитражном процессе.

Сегодня, 10 мая, в Арбитражном суде Саратовской области состоялось первое заседание процесса по резонансному иску областного управления культурного наследия к администрации Саратова и строительной компании «Пульсар-С». Региональные чиновники требуют признать незаконным разрешение мэрии на строительство многоэтажного дома на улице Московской, возводящегося вблизи памятников архитектуры - «Дома Артамонова (графа Нессельроде) 1870 года» (Московская, 41) и «Дома Парусинова В.С. первой половины XIX века». Также управление потребовало снести недостроенный дом (работы идут на этапе 14-го этажа – прим. ред.) как незаконную постройку.

Управление культурного наследия в суде представили его начальник Владимир Мухин и юрист.

Ответчики сразу попросили отказать в рассмотрении требований ведомства, так как требование о сносе здания относится к гражданскому праву, следовательно, управление культурного наследия было обязано в досудебном порядке обратиться к застройщику и администрации города. Также представитель компании-застройщика попросил привлечь к участию в процессе участников долевого строительства дома как третьих лиц.

Судья Кирилл Елистратов попросил истцов назвать причину своих требований. В ответ Мухин рассказал, что его ведомство по требованию областной прокуратуры провело проверку соблюдения законодательства в сфере охраны культурного наследия. Тогда-то чиновники и обнаружили, что в непосредственной близости с памятником возводится многоэтажный дом. Чиновник признал, что ранее определение границ памятников входило в полномочия министерства культуры области, и оно уменьшило охранную зону вокруг упомянутых ценных зданий. После прокурорской проверки управление издало приказ, отменивший документ минкультуры и увеличивший охранную зону.

«На момент постройки данная территория в охранную зону не входила?» – уточнил судья.

«Входила, – заявил юрист управления. - На момент получения разрешения [застройщиком – прим. ред.] территория охраняемой не была, но на момент строительства уже была утверждена территория, и об этом не могли не знать ни администрация, ни застройщик. Говорить, что они не знали, представляется обоснованным».

Тогда представитель застройщика попросил уточнить, когда была утверждена новая охранная зона домов на Московской. Оказалось, что изменения были внесены лишь в апреле этого года.

«Был установлен факт уменьшения территории объекта. Территория была уменьшена необоснованно. Территория, которая была утверждена изначально в 2013 году, эти документы находятся в Москве, в реестре. То есть там нет сведений об уменьшении территории», - подчеркнул сотрудник областного управления.

Тогда юрист «Пульсара» попросил документально подтвердить хотя бы сам факт нахождения каких-либо объектов на территории памятника.

«У нас есть территория памятника на 2013 год, историческая справка. Замкнутая дворовая территория и есть территория объекта. Строительство ведется на данной территории непосредственно», - повторил представитель истца.

«Этих описаний достаточно, вы считаете? Документально можете подтвердить? Кадастровая выписка? Я из документов не увидел, что наш объект находится в данных границах, - настаивал ответчик. - Строительство осуществляется с 2012 года, территория была утверждена в 2013 году. Допускаете вы, что на момент строительства не была утверждена она?»

«Все должны были понимать, что есть объект, который всегда подлежал охране, и его прилегающая территория. Еще со времен Советского Союза. Строить на этой территории категорически запрещено», - заявил чиновник.

«Вы допускаете, что каждое лицо, если нет описания границ, должно само определять, как это исторически сложилось?» - удивился юрист «Пульсара».

«Лицо, которое вело предпринимательскую деятельность, должно понимать, где оно строит», - подчеркнул чиновник.

Тогда представитель застройщика попросил истцов рассказать суду, какие меры с 2012 года чиновники принимали по защите права, которое внезапно в 2017 году посчитали нарушенным.

«Действия связаны с требованием прокуратуры», - признал Мухин.

Представитель администрации Саратова в свою очередь согласился с тем, что если памятник культуры охранялся еще с советских времен, то ничто не могло мешать управлению или другим ведомствам еще в 2012 году оспорить разрешение на строительство. Теперь же, подчеркнули в мэрии, срок исковой давности истек.

«Оспаривается решение, датированное 2016 годом. На тот момент границы были изменены, и здание не попадало в них. Отменили это в 2017 году. У нас закон обратной силы не имеет, и говорить, что разрешение было незаконным, неправомерно» - подчеркнул он.

Елистратов попросил представителей регионального ведомства разъяснить, почему оно не обращалось к ответчикам в досудебном порядке.

«Мы исходили из судебной практики. Когда допускается подобное нарушение, то ставится вопрос об отмене его оснований и сносу. Они идут друг за другом. И претензионный порядок законом не предусмотрен», - сообщил чиновник, вызвав негодование ответчиков.

В итоге судья объявил в заседании перерыв до 16 мая, после которого обещал принять решение, будет ли принят иск и целиком ли.

Напомним, в январе на заседании регионального градостроительного совета под председательством губернатора Валерия Радаева вице-губернатор Игорь Пивоваров открыто выступил против строительства 19-этажного дома на Московской. Перед Новым годом спикер Госдумы Вячеслав Володин потребовал прекратить варварскую застройку исторического центра Саратова. По его мнению, такие проекты являются «рваческими», направлены на получение выгоды и создают проблемы городу. По данным компании «Пульсар-С», в строительстве высотки участвуют 22 собственника квартир. В случае решения о незаконности возведения здания эти люди могут попасть в число обманутых дольщиков.