СМИ обратили внимание на отмену рейсов на SSJ 100. Эксперт объяснил причины поломок последних лайнеров
Авиаэксперт и бывший конструктор «Сухого» Вадим Лукашевич опубликовал видеоролик испытаний самолета Sukhoi Superjet 100 по эвакуации пассажиров и объяснил причины, по которым лайнер провалил испытания, прошедшие 4 и 7 февраля этого 2020 года, после чего дальнейшая эксплуатация самолета стала невозможной. Об этом 14 февраля сообщил портал Lenta.ru со ссылкой на пост в Facebook конструктора.
Ранее авиакомпания «Аэрофлот» внезапно отменила рейсы из аэропорта Шереметьево в Ульяновск, Белгород, Вильнюс и Дрезден, которые должны были состояться 11 февраля на самолетах марки Sukhoi Superjet 100, сообщал новостной портал «Москва.ру».
Журналисты издания отметили, что ранее Telegram-канал Baza упоминал о двух отмененных рейсах и связывал это с проблемами, которые могли возникнуть из-за возможных неполадок в самолетах. Они пытались получить от «Аэрофлота» ответ на запрос по ситуации с отмененными рейсами.
По данным, которые привел в своем посте авиаэксперт, при проверке на выпуск аварийных надувных трапов в SSJ 100 правильно раскрылся только один, еще два вышли в перевернутом виде, а один порвался. Лукашевич напомнил что, согласно действующим авиационным правилам эвакуация с самолета, в котором более 44 пассажирских мест, должна укладываться в 90 секунд, что «невозможно при неисправных аварийных трапах».
«Контрольные проверки «путем реальной демонстрации» на прошлой неделе показали, что Sukhoi Superjet не соответствует нормам летной годности и выданному сертификату в части обеспечения эвакуации людей, находящихся на его борту, и его дальнейшая эксплуатация невозможна. Это критически важный дефект самолета, не обеспечивающий требуемый уровень безопасности в аварийных ситуациях. Все инструкции в спинках пассажирских кресел бесполезны. В данном случае, случись что с этим бортом RA-89028, погибли бы почти все», - написал на своей странице Лукашевич.
Он призвал также отозвать или приостановить сертификат самолета до исправления дефектов аварийных надувных трапов.
После заявления авиаконструктора компания «Гражданские самолеты Сухого» решила обратиться в прокуратуру. Об этом сообщает РБК со ссылкой на пресс-службу компании.
Представители ГСС заявили, что на видео запечатлены «абсолютно точно не те испытания, которые регулярно проводит производитель». В компании также объяснили, что контрольные выпуски сертифицируются по российским и международным требованиям и проводятся только на специальных площадках с профессиональной фиксацией данных.
«Когда, кем и где сделаны съемки, как обслуживается данный самолет - непонятно», - цитирует информагентство слова представителей ГСС.
Также производители SSJ 100 увидели в случившемся очередной виток «кампании по дискредитации продукции российского авиастроения» и решили разобраться «на каком основании неустановленные лица на борту самолета спровоцировали выброс надувного трапа и почему устройство сработало некорректно».
По итогам произошедшего у Вадима Лукашевича взяли комментарий журналисты телеканала ОТР.
У эксперта спросили, какие проблемы сейчас стоят у авиакомпаний, использующих SSJ 100, и что происходит с самолетами.
По словам Лукашевича, эти проблемы возникли достаточно давно, с начала эксплуатации самолетов. Он полагает, что причиной стало то, что лайнер создали, не обеспечив нормальным постпродажным обслуживанием, в том числе поставкой запчастей и комплектующих.
Замена запчастей происходит либо по регламенту, либо в случае поломки, но у SSJ 100, отмечает Лукашевич, нет сервисного обслуживания самолетов и это приводит к тому, что часть машин простаивает в ожидании запчастей, а часть - разбирается на запчасти, чтобы летали другие, «так называемый авиационный каннибализм».
«Все авиакомпании, которые покупали этот самолет, можно разделить на две категории. Первая – это компании, которые вынуждены покупать. Допустим, «Аэрофлот». На него ставится задача приобретения нового самолета, как на авиакомпанию-лидера, и в процессе эксплуатации наработка вот этих всех ошибок. То есть авиакомпания «Аэрофлот» первая купила «Суперджет», она же будет первая покупать наш МС-21 и т. д. И есть авиакомпании рыночные, допустим, зарубежные, которые просто-напросто оценивают самолет с точки зрения его характеристик, экономичности, там, параметров, цены и т. д. То есть это в основном иностранные авиакомпании. (...) Они уже отказываются именно по этим причинам. Потому что мало купить, его нужно потом обслуживать, должны быть запчасти и т.д. Поэтому все иностранцы на сегодняшний день отказались от эксплуатации «Суперджетов». И они остались только в «Аэрофлоте»: в общем-то, в нашей авиакомпании, которые они должны покупать, потому что «Аэрофлот» это государственная компания, она должна соответственно продвигать государственные интересы в том числе, даже и себе в убыток», - описал ситуацию на отечественном авиарынке эксперт.
Вадим Лукашевич также отметил, что SSJ 100 является национальной программой, на которую выделяют бюджетные дотации. Он обратил внимание, что сами по себе лайнеры работают нормально, но они могут внезапно останавливаться из-за нехватки запчастей.
«Вообще Суперджет отличается тем, что там очень большой процент (по разным оценкам до 70-80%) - иностранные комплектующие. И главный вот бич – это двигатели. Которые, оказались, вместо заявленных шести тысяч часов ресурса, там порядка двух тысяч. То есть надо двигателей, получается, в три раза больше, в три раза чаще менять. А горячая часть двигателя – это французское производство. Фактически это мелкосерийный двигатель. Соответственно, что такое мелкосерийный? Он стоит только на «Суперджете». Ни в каком другом аэропорту мира запчастей, какого-то обменного фонда нет. Это самая главная проблема эксплуатации «Суперджета». Потому что – вот нет запчастей. Я подразумеваю, это, в общем, совершенно очевидно, что то же самое будет на МС-21. Потому что вообще мы научились создавать хорошие самолеты, но мы совершенно не умеем обеспечить вот этот современный международный, общемировой уровень сервиса и послепродажного обслуживания. Самолет должен летать по 8, по 10 часов в сутки. Суперджет летает 3-3,5 часа. Против конкурентов 7, 8, 10 часов. В авиации пассажирской коммерческой самолет приносит прибыль, если он, пока он в воздухе. Пока он стоит на земле, он приносит одни убытки. Именно поэтому чем больше они летают, тем лучше. У «Суперджета», при всех его плюсах, какие у него есть (у него есть эти свои преимущества), вот это обнуляет все», - рассказал телеканалу Вадим Лукашевич.
- Ранее внимание общественности и СМИ к неисправностям самолетов SSJ 100 и задержкам их рейсов привлекла трагедия в московском аэропорту «Шереметьево» 5 мая прошлого года. Там в результате жесткой посадки после удара молнии загорелся «Суперджет» «Аэрофлота». При пожаре погиб 41 человек.
- После шереметьевской трагедии СМИ неоднократно сообщали об отмене и отсрочке перевозчиками вылетов Sukhoi Superjet 100. Ряд авиакомпаний потребовал проверить воздушные суда этого типа на соответствие требованиям сертификатов.
- По итогам прошлого года производитель самолетов не смог выполнить план продаж на 2019 год и продать 16 лайнеров.