Журналисты заявили о возможной связи Володина с причастными к банкротству САЗа
После анонсированного спикером Госдумы Вячеславом Володиным разбирательства по поводу банкротства Саратовского авиационного завода деловое издание «Бизнес-Вектор» опубликовало материал, в котором журналисты выражают скепсис по поводу его перспектив и указывают на связь возможных виновников ситуации с окружением спикера Госдумы.
В субботу, 21 октября, в ходе визита спикера Госдумы Вячеслава Володина в Саратов состоялась его встреча с ветераном авиазавода Александром Бернадским. Бернадский заявил, что несмотря на активное освоение земель оборонного предприятия под застройку «авиационный завод никогда не был частным», а его территории до сих пор являются государственными.
«То, что земли федеральные и всегда были таковыми после нескольких лет переписки, признала областная прокуратура и дала предписание оформить всю недвижимость Саратовского авиационного завода в государственную собственность, но Росимущество здесь ничего не делает. И никто ничего... Все остается безнаказанным. Завод уничтожен! У меня все документы есть, если надо, то представлю», - заявил Бернадский.
«С авиационным заводом надо разобраться. Там история вывода земель и всего остального темная (...) Надо посмотреть, может быть у нас что-то получится», – ответил Володин. Спикер Госдумы попросил губернатора Валерия Радаева и и.о. главы Саратова Михаила Исаева «посмотреть с позиции защиты интересов города и области».
«Необходимо взять и от города выступить с позицией, а то у нас получается, что граждане занимают более государственную позицию, чем органы власти», - сказал он.
«Бизнес-Вектор» напоминает, что отчуждение имущества САЗа в пользу трудового коллектива предприятия было произведено на основании постановления Совета Министров СССР от 10.01.1991г. №19, в то время как Постановление Верховного Совета РФ № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ…», которое прямо запретило приватизацию оборонных заводов, их территорий и мощностей, а также убежищ ГО и ЧС, вышло только спустя почти год, 27 декабря.
Однако постановление Совмина СССР, по которому произошла приватизация САЗа, является подзаконным актом, а на тот момент, согласно статье 96 Гражданского кодекса РСФСР, порядок приема-передачи объектов недвижимости требовал акта приема-передачи. Никаких доказательств передачи или выкупа приватизируемого имущества на момент вступления в силу постановления Верховного Совета РФ о запрете приватизации оборонных предприятий (16.01.1992) в суды не было представлено, отмечает издание.
Таким образом, заключают журналисты, на дату выхода постановления Верховного Совета РФ, защищающего от приватизации оборонные предприятия, передача имущества в собственность трудового коллектива САЗа еще не произошла, однако госкомитет РФ по управлению госимуществом по Саратову проигнорировал это и утвердил приватизацию завода. Лишь в 2009 году ТУ Росимущества по Саратовской области вернуло собственность государства на ряд объектов – здание почты и несколько убежищ ГО и ЧС, доказав, что без акта приема-передачи имущества постановление Совмина СССР от 10.01.1991 г. № 19 юридической силы не имело.
При этом земли САЗа, общей площадью 341,8 гектара, на которых был расположен завод и аэродром, в собственность трудового коллектива в 1991-1992 годах не передавались, так как по действовавшему законодательству земля являлась исключительной собственностью государства. Тем не менее, они все равно оказались в частных руках. В собственность ЗАО «САЗ» федеральные земли передал в 1998 году глава администрации Саратова Юрий Аксененко, хотя, отмечают журналисты, правительство РФ никогда не передавало заводские цеха и земельные участки из государственной собственности в собственность города.
«Ни Росимущество РФ, ни администрация Саратова, ни облпрокуратура, отвечая на запросы депутатов Госдумы от КПРФ Ольги Алимовой и Валерия Рашкина, не смогли представить документы на переход права собственности на земельные участки из федеральной собственности в муниципальную. Таких документов просто нет, но это не помешало главе администрации Саратова Юрию Аксененко самоуправно распорядиться и передать федеральные земли под видом городских (хотя это категория, а не вид собственности), в частное акционерное общество. Произошло это в 1998 году, а в 2016-м городской комитет по управлению имуществом письменно признал факт, что г. Саратов никогда не имел в муниципальной собственности 252,8 га (территория аэродрома Саратов «Южный»), хотя и передал эти земли ЗАО «САЗ», - говорится в публикации.
Следовательно, объекты САЗа и земельные участки под ними являются собственностью РФ до настоящего времени. Такой позиции придерживается областная прокуратура, которая, как стало известно «Бизнес-Вектору» из переписки ведомств, настаивает на том, чтобы теруправление Росимущества вышло в суд и защитило интересы государства в этом вопросе. Однако надзорное ведомство получило от регионального управления Роисмущества отказ: там полагают, что все права на имущество были у трудового коллектива САЗа и приватизация прошла законно, а земельная тема в переписке с прокуратурой не поднимается вовсе.
«Отсюда ясно, что позиция надзорного ведомства становится важной как никогда. Если прокуратура, получив отказ ТУ Росимущества, выйдет в суд сама, то легко себе представить, какой крик поднимут и безвинные покупатели жилья на «незаконно переданной территории», и всевозможные землемеры, благословившие нарезку гектаров, и лихие пензенские ребята, которые проглотили два огромных объекта и не поперхнулись. Единственная заминка у них вышла с 171 гектарами бывшего аэродрома, так как этот массив угодил под арест в рамках уголовного дела», - пишет «Бизнес-Вектор».
Напомним, в 2009 году основное ликвидное имущество САЗа было выведено в два акционерных общества. В 2009–2011 годах территория завода вместе с корпусами и оборудованием была распродана, часть цехов снесена, а недоделанные самолеты порезаны на металлолом. Само ЗАО «Саратовский авиационный завод» было ликвидировано по решению Арбитражного суда Саратовской области в 2012 году. ОАО «Аэродром «Южный» находится в стадии банкротства. Как ранее писал «Бизнес-Вектор», антикризисными управляющими САЗа были члены пензенской СРО арбитражных управляющих «Лига».
В 2016 году Третье следственное управление СК РФ провело доследственную проверку материалов дела о банкротстве ЗАО «Саратовский авиационный завод» и возбудило уголовное дело по статьям 196 УК РФ (Преднамеренное банкротство) и части 4 статьи 159 УК РФ (Мошенничество).
«Здесь бросается в глаза, что главные пираты, провернувшие абордаж через арбитраж, как-то удивительно часто пересекались по служебной линии с экс-депутатом Госдумы Игорем Руденским, к тому же и доверенное лицо г-на Руденского – Валентин Фауст – был членом совета директоров ЗАО «САЗ». Остается только сказать, что злодейский интернет иногда близко ставит имя Руденского с именем нашего большого земляка, два дня назад [21 октября] смело заявившего, что от уничтожения завода «ущерб нанесен и городу, и области», - пишет «Бизнес-Вектор», вспоминая слова Вячеслава Володина во время встречи с ветераном завода и заключая, что перспективы внезапной актуализации темы приватизации САЗа «представляются довольно скромными».
По данным РБК, в 2013 году экс-председатель думского комитета по экономической политике Игорь Руденский имел участок по соседству с особняком Володина в элитном дачном кооперативе «Сосны», состоящем всего из шести домов. Вместе они входили в число его учредителей в 2003 году.