Маниловский остров. В Саратове снова обсуждают строительство канатной дороги
История не сохранила свидетельств — задумывались ли основатели города Туров и Засекин об устройстве зоны отдыха на этом острове. Зато их преемники развернулись вовсю.
Самый масштабный проект пришелся на первый год губернатора Валерия Радаева, а именно на апрель 2012 года. Тогдашний глава региона без лишней скромности говорил: ««Задача — сделать мощнейший туристический кластер. Проект по сумме соизмерим с Сочинской Олимпиадой. Он может стать национальным проектом, если мы убедим представителей правительства в его необходимости».
Ему вторил тогдашний же министр инвестиционной политики Роман Федосеев: «Это очень прогрессивный проект. Он кажется фантастическим, но может стать пусковым механизмом для развития других моментов. Сейчас мы готовим техническую документацию».
Проект предусматривал строительство на Зеленом острове сети гостиниц, аквапарка, пляжей и бассейнов, яхт-клубов с причалами, парков аттракционов, тренажерных залов и даже горнолыжного курорта. (Хотя, отметим, Зеленый остров — исключительно ровное место). Срок сдачи предусматривался в 2018 году. Реализация проекта оценивалась в 15 миллиардов долларов. Доллар в 2012 году (можете представить?) колебался от 30 до 32 рублей. Итого выходило где-то 450 миллиардов рублей. Фантазеров 2012 года не остановил даже то, что общий объем доходов областного бюджета на 2012 год был запланирован в сумме около 58 миллиардов рублей. Еще раз: стоимость развлекательного проекта почти в восемь раз превышала доходы областного бюджета.
Идею проекта выдвинул Эльдар Гасанов — глава московского «Инстройбанка». На презентации, которая проводилась совместно с министром Федосеевым, Гасанов рисовал подробности: на Зеленом острове будет построен аэропорт, к острову будут подведены канатная дорога, железная дорога и автодорога Казахстан — Саратов — Бельгия. Министр сообщил, что Гасанов «мыслит стратегически». Короче. В наш город приезжал гоголевский Манилов (или Остап Бендер с проектом Нью-Васюков), а власти этого не поняли.
В следующем, 2013 году у «Инстройбанка» отозвали лицензию. В 2015 году тогдашний глава администрации Саратова Александр Буренин сообщил, что инициаторов проекта развлекательного центра найти не могут: «Мы начали прорабатывать детали. Но сейчас этих москвичей мы найти не можем».
Никогда не было — и вот опять. Появилась новая концепция развития Зеленого острова. Принадлежит она победителю международного конкурса — консорциуму «Citymakers/ Arteza/ Megabudka/Факультет биологии СГУ/ Студия транспортного проектирования».
Предполагается, что на острове много чего будет. Например, эко-парк. Доступ туда будет организован по мосту из общественного центра, расположенного в центральной части острова. Здесь также будет площадь, с информационным и образовательным центрами, рынком, магазином и двумя кафе — одно с видом на Саратов, другое с видом на природу. Рядом с общественным центром будет создан уникальный лодочный кинотеатр, а в лесистой части острова располагается веревочный парк.
Что-то это все напоминает. Ну, Гоголь, бессмертный Николай Васильевич Гоголь. «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он (Манилов — ред.) о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары».
Концепция развития острова предполагает еще много новаций, не будем на них останавливаться — желающие могут отыскать их в интернете. Остановимся только на одной детали. Согласно концепции, добраться до Зеленого можно будет по канатной дороге, или из Затона, а, может, и из парка Победы. У нас в Саратове очень любят говорить о канатных дорогах будущего, даже больше чем о скоростном трамвае.
Общественное обсуждение концепции уже идет и продлится по 28 октября.
Можете принять участие, например, спросить очевидное: а деньги есть? С другой стороны, в наше суровое время отчего бы не поговорить о прекрасном будущем, даже если оно и недостижимо.