Титов: Саратовская область — всероссийский лидер по давлению властей на бизнес

Оценить
Уполномоченный отмечает, что две трети уголовных дел против бизнесмена инициируют такие же предприниматели.

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов в интервью «Вечерней Москве» заявил о том, что большая часть уголовных дел в отношении предпринимателей инициируют сами представители бизнес-сообщества, а Саратовская область оказалась на первом месте в России по административному давлению на бизнес.

Бизнес-омбудсмен отмечает, что ситуация с деловым климатом в России продолжает ухудшаться: о том, что они находятся в кризисе, заявили более 60% предпринимателей.

«Пять лет уже! Спрос просел, налоги растут, государство богатеет - профицит бюджета порядка трех триллионов, а вот народ беднеет. Следовательно, предприниматели все меньше и меньше продают своих товаров. Меньше продавать - меньше производить, сокращать рабочие места. И товаров люди будут и дальше покупать все меньше. Этот круг и определяет сегодня состояние делового климата», - отмечает Титов.

Дополнительные проблемы, продолжает собеседник издания, создают масштабные административные барьеры для бизнеса, которые сохраняются, несмотря на декларируемое ограничение числа проверок.

«Выяснили, что плановых и внеплановых привычных проверок стало меньше. Но за это же время выросло количество проверок, которые проводятся вообще без участия прокуратуры! Их по-разному называют: административные расследования, мониторинги. А проверяющие ведут себя как алчные гаишники из анекдотов. Вот поэтому предприниматели жалуются на административное давление», - подчеркнул бизнес-омбудсмен.

Проблема необоснованного преследования предпринимателей по экономическим статьям УК, по мнению Титова, унаследована еще от СССР.

«Способ привлекать госструктуры для решения собственных хозяйственных задач существовал и тогда. Но бурно все это расцвело в конце 90-х, когда были крупные корпоративные войны, рейдерские захваты. Тогда была и другая опасность - бандитское давление на бизнес. Но в последние годы с ростом числа и влиятельности чиновников многие хотят капитализировать должность. Вдобавок у них на руках и этот инструмент - возбуждение уголовного дела. Открыть его можно по любому факту! И даже не надо ничего доказывать - сам факт [возбуждения дела] вредит. Предприятие тут же «проседает»: банки отзывают уже выданные кредиты, не дают новых, ведь появились неучтенные риски, идет конфликт. А банки в такой ситуации всегда предпочитают держать паузу. Так же себя начинают вести поставщики, партнеры, потребители... А уж если руководителя еще и в СИЗО поместили, то начинаются проблемы в управлении бизнесом. О развитии можно забыть надолго, если не навсегда. У нас 80 процентов бизнесменов говорят, что полностью или частично потеряли бизнес после возбуждения дела!» - говорит Титов.

При этом, отмечает он, «в огромном количестве дел, которые сейчас идут, главным или первичным инициатором является такой же бизнес».

«Что-то не поделили, кто-то кому-то не доплатил при выполнении контракта. И вот вместо похода в арбитражный суд одна из сторон пишет заявление (…) Две трети уголовных дел в отношении бизнесменов изначально исходят от таких же, как они, а не от силовиков или чиновников. Предприниматели увлеченно пилят сук, на котором сидят», - полагает Титов.

Говоря о регионах, где проблема преследования бизнеса наиболее остра, бизнес-омбудсмен отметил, что нездоровой является и ситуация, когда контроль за предпринимательской деятельностью отсутствует, так как в таком случае государство не выполняет свои функции в качестве регулятора.

«Нет регионов, где вообще бы отсутствовала проверочная деятельность. Но где-то она меньше, где-то больше. И я, как уполномоченный при президенте РФ, считаю, что хороши те регионы, где найден баланс между тем и этим. В этом случае мы видим и нормальный уровень инвестирования в экономику, и, с другой стороны, нет проблем у населения с качеством продукции или услуг. Это означает, что регуляторы хорошо выполняют свои функции. Такой баланс стабильности найден в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане. А есть, например, Саратовская область, где административное давление самое сильное в стране. Чрезмерными уголовными репрессиями для бизнеса грешит юг России. Есть проблемы в Сибири, а самыми спокойными можно назвать ряд самых маленьких регионов. В Чечне вообще давления на бизнес не выявлено, а в Осетии или Дагестане - наоборот», - отметил Титов.

Для того чтобы Россия стала удачным местом для инвесторов, заключает он, необходимо достижение трех главных критериев: бизнесом в стране должно быть заниматься безопасно, удобно и выгодно.

«По безопасности: конечно, банд уголовников, как в 90-е, больше нет. Но для западного бизнесмена тюрьма - это что-то существующее в параллельном мире. У нас - часть русской жизни. По удобству: появились службы одного окна и что-то подобное, но все нивелируют проверки, ужесточение требований, высокие сборы, налоги, тарифы, процентные ставки. Выгода - налоги, ставки, сборы у нас чрезмерно высоки. Доступ к кредитам затруднен. Бизнесом заниматься у нас невыгодно! И все эти структурные проблемы ни к чему хорошему не приводят», - считает Титов.

По его словам, потенциал роста российской экономики «по самым скромным подсчетам» составляет 7-8% в год, однако из-за существующих в стране проблем положительной динамики нет.

  • Подробнее об инвестиционной обстановке в регионе читайте в статье «Не хватает оборотки, поток клиентов уменьшился, проверяющие ходят друг за другом гуськом…» Саратовские предприниматели объяснили, почему в регионе стало совсем плохо с малым бизнесом».