«Это фейк». Вячеслав Володин не может разобраться с понятием «недостоверная информация»

Оценить
«Это фейк». Вячеслав Володин не может разобраться с понятием «недостоверная информация»
Спикер Госдумы Вячеслав Володин. Фото vvolodin.ru
Интересный диалог состоялся между спикером Государственной думы Вячеславом Володиным и корреспондентом «Свободных» во время последнего визита главного парламентария в Саратов. Спикер назвал новость фейковой тогда, когда никакой новости еще не было.

Володин счел вопрос журналиста фейком

Журналист в ходе пресс-подхода уточнил у спикера Госдумы, является ли вымыслом информация, что в ближайшее время он может возглавить Саратовскую область. В принципе вопрос давал возможность политику ответить развернуто.

Для начала можно было похвалить своего протеже губернатора Валерия Радаева и подчеркнуть, что о досрочной отставке главы региона речи не идет. Затем пояснить, что частые визиты в область связаны вовсе не с политическими амбициями (хотя какие амбиции – вместо Госдумы возглавить регион?), а с желанием помочь местным жителям и начальникам. Можно также было мягко намекнуть, что без участия Володина начальники не справляются. Но можно было бы этого не делать – и так всем всё ясно.

Но разговор пошел совсем в другом ключе.

– У нас есть законодательство, которое предусматривает ответственность за фейковые новости. Вы почитайте законы и будьте законопослушным гражданином, потому что вам ответы на все вопросы были только что даны, – сказал Володин.

– Мы у вас и интересуемся, чтобы информация была достоверной, – ответил журналист.

– А если вы целенаправленно берете и пытаетесь создавать фейковую новость... Зачем вы нарушаете закон?

Уже с этого момента ситуация становится странной. Никакой «фейковой новости», в каком бы ключе не понимать этот термин, нет. Только задан вопрос, который подразумевал два варианта ответа: да или нет.

Но спикер Думы предпочел третий вариант, сосредоточившись на гипотетический фейк:

– Некоторые считают, что я редко приезжаю, а вы считаете, что часто. Вы в этом видите умысел и пытаетесь этот умысел формализовать. Остановитесь, не создавайте фейковую новость, потому что за это отвечать надо будет. Вот вы взяли и остановились. Почему? Потому что я вам всё объяснил. Вот моя логика. А вы начинаете прикручивать это к своей логике. Нет здесь вашей логики, здесь есть логика, которая вам здесь сегодня доступно была объяснена – исключительно из-за любви, исключительно из-за того, что это родина.

Для начала надо пояснить, что ссылки Володина на закон и ответственность за фейковые новости в нашем случае несостоятельны. Спикер, по всей видимости, имеет в виду Федеральный закон N 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», принятый в марте прошлого года.

Согласно этому закону, «ограничению подлежит распространение недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности».

Предположить, что новость о возможной смене саратовского губернатора, пусть и недостоверная, создаст угрозу жизни и здоровью граждан или вызовет массовые беспорядки – это уж слишком. Или спикер не знает содержание принятых Госдумой законов?

Понятно, что ошибаться могут все – и журналисты и политики. Иногда случайно, иногда намеренно. Граждане России к этому привыкли и привыкли не верить ни тем, ни другим. И одновременно, будучи людьми крайне наивными, россияне ждут хороших новостей, ждут чуда. И его им обещают. Причем не журналисты, а политики.

Вот несколько ситуаций и обещаний, которые, по логике спикера, могут считаться фейками.

Володин докладывает, что «Тролза» будет сохранена и даже начнет выпуск кузова трамваев. Но это не так

27 сентября прошлого года в интервью ГТРК «Саратов» Вячеслав Володин оптимистично оценивал перспективы энгельсского завода «Тролза». Напомним, что завод входил в состав холдинга «Солнечные продукты», к которому спикер ГД некоторое время назад имел самое прямое отношение. Завод к тому времени переживал тяжелые времена, производство фактически остановилось, к предприятию были выставлены иски на сотни миллионов рублей. Перспективы выиграть арбитражные суды были ничтожны.

И в это время спикер говорит в своем интервью: «Сегодня можно говорить о том, что вот этот вот самый тяжелый этап пройден – этап поиска инвестора, этап сохранения. А более того, сейчас мы говорим об этапе развития этого предприятия. Что не только троллейбусы будут выпускаться, но и будут выпускаться кузова трамваев. Поэтому надеюсь, что все будет хорошо, в ближайшее время завершится вот этот переходный этап, и предприятие, которое сегодня взялось – холдинг огромный российский, – за реанимацию «Тролзы», все решения приняло для себя о том, что это будет эффективное современное предприятие у нас в Энгельсе».

На самом же деле уже к концу зимы стало ясно, что «Тролза» как производственной единицы не существует. Да, на его площадях компания «Транспортные системы» организовала сборку троллейбуса своей разработки. При этом глава «Транспортных систем» Феликс Винокур заявил, что заниматься благотворительностью по спасению оказавшейся в банкротстве «Тролзы» он не намерен. И проекты «Тролзы» он реализовывать не будет. 

Но вопрос, собственно, в другом: когда Вячеслав Володин говорил о прекрасном будущем завода, он не мог не знать о реальном положении дел – огромных долгах «Тролзы», например. Почему же появился столь оптимистический прогноз? От незнания ситуации? Спикер был введен в заблуждение? Или он просто хотел успокоить рабочих и общественность, введя их в заблуждение? Так или иначе, слова Володина не соответствовали действительности, что в скором времени и подтвердилось. Но никто не говорит, что это был фейк.

Хорошо, будем считать, что Володин в случае с «Тролзой» заблуждался.

Володин заявляет, что пенсий, возможно, не будет

Есть и другие примеры, когда спикер парламента доводил до людей неверную информацию и делал это намеренно. Речь идет о нашумевшей истории, случившейся в ту пору, когда депутаты пытались убедить людей, что повышение пенсионного возраста им только на пользу.

В дальнейшем в России вероятно снижение уровня пенсий и даже отмена государственных пенсий как таковых. Такое мнение 11 августа 2018 года высказал председатель Госдумы Вячеслав Володин на встрече с жителями Заводского района Саратова.

«У нас с вами пенсионная система государственная имеет дефицит, в ней вот такая дыра, и за счет бюджета её наполняют. Будут у нас дальше государственные пенсии или нет, это тоже вопрос, потому что бюджет стал дефицитным», – заявил председатель Госдумы. И далее предположил, что «если завтра у нас с вами пенсии не только расти не будут, а будет все меньше и меньше, потому что у нас количество работающих, как мы понимаем, уменьшается».

То есть еще раз: один из руководителей государства сообщает людям, что пенсии, возможно, будут уменьшаться, а то и вовсе их платить не будут. Такие слова как раз и подпадают под определение фейковых новостей – недостоверная общественно значимая информации, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности.

Хорошо – для Володина – что Дума к тому времени не приняла Федеральный закон N 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Володин называет собственную цитату фейком

У этой истории было интересное продолжение. Спикер ГД дал интервью «Российской газете», в котором сказал буквально следующее:

«Когда шло обсуждение пенсионного законодательства, я был у себя в избирательном округе в Саратовской области и встречался в поселке с людьми. Мне задали вопрос на тему этого законопроекта. Начал объяснять. Говорю: «Понимаете, пенсионная система на сегодняшний день имеет дефицит. Этот дефицит закрываем из бюджета, но дыра – растет». И дальше задаю вопрос губернатору, который присутствовал на встрече: «Скажите, сколько работающих у нас сегодня по отношению к количеству пенсионеров?» Он говорит: «0,96 к 1 пенсионеру». То есть показатель один к одному. Один работающий и один пенсионер. Спрашиваю: «А вы знаете, что у нас работающие обеспечивают пенсии не работающим?» И дальше продолжаю: «Если мы ничего не будем делать, то у нас эта ситуация может усугубиться, и государственная пенсионная система будет менее устойчивая, и завтра возникнет вообще вопрос, что пенсии расти не будут, государству будет все сложнее сохранять их размер даже на нынешнем уровне».

После этого одно издание, которое не отвечает по обязательствам перед читателями, пишет: «Володин сказал, что завтра государственные пенсии отменят».

И это мгновенно разошлось по интернету! По сути, все, что я говорил – что нужно заниматься совершенствованием пенсионного законодательства для того, чтобы у нас пенсионная система была устойчивой, пенсии росли. Но это оказалось, как говорится, побоку.

Сейчас в мире цифровых технологий, при возросшей роли социальных сетей такое происходит нередко. Вбрасывается тема, развивается, «переворачивается», и дальше все становятся ее заложниками. Обсуждают то, чего в принципе нет на самом деле. Это «фейк».

Однако, фейком оказались слова самого председателя парламента. Во-первых, Володин в своем интервью сознательно пропускает фразу, которая вызвала резонанс: «Будут у нас дальше государственные пенсии или нет, это тоже вопрос, потому что бюджет стал дефицитным».

Кстати, о дефиците бюджета. Профицит бюджета Российской Федерации в 2018 году составил около 2,746 триллиона рублей. Спикер не мог не знать об этом, значит, он сознательно вводил людей в заблуждение.

И еще одна, скажем так, неточность из того же интервью: «После этого одно издание, которое не отвечает по обязательствам перед читателями, пишет: «Володин сказал, что завтра государственные пенсии отменят». На самом деле заголовок «Свободных» выглядел так: «Володин не исключил отмену государственных пенсий». Никаких дат в заголовке и новости тоже нет.

Обвинять СМИ в тиражировании «фейковых новостей» у нас любят. Но при этом хорошо бы самим обвинителям понимать, что такое недостоверная информация и контролировать свои речи.