Ни умереть не дадут, ни уехать. Власти области опять озаботились демографией

Оценить
Ни умереть не дадут, ни уехать. Власти области опять озаботились демографией
Фото архив fn-volga.ru
Губернатор Саратовской области вновь решил заняться проблемами демографии, но не повышением рождаемости, а сбережением народа саратовского. Уже в ближайшее время Роман Бусаргин проведет выездные совещания в районах, посвященные проблеме демографии.

«В первую очередь, необходимо разобраться в причинах смертности. Везде есть слабые места. Где-то это большое количество ДТП, где-то – пожары или ЧП на воде. Будем искать решения, – сообщил губернатор. – Приведу простые примеры. Если мы видим место концентрации аварий на дорогах, значит, там нужно ставить светофоры или пересматривать принципы движения потоков транспорта. Если регистрируется большое количество случаев смерти от каких-либо заболеваний, необходимо усиливать медицинский блок, в том числе диагностическим и лечебным оборудованием. Это те вещи, на которые органы власти могут повлиять напрямую. Подчеркну, что мелочей здесь нет. Если есть возможность спасти хотя бы одну жизнь, нужно такие решения принимать».

Цели, конечно, благие, но насколько выполнимые? Ведь понятно, что в районах, где много водоемов, летом будет определенное число утонувших; а установкой новых светофоров вряд ли можно сократить значительно аварийность на дорогах. 

Озабоченность главы региона демографическими вопросами вполне объяснима: ему приходится регулярно читать сообщения, подобные этим: «Саратовская область осталась в десятке регионов-антилидеров по естественной убыли населения.

По итогам первого полугодия 2022 года Саратовская область стала восьмой среди всех субъектов РФ по естественной убыли населения».

Или «Миграционная убыль населения Саратовской области в первом полугодии составила 5,1 тысячи человек (в первой половине 2021 года – 4,2 тысячи): прибыли в регион за полгода 22,6 тысячи человек (в первой половине 2021 года – 23,2 тысячи), покинули его 27,7 тысячи (27,4 тысячи).

Абсолютная убыль населения (естественная + миграционная) Саратовской области по итогам января-июня 2022 года составила 15,5 тысячи человек. По этому показателю регион обошли только Москва, Нижегородская и Кемеровская области».

Напомним, что еще в 2012 году ООН включила Саратов в список 28 самых быстро исчезающих городов мира (с населением свыше 750 тысяч человек). По прогнозам организации, к 2025 году население нашего города сократится на 11,54 процента (по сравнению с 1990 годом). В рейтинг попали еще 11 российских городов, среди которых по проценту прогнозируемой убыли Саратов уступал только Нижнему Новгороду (11,76 процента).

Как дополнение приведем такой факт: из нашей небольшой редакции за последние годы в разные города и страны уехало больше десяти журналистов, операторов, айтишников.

Еще надо отметить, что Роман Бусаргин не решился бороться с миграцией, а собирается сосредоточить свои усилия на сокращении естественной убыли населения. А вот его предшественник Валерий Радаев, видимо, полагая, что против природы не попрешь, хотел в свое время бороться именно с миграцией, с отъездом людей из области.

Сейчас мало кто помнит, что в первый год своего губернаторства Радаев собрал большое совещание в филармонии. Там он выступил с проникновенной, даже страстной речью о проблеме уезжающих. Конечно, трудно поверить, что Радаев был способен на яркое выступление, но, клянусь, это было именно так. В его словах чувствовалась не только тревога, но, не побоюсь сказать, боль. Правда, меры по сокращению отъезда были предложены, можно, сказать, хиленькие. Больше десяти лет прошло, не все осталось в памяти, но почему-то запомнилась идея развивать народные промыслы, например, гончарное производство в селе Золотое. Как это могло сказаться на миграции, я и тогда не понял, да и сейчас понять не могу.

Больше того,  буквально на следующий день Валерий Васильевич пригласил главных редакторов на чай, аккуратно интересовался впечатлением от его выступления и допытывался, какие  есть у нас предложения по сокращению миграции. Потом, как водится,  тему заболтали на многочисленных совещаниях и круглых столах. Там, например,  предлагали развивать молодежную политику, хотя никто толком не понимал, что это такое. Были уверены, что прожекты  вроде «Саратов – столица Евразии» удержат молодежь в Саратове и области. Особую надежду  возлагали на совершенно безумный проект обустройства Зеленого острова. Сейчас уже мало кто помнит, что хотели  там соорудить.  Приведу абзац из своего текста десятилетней давности с пересказом некоторых деталей того плана.  

«Старый мост через Волгу станет пешеходным и превратится в некое подобие флорентийского Понто дель Оро. То есть там будут расположены многочисленные магазины и кафе. А рядом со старым мостом будет построен новый двухъярусный, естественно, со съездом на Зеленый. И еще: вагончики канатной дороги, той, которая с Соколовой горы, прямо на острове будут ставиться на рельсовые тележки  и превращаться уже в наземный вид транспорта. А потом уже в другой точке вновь становиться вагончиками фуникулерными». 

Как мостик в современность – многое из той горячечной фантазии вошло в концепцию благоустройства Зеленого острова, разработанную уже в наши дни. В частности, все те же канатные дороги, которые отчего-то очень любят в Саратове, хотя ни одной канатной дороги в городе не было и нет.

Однако концепция переустройства Зеленого острова – это, понятно, из области мечтаний, спустимся на землю. Делается ли что сейчас на замедление миграции? Да, делается. Например, установлены строгие требования к застройщикам – все новые поселки должны иметь социальную инфраструктуру.  Разве плохо, что в каждом новом микрорайоне будет своя поликлиника. Например, в Юбилейном поселке, где я живу, построили новую «двадцатку» – поликлинику № 20. Современное здание, просторное, светлое, современное. Но на дверях объявления на двух листах. Требуются врачи практически всех специальностей. Такая же картина, насколько я знаю, в еще не сданной поликлинике в микрорайоне «Звезда». Не хватает врачей, а где врачи? Как уехали в Москву еще в  пандемию, так и не спешат возвращаться. Такой вот получается замкнутый круг.

Будем откровенны: процесс миграции не остановить. Пустеют и исчезают деревни, становятся безлюдными малые города, из областных центров народ стремится в столицы. Все банально: человек ищет, где лучше. И никто не придумал и не сможет придумать, как сделать, чтобы в Саратове жилось лучше, чем в Москве. А совещания, конечно, можно проводить, всё какое-то занятие.