«Пожалуйста, не называйте нас «Тролзой» … не обижайте коллектив». Компания-инвестор объявила, что не будет сохранять проекты троллейбусного завода
Топ-менеджер компании разработчика электротранспорта произнес эту фразу в начале своего общения с журналистами из Саратовской области после презентации троллейбуса серии «Адмирал». Собирать новинку начали на арендованных линиях пока еще существующего местного предприятия «Тролза».
В словах Феликса Винокура не было попытки преуменьшить былые заслуги местного предприятия. Скорее в этом читалась усталость и, может быть, раздражение от ошибок пишущей братии региона, когда вместо новостей о работе ООО «Производственная компания «Транспортные системы» появлялись новости о восстановлении «Тролзы».
Пациент скорее жив… или иностранная экспансия «Тролзы»
Стоит отметить, что путаница долгое время сохранялась не только в умах журналистов. Поводы для оптимизма подкидывал и губернатор Саратовской области Валерий Радаев. Так, пятого декабря в аккаунте Instagram Валерия Радаева был размещен сюжет, полный оптимизма по поводу будущего местного бренда «Трозлы» «Парк электротранспорта Саратова пополнился на 7 троллейбусов».
«Хочу сказать, что это наши троллейбусы, – заметил с явным удовольствием глава региона, входя в салон. Эту фразу он повторил дважды в течение минутного ролика. – Сейчас два мы уже получили, еще пять на очереди. Мы встречались с коллективом и поставили задачу сохранить это производство. Оно имиджевое для нашего региона и практически единственное в Российской федерации», – убеждал подписчиков глава региона, в то время как фоном в сюжете то и дело мелькал логотип «Тролза», совсем как в ролике, снятом в рекламных целях.
За день до этого 4 декабря, на официальном аккаунте «Володин. Саратов» появилась не менее оптимистичная информация, под заголовком: «О судьбе «Тролзы» сегодня говорили в Москве».
«Вячеслав Володин провёл совещание по вопросу реализации инвестпроекта в Энгельсе на базе «Тролзы». Речь шла о расширении и выпуске новой линейки производства троллейбусов… Он отметил важность сохранения старейшего завода и необходимость его расширения. Стоит задача выхода на рынки не только России, но и зарубежных стран, а также участие в конкурсных процедурах уже в декабре этого года и обеспечение заказом предприятия на ближайший год», – тональность этого сообщения практически однозначно настраивала читателя на оптимистичный исход. Старейший завод не только сохранит производство, но и расширит линейку, выйдя на новые рынки в стране, и начнет иностранную экспансию».
Инвестор «уточнил» слова губернатора
Но как видим, реальность получилась куда более прозаичной, о чем сообщил региональный минпром: «Сегодня инвестор начал работу по созданию нового предприятия на производственной базе завода «Тролза».
Расставить все точки над I помогла прошедшая 20 февраля презентация первого произведенного на саратовской площадке троллейбуса серии «Адмирал» и совещание, в котором, помимо властей региона и представителей предприятия инвестора, принимали участие заместители федеральных министерств, а также руководитель профильного комитета Госдумы.
Оказавшись в такой компании, Валерий Радаев то ли в шутку, то ли с грустью сказал: «Командуйте, мы сегодня ваши подчиненные», – когда организаторы попросили почетных гостей перед началом торжественной церемонии встать в углу цеха, напротив баннера ООО «ПКТС». Впрочем, именно главе региона было доверено почетное право первым произнести речь на церемонии:
«Очень приятно, что компания-инвестор пригласила нас на это замечательное событие. 70 лет назад примерно в это же время состоялось открытие энгельсского завода. Сегодня – второе дыхание для предприятия. Багаж региона, его конструкторы, рабочие являются важным элементом в разработке. Благодаря этой основе, появилась новая машина. Машина нового поколения, и это мировой бренд, который может поставляться не только на рынок РФ, но и на мировые рынки», - заявил глава региона.
Выступая следом, Феликс Винокур отметил, что показанный сегодня троллейбус «Адмирал» серии 6281 является модернизированной инженерами самой «ПКТС» разработкой 2015 года, которую позднее компании пришлось заморозить.
Глава компании признал, что на предприятиях Саратовской области были произведены не только сварка корпуса и так называемая отверточная сборка, но и поставка нескольких узлов, как например, систем кондиционирования и отопления салона. Но это были наработки компании «Этна», одним из учредителей которого является сам Винокур, а не «Тролзы».
Узлы и агрегаты также имели иногороднюю, а порой и иностранную прописку. Электроника произведена в городе Златоуст предприятием ООО «Златон ТС», а мосты и вовсе пришлось заказывать немецкие, так как наладить их производство в России пока не удалось.
Аренда под проект - еще не владение
В общей стоимости произведенных на энгельсской площадке троллейбусов процент иностранных комплектующих сравнительно невелик. При производстве «Адмирала» более 80% стоимости остается в России, однако при производстве электробуса, которому для движения не требуется контактная сеть, локализация оказалась значительно ниже. Такие данные озвучил заместитель Минтранса РФ Алексей Семенов в ходе совещания по развитию электротранспорта:
«Электробус является отечественным лишь на 50 процентов. Связано это с тем, что производство ячеистых элементов питания недостаточно развито в стране. Три завода по производству российских троллейбусов имеют средний процент локализации 85 процентов».
Впрочем, шансы на то, что импортозамещение иностранных запчастей будет возрастать, появились. Федеральный чиновник рассказал о государственной системе субсидий на закупку городского электротранспорта. Возможности появляются благодаря нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», бюджет которой предусматривает возможность закупок. Ориентировочно на средства программы можно приобрести свыше 200 трамваев и до 800 троллейбусов. А потому у российского бизнеса, нацеленного на этот сегмент, появляются перспективы для наращивания производства и роста локализации.
Тем более оказалось, что и сборка «Адмирала» на линиях, арендованных у «Тролзы», началась практически под этот проект. И первой его ласточкой стал заказ для северной столицы. Транспортный комплекс Санкт-Петербурга нуждается в приобретении более 80 единиц техники. Феликс Винокур не стал скрывать, что именно для этого и были наняты порядка 180 человек из числа ранее уволенных с «Тролзы» 800 работников. Глава компании не исключил, что в перспективе рассматривает трудоустройство еще части коллектива: «Все зависит от портфеля заказов, который мы сможем привлечь на данную площадку. Одновременно мы понимаем, как важно сохранить производственные компетенции, которые были наработаны на предприятии. Мы понимаем, что если они будут утеряны, то восстановить их страна вряд ли сможет».
По словам представителя компании, для воплощения этой задачи уже были произведены значительные инвестиции, оплачена аренда на срок одиннадцать месяцев, закуплено оборудование, вплоть до новых сварочных аппаратов и приняты на работу люди, которые получают зарплату. И это несмотря на то, что на 20 февраля еще не продано ни одного собранного в Энгельсе «Адмирала». Тем самым, как представляется, Феликс Винокур объяснил, что этот проект и так ему обошелся недешево, и заниматься благотворительностью по спасению оказавшейся в банкротстве «Тролзы» он не намерен.
Тем более что аренда заключена на определённый срок (к слову, одиннадцать месяцев относится к краткосрочному договору, даже не требующему государственной регистрации). Что будет дальше? Вопрос пока открытый. Если инвестору будет комфортно, то в планах не только выпуск троллейбусов, но и сварка трамвайных корпусов. Для чего на территории открыто обособленное подразделение «Энгельсский завод электрического транспорта». Заметим, это даже не отдельное юридическое лицо.
Значит ли это, что инвестор оставляет себе поле для маневра, на случай если оптимистичный вариант не будет реализован? Менее, чем через год, компания уже осуществит заявленные цели. Выполнит контракт для Санкт-Петербурга, привлечет всех квалифицированных работников, в которых заинтересована, освоит производственные практики энгельсского завода, изучив как позитивный, так и негативный опыт. Что помешает «ПК ТС» снова свернуть производство? Например, так, как это уже было с «Адмиралом» пять лет назад. Такой вариант исключить нельзя.
P.S.
Одно ясно уже сейчас, далеко не весь багаж «Тролзы» будет востребован. Уже уходя, Феликс Винокур предпочел пусть и не очень дипломатично, зато коротко и четко ответить на вопрос экономического обозревателя Натальи Маус:
– А что будет с проектами «Тролза?» Вы будете их использовать?
– Зачем? У нас множество своих наработок, которые мы еще только хотим реализовать, – пояснил инвестор.
Но увековечить память о местном бренде и знаковом для всей Саратовской области производстве все же удалось. Например, это сделано, в названии территории – индустриальный парк «Тролза». Еще такое название носит остановка общественного транспорта неподалеку от заводской проходной.