Учителя пошли по миру. Педагоги просят депутатов оказать спонсорскую помощь на спасение школы
Как сказано в открытом письме, адресованном парламентариям, за 35 лет существования здание учебного заведения ни разу капитально не ремонтировалось. Изношена отопительная система, в негодность пришли оконные рамы и двери, протекает крыша. По словам учителей, из-за холода «приходится сокращать уроки, а нередко и отменять их вовсе, снег и ветер проникают в помещение».
Авторы обращения просят депутатов оказать «спонсорскую помощь в сумме, которую сочтете для себя допустимой». Как отмечают педагоги, это единственная возможность «улучшить напряженную ситуацию», ведь в поселке не осталось «крупных и успешно действующих хозяйствующих субъектов».
Воспоминания о золотом веке
Дорога от саратовской трассы до Екатериновки покрыта ямами, последние десять километров от райцентра до Прудового по-настоящему незабываемы. На обочине ржавеет погнутый остановочный павильон. Как рассказывают местные, раньше автобусы до поселка ходили три-четыре раза в день. Сейчас остался один рейс в неделю.
За пышными зарослями едва виден зеленый пруд. Вокруг поселка их пять, отсюда и название. В 19 веке здесь находилась усадьба помещика Федора Столыпина с большим парком, сосновой аллеей и лебедями. После революции владелец уехал в Москву. Деревню переименовали в Коммуну. В местном совхозе выращивали табак, потом свиней, в 1960-е годы предприятие стало птицеводческим.
На въезде в поселок стоят длинные ангары из бетонных плит и двухэтажка с выцветшей вывеской «Дом птицевода». Два года назад работники птицефабрики (от советских 400 рабочих мест осталось около трех десятков) писали в прокуратуру и редакции саратовских СМИ жалобы на многомесячные задержки зарплаты.
По сельским улицам разбросаны осколки социалки, когда-то содержавшейся мощным совхозом. Сельский клуб находится в одноэтажном бараке 1967 года постройки. Судя по табличке на углу здания, здесь же квартирует поселковая администрация. За клубом щиплет траву привязанный к колышку теленок. Дощатая избушка слева – сельская библиотека. Фасад аккуратно побелен, рамы выкрашены в голубой цвет.
Школьное здание сложено из красного кирпича. Видно, что в середине 1980-х оно строилось с шиком. Учитель обществознания Людмила Бирюкова, чья мать была первым директором, вспоминает, что совхоз «никаких денег не жалел для школы».
«Здесь был опытно-сортовой участок. Учителя биологии сеяли разные зерновые для изучения детьми. На этом месте были сооружения гражданской обороны. Потом их засыпали – вроде неактуально стало. В углу, у забора действовала географическая площадка: ветряк, термометр, простейшие метеорологические приборы», – Людмила Николаевна шагает по мокрому от дождя бурьяну в пришкольном сквере. Гараж с учебной сельхозтехникой, огород, свинарник, теплица, погреб, тир остались только в воспоминаниях.
Ползучая трава с желтыми цветочками покрывает площадку перед крыльцом. Под растительностью почти не виден асфальт. Когда-то здесь маршировали и занимались физкультурой.
«Мы стараемся поддерживать территорию в порядке, окашиваем. Подкрашиваем-подмазываем здание. Прилагаем все усилия, чтобы школа была. Но мы не всесильны», – разводит руками Людмила Николаевна.
Пирожки с сюрпризами
Не хуже сказочного кума Тыквы, помнившего историю каждого кирпича в своем домике, местные учителя отмечают элементы здания, подаренные спонсорами. Две металлические двери поставила местная птицефабрика. Два пластиковых окна – депутат областной думы Александр Санинский.
«Когда он баллотировался, приехал на встречу в клуб. Мы, учителя, спросили: а слабо вам два окошка школе подарить? Он ответил: не слабо! И ведь правду сказал!» – смеется Людмила Николаевна.
Правда, второе обращение к депутату, уже получившему мандат, оказалось не настолько успешным. «19 января, на Крещение, наши старшеклассники из актива школьного самоуправления поехали к нему на прием. Напекли пирожков с сюрпризами, чтобы желания исполнялись. Попросили звуковую аппаратуру для школьных праздников. Санинский пообещал колонки, нынешний начальник управления образования Николай Сизов – микрофон. Те ребята уже 11-й класс закончили, а колонок с микрофоном у школы еще нет».
Косметический ремонт внутри здания делают сами педагоги. «Вот наш спортзал. Расскажи, Татьяна Александровна, как ты сама его красишь», – обращаются коллеги к учительнице физкультуры. «Да уж два года не подновляла, краски не выдают», – отмахивается Сеина. Рассказывает, как удачно купила волейбольную сетку – всего за 800 рублей вместо обычных 1500-2000 (покупала, естественно, за свои). «Татьяна Александровна на своей машине возит ребят на соревнования», – рассказывают коллеги. Физрук только плечами пожимает: «У нас все учителя так делают».
Сеина занимается со школьниками легкой атлетикой, волейболом, стритболом, шахматами, шашками. Для детей все секции бесплатны. Пожалуй, единственное, что сельскому физруку не под силу – переложить полы (в углах зала доски прогибаются под ногами) и заменить систему отопления. Зимой в спортзале температура ниже 18 градусов. Как говорит учительница, «хорошо, что мы всё время в движении».
Несколько лет в российских школах действует программа по ремонту спортзалов и закупке инвентаря. Но, как объяснили поселковым учителям в районном управлении образования, участвовать в проекте могут школы, в которых учатся не менее 100 детей. В Прудовом после нынешнего выпуска осталось 45 школьников. В детском саду есть еще малыши, но до первого класса они пока не доросли.
«Разве дети из нашего небольшого поселка хуже, чем городские? – задается вопросом учитель Людмила Бирюкова. – Проблема нашей школы – в системе финансирования образования. На мой взгляд, неправильно привязывать все расходы к муниципальному бюджету. Это нарушает права детей. У Москвы богатый бюджет, и дети там учатся в шикарных условиях – с бассейном, интернетом и теплым туалетом. А точно такие же дети, родившиеся в сельских районах, закаляются в спартанской обстановке. Как я думаю, в стране должен действовать федеральный стандарт обеспечения образовательных учреждений с федеральным же финансированием».
Никто, кроме нас
«Это наш кабинет химии. Посмотрите, какие рамы. Открывать такое окно страшно, оно рассыплется. Но приезжает СЭС, спрашивает: почему нет вентиляции? И накладывает штрафы, которые директор и завуч платят из своих зарплат», – рассказывают учителя. Больше всего они боятся, что стекла вывалятся наружу, ведь внизу могут быть дети.
Реактивов для проведения учебных опытов в химическом кабинете нет. «Конечно, сейчас существуют виртуальные лаборатории, но для их использования нужен хороший компьютер и быстрый интернет», – говорят педагоги.
Три компьютера и пять проекторов выделили школе в конце 2000-х. С тех пор учебному заведению не дали ни рубля на ремонт техники и расходные материалы. Даже картриджи и бумагу для принтеров сотрудники покупают сами.
Как легенду передают поселковые учителя рассказы об условиях работы в школе Мегиона (Ханты-Мансийский автономный округ), куда переехала одна из их коллег. «Когда ей что-нибудь нужно для проведения уроков, она идет в учебную часть и просто подает список. А там ее еще и спрашивают: вам жалюзи в класс какого цвета заказывать?».
«Чтобы сделать учебный процесс интересным для современных детей, обязательно применять визуальные элементы, использовать информационные ресурсы. Я три раза пыталась отремонтировать школьный ноутбук, но в итоге принесла свой из дома, – рассказывает учитель русского языка и литературы Елена Алексеева. – Я еще и завуч. Если из районного управления образования приходит срочное письмо, я бегу домой, потому что в школе скорость интернета мизерная, даже электронная почта открывается только на одном компьютере».
По этой же причине учителя вынуждены выставлять оценки в электронный журнал из дома. «Получается, что семья видит маму-учительницу только со спины», – вздыхает Елена Викторовна.
Средняя учительская зарплата в Прудовом – около 14 тысяч рублей. Благо на ЖКУ (оплату электричества и отопления) для сельских педагогов действуют льготы. А вот про воду в Прудовом советуют даже не спрашивать. Водопровод в селе проложили в 1960-х годах. Его обслуживанием занимался птицесовхоз. После приватизации сети остались ничейными. Исчезла даже схема инженерного сооружения. Вода в село подается как придется, и претензии предъявлять некому. «На сельском сходе мы выбрали человека, который сам покупает насосы и что-то чинит, насколько это возможно. Платим ему по 100 рублей в месяц», – рассказывают собеседницы.
Самым холодным в здании считается кабинет английского. «Зимой здесь даже в куртках мерзнем», – рассказывает учитель иностранного языка Татьяна Кузина. Восемь лет назад Татьяна Сергеевна приехала сюда работать после аткарского педучилища. Своими руками сделала ремонт, вместе с учениками покрасила парты и стулья, купила наглядные пособия – таблицы и плакаты. Кроме того, молодой педагог за свой счет прошла курсы переподготовки, чтобы преподавать еще и немецкий, и ежегодно оплачивает обязательный для школьных работников медосмотр. Чтобы получить компенсацию за медицинское обследование (которое вообще-то должно быть бесплатным), пришлось ехать на личный прием к главе района – обычно нужно ждать денег не меньше года.
Учительница родом из другого села. В Прудовом ей пришлось поначалу жить на съемной квартире (и оплачивать няню для маленькой дочки). Потом молодому специалисту все-таки выделили жилье, но находиться там было страшновато. «Появился второй ребенок, и на материнский капитал я купила жилье».
Спрашиваю, как Татьяна Сергеевна отреагирует, если ее дети захотят выбрать педагогическую специальность? «Мне старшая уже сказала: буду воспитателем в детском саду, – улыбается собеседница. – Хорошая профессия. Кто-то же должен».
«Если бы не учителя и родители, школа, наверное, уже рухнула бы», – полагает жительница села Елена Ласточкина. Трое ее детей учатся в школе, четвертый ходит в детский сад. Как говорит многодетная мама, здание садика – в таком же состоянии, «иногда детей не приводят, потому что там слишком холодно».
Больше всего сельские родители боятся, что школу закроют. «В таком случае детей придется возить в Екатериновку. Это очень неудобно: младшие заканчивают учиться в 12.00, старшие – в 15.00, продленки нет, где дети будут болтаться до автобуса?».
Как подчеркивают учителя, несмотря на материальные проблемы школы, местные выпускники получают хорошие баллы на ЕГЭ, поступают в вузы и колледжи. «Несколько лет назад к нам по семейным обстоятельствам перевели мальчика из города. Сначала мама планировала, что он будет учиться здесь только один год. Но потом оценила условия практически индивидуального обучения и оставила его до выпуска. В нынешнем году трое из семи выпускников закончили с медалью, дети поют, танцуют, получают золотые значки ГТО. У нас скромные технические условия, но мы стараемся сделать для наших детей всё возможное», – говорят педагоги.
Закрыть легче, чем отремонтировать?
Как заявил «Свободным» начальник районного управления образования Николай Сизов, уже закуплены материалы для ремонта отопительной системы в школе Прудового. Муниципальные власти рассчитывают сэкономить часть средств из 2,3 миллиона рублей, выделенных на ремонт крыш в образовательных учреждениях других сёл, и «закрыть маленькие проблемы» с кровлей в Прудовом. А вот на замену окон, как признал Сизов, денег в бюджете не найдется.
Спустя несколько дней после обращения педагогического коллектива за помощью к областным депутатам на ситуацию отреагировало региональное министерство образования. Ведомство прислало в сельскую школу грозный запрос: учреждение назвали «малокомплектным» (хотя учеников здесь примерно столько же, сколько в других школах района) и потребовали уточнить сведения о количестве детей. Педагоги опасаются, что учебное заведение попытаются закрыть, лишь бы не тратиться на ремонт.
Судя по сведениям, размещенным на сайте саратовского минобраза, за год в области исчезли четыре школы. Количество учеников при этом выросло на 4,1 тысячи человек. В России, по информации Счетной палаты, с 2001 года была оптимизирована почти четверть городских школ и около половины сельских. Как предупредили аудиторы СП, выступая в Госдуме, может повториться ситуация с детскими садами, которые сначала закрывали из-за отсутствия малышей, а теперь не успевают строить. Сейчас в российских школах учится 16 миллионов детей. К 2024 году число школьников, по предположению Счетной палаты, вырастет до 20 миллионов.