СМИ: Банки стали требовать от клиентов обоснования переводов до тысячи рублей
Ряд российских банков стал требовать от клиентов экономические обоснования операций по переводу на другие счета небольших суммы - до тысячи рублей.Об этом сообщает сегодня, 27 ноября, газета «Известия».
При этом, по данным издания, в случае отказа граждан предоставить банку документы, объясняющие эти трансакции, их карту или счет могут заблокировать.
Газета привела истории трех москвичей, которые делали переводы типа p2p, то есть перечисления между гражданами. С одной из женщин потребовали в течение трех дней предоставить банку письменное обоснование экономического смысла перевода, документы, подтверждающие происхождение денег (расширенная выписка со вклада) и письменное пояснение целей расходования денег с карты. При этом уладить проблему удалось только благодаря знакомому москвички, который работал в «Бинбанке». Аналогичные претензии к одному из москвичей выдвинул Сбербанк, и когда, после разбирательств и предоставления документов перевод кредитное учреждение все же сделало, но мужчина перестал пользоваться его услугами. Такие же проблемы возникли и у клиента «Тинькофф-банка»: от мужчины потребовали предоставить фотографии карт, с которых ему была переведена тысяча рублей, а до предоставления фото его карту заблокировали.
В пресс-службах «Бинбанка», Сбербанка и «Тинькофф-банка» не ответили на вопросы «Известий» о блокировке карт клиентов при денежных переводах в размере одной тысячи рублей.
В свою очередь представители Центробанка заявили изданию, что в рамках противодействия мошенничеству банк обязан приостановить операцию и связаться с клиентом только если сочтет, что транзакция содержит признаки, указывающие на вероятность её совершения без согласия владельца средств. Таким признаком может быть, к примеру, несоответствие суммы и периодичности переводов типовому платежному поведению клиента. Однако банк не должен выяснять происхождение средств или назначение платежа, так как все, что ему необходимо - получить от клиента подтверждение отправления денег или отказ от операции.
Также в ЦБ сообщили, что не получали жалобы на массовую блокировку банками перечислений между гражданами. В случае, когда клиенты столкнутся с такими проблемами, регулятор рекомендует им жаловаться в интернет-приемную.
Финансовые аналитики также прокомментировали газете сложившуюся ситуацию и обратили внимание, что мониторинг p2p-переводов на суммы в пределах тысячи рублей может объясняться тем, что эти операции стали чаще использоваться при ведении торговой деятельности и оказании услуг. Они стали, фактически, для многих мелких предпринимателей аналогом эквайринга и создали удобную почву для ухода от налогов. При этом по закону максимум, что может потребовать банк от клиента - сделать устное подтверждение по звонку, что трансакцию совершал действительно он. Никаких документов по p2p-переводам банк запрашивать не вправе, а в случае выдвижения таких требований они нарушают установленные законодательные нормы. Клиенты могут не только жаловаться в ЦБ, но и обращаться в суд.
Эксперты уточняют, что банки ведут и борьбу с незаконными трансакциями в рамках противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма, но, по действующему законодательству, они информируют Росфинмониторинг об операциях на сумму свыше 600 тысяч рублей.
«Замглавы Росфинмониторинга Павел Ливадный не ответил на вопрос «Известий» о блокировке банками p2p-переводов на одну тысячу рублей. Как сообщил «Известиям» источник, близкий к Росфинмониторингу, финразведке не известно, что правила противодействия нелегальным операциям банков предполагают возможность требовать от граждан пояснения по переводам на сумму в пределах столь маленькой суммы. Собеседник уточнил, что Росфинмониторинг не в курсе практики, когда кредитные организации обещают заблокировать счет или карту, если клиент не предоставит обоснование экономического смысла по мелким p2p-переводам», - проинформировала газета.
Напомним, в прошлом году Центральный банк РФ потребовал от сервиса «Яндекс.Деньги» закрыть кошелек члена Фонда борьбы с коррупцией Леонида Волкова, на который собирались средства для президентской избирательной кампании оппозиционера Алексея Навального. В этой связи компания приняла решение изменить условия пользовательского соглашения и внести пункт, ограничивающий сбор средств на кошелек в политических целях.