Осужденный за взятки экс-полковник МВД Захарченко хочет вернуть конфискованные девять миллиардов

Оценить

Бывший полковник МВД Дмитрий Захарченко, его родственники и знакомые намерены вернуть девять миллиардов рублей, конфискованные в рамках уголовного дела. Они подали заявления в Никулинский суд Москвы, сообщает сегодня, 29 января, газета «Ведомости» со ссылкой на адвоката семьи Валерию Туникову. Заседание суда назначено на 19 февраля.

Дело хотят пересмотреть по вновь открывшимся обстоятельствам, сообщили журналисты. Пресненский суд не подтвердил получения Захарченко взятки и фактически тот был осужден за воспрепятствование правосудию и получение имущественной выгоды от скидки в ресторане. Но доказательства того, что Захарченко являлся владельцем спорного имущества, основаны именно на материалах уголовного дела, подчеркивается в жалобе. На эти материалы ссылался суд, когда делал вывод о том, что Захарченко долго скрывал от службы и общества свои незаконные доходы. К заявлению приложено заключение по делу, подписанное бывшим главой Совета по правам человека при президенте Михаилом Федотовым. В нем сказано, что с учетом презумпции невиновности предъявление исков о конфискации незаконно приобретенного имущества к лицам, приговор в отношении которых не вступил в силу, а дело о приобретении имущества еще расследуется, «неправомерно и преждевременно».

Заявители сослались на определение Конституционного суда от ноября прошлого года, отказавшегося проверять норму антикоррупционного законодательства, по которой конфисковали имущество как полковника Захарченко, так и его знакомых и членов семьи. Суд сослался на позицию, ранее сформулированную по аналогичному делу, которая главсит, что конфискация денег возможна лишь при условии доказанности их происхождения от реализации конкретного имущества, закрытый перечень которого установлен антикоррупционным законодательством. В этом перечне отсутствуют драгметаллы и деньги, напоминают заявители.

Эксперты сообщили изданию, что недоказанная взятка не означает дисквалификации доказательств, даже если они основаны на материалах уголовного дела, ведь суд не признал их недопустимыми, поэтому позиция Захарченко выглядит не слишком убедительно. Однако само решение об обращении в доход государства имущества было очень спорным, так как антикоррупционный закон предполагает контроль только за чиновником и ближайшими членами его семьи, а в данном случае имущество изъято у третьих лиц после того, как их объявили номинальными владельцами, хотя закон не предусматривает понятия «номинальный держатель».

Эксперты также опасаются, что изъятие имущества в таких случаях является приоритетом цели над законностью методов ее достижения. Изъятие имущества у родственников и знакомых коррумпированных чиновников свидетельствует о том, что следователи не хотят утруждать себя поиском доказательств и придумали, что изымать имущество можно только по факту неких отношений с коррупционером. Такие неправовые способы, опасаются юристы, приведут к перекосу всей системы и к тому, что могут появиться десятки и сотни дел, от которых пострадают вполне добросовестные собственники.

  • Ранее Дмитрий Захарченко до ареста осенью 2016 года был врио начальника управления «Т» в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России, которое курирует топливно-энергетический комплекс. При обыске в квартире у сестры полковника нашли более восьми миллиардов рублей наличными в различной валюте. Высокопоставленный «борец с коррупцией» утверждал, что накопил столько денег с зарплаты. В декабре 2017 года суд удовлетворил иск Генпрокуратуры РФ об обращении в доход государства имущества Захарченко, а также его родственников и близких на общую сумму около девяти миллиардов рублей, позднее в СК заявили, что решение суда исполнено и эти средства поступили в бюджет.
  • В мае 2018 года СМИ сообщали, что часть изъятых у Захарченко средств была украдена при перевозке. Кроме того, некоторое имущество полковника могло не попасть под арест – журналисты писали, что сотрудники ФСБ безуспешно пытались найти документальные подтверждения того, что полицейский во время службы смог обзавестись недвижимостью за границей, в том числе «замком в Лондоне». СКР продолжал следствие по иным эпизодам преступной деятельности, инкриминируемым Дмитрию Захарченко, речь в том числе идет о получении взятки в размере более двух миллиардов рублей. В июне 2019 года Дмитрия Захарченко приговорили к 13 годам колонии строгого режима и штрафу в размере 117 миллионов рублей.
  • В конце прошлого года Конституционный суд РФ подтвердил законность конфискации имущества не только у коррупционеров и их родственников, но также у их друзей или знакомых обвиняемых. Решение было принято в связи с делом осужденного Захарченко, а также по жалобам его родных.