«Газета.ru»: Национализация в экономике не поможет России не повторить судьбу СССР

Оценить
По мнению экспертов, системный кризис в управлении - главная проблема государства.

«Газета.ru» опубликовала на своем сайте редакторскую колонку «Пикируем в СССР и глубже», в которой журналисты издания анализируют крупные экономические скандалы последних дней - банкротство авиакомпании «ВИМ-Авиа» и санацию двух крупнейших банков «Открытие» и «Бинбанк».

По мнению авторов публикации, эти события свидетельствуют, что экономика страны по-прежнему находится в кризисе. В качестве менее резонансных примеров «Газета» приводит также банкротство крупнейшего машиностроительного холдинга «Тракторные заводы», просьбу о помощи из бюджета от «Почты России» и «Россельхозбанка», который ранее неоднократно докапитализировали из бюджета РФ.

«Российская экономика продолжает находиться в фундаментальном тупике. Об исчерпанности сырьевой модели экономического развития, основанной исключительно на постоянном росте мировых цен на энергоносители, российские власти, в том числе президент, говорили еще в 2013 году - последнем пока докризисном. Уже тогда деловая активность и ее важнейший показатель - объем инвестиций - падали, а рост ВВП приближался к нулю», - отмечают авторы. По их мнению, «ползучая национализация» никак не поможет исправить сложившуюся ситуацию.

Российская экономика в этом году показала рост до 2,5 процентов, однако общее положение не дотягивает до предкризисного 2013 года, а падение доходов россиян продолжается 34 месяца подряд.

«При этом российская власть, пока, похоже, ничего в своей политике менять не собирается — на встрече 21 сентября с крупнейшими российскими бизнесменами Владимир Путин призвал их быть готовыми к ужесточению санкций. Это косвенный признак того, что снижать градус конфронтации Россия не собирается (хотя уже после президентских выборов в марте 2018 года вполне можно было бы) - и не особо ждет того же от Запада», - считают авторы публикации.

Включение ЦБ в процесс санации банков и привлечение самолетов президентского отряда к перевозке пассажиров «ВИМ-Авиа» рассматривается аналитиками как возвращение к экономической доктрине СССР - плановой экономике.

«Пока ничего другого, кроме попытки сделать все «государственным», чтобы «все контролировать», похоже, власть придумать не может. Падающие банки экстренно санирует (и берет в собственность) сам регулятор, Банк России. Авиакомпании таким образом тоже постепенно уйдут с рынка. Ну, останется в стране один «Аэрофлот», один Сбербанк, один машиностроительный завод - это и назовем адаптацией к кризису? По советским временам хорошо известно, к чему приводит управляемая вручную полностью государственная экономика - предприятия оказываются неконкурентоспособными и в конечном счете не могут существовать без постоянной подпитки допингом из государственных денег», - пишет «Газета».

По мнению авторов, при «политических ограничениях» можно дать экономике внутри страны больше свободы, поскольку «ни одно государство не может эффективно управлять экономикой в ручном режиме».