В России сорвана повторная госзакупка лекарства для ВИЧ-инфицированных

Оценить
Из трех аукционов на поставку ламивудина контракты были заключены только по одному.

В России фактически сорвались повторно объявленные в апреле аукционы на поставку препарата ламивудин, предназначенного для лечения пациентов с ВИЧ. Об этом сегодня, 29 мая, сообщает газета «Коммерсантъ». 

По данным издания, в феврале федеральное министерство здравоохранения объявило конкурсы на поставку этого лекарства, в том числе в сочетании с другими препаратами. Тогда из пяти аукционов контракты были заключены только по двум: с АО «Р-фарм» и российским подразделением британской компании GlaxoSmithKline. На три аукциона заявки не поступали.

На трех апрельских аукционах был заключен только один контракт, на два остальных претендентов не нашлось.

«Поставкой ламивудина в сочетании с зидовудином на 143,5 миллиона рублей займется ООО «Космофарм». На конкурсы на поставки ламивудина на 273,4 миллиона рублей и 26,3 миллиона рублей не было подано ни одной заявки», - проинформировали журналисты.

Издание отметило, что ламивудин в России зарегистрировали 11 компаний, и после срыва первых аукционов организация «Пациентский контроль» обратилась с просьбой объяснить, почему они отказываются от участия в аукционах и намерены ли поставлять лекарства для повторных аукционов.

Общественники получили ответы от трех компаний. В АО «Оболенское» сообщили, что в связи с отсутствием заказов на поставку от дистрибуторов ламивудин отсутствует на складе готовой продукции, ЗАО «Канонфарма» и ООО «Нанолек» объяснили, что отказываются от аукционов из-за низкой максимальной цены контрактов. Это связано с тем, что предельная отпускная цена на ламивудин в сочетании с зидовудином составляет 2,1 тысячи рублей за упаковку или 34 рубля за таблетку. В февральском тендере цена за одну таблетку была установлена в четыре рубля, а в апрельском - 16 рублей. Производители лекарств в принципе готовы участвовать в аукционах, но только при внесении изменений в правила формирования максимальной цены контракта.

Как рассказала изданию представитель «Пациентского контроля» Юлия Верещагина, срыв повторных аукционов произошел впервые за время централизованных закупок препаратов против ВИЧ с 2017 года. Ламивудин входит почти в каждую российскую схему лечения ВИЧ-инфекции, и без него врачам придется менять терапию, что осложняется ограниченным выбором препаратов и противопоказаниями пациентов. Самостоятельно больные не смогут приобрести ламивудин, так как в большинстве регионов его просто нет в аптеках. В минздраве РФ журналистам заявили, что производители и поставщики лекарств сами принимают решения об участии в аукционах, и добавили, что новые тендеры будут объявлены в июне, а имеющихся запасов ламивудина должно хватить почти на пять месяцев.

При этом эксперты отмечают, что с начала года ведомство использует новую методику формирования максимальной стоимости контракта, в которой из-за желания снизить бюджетные расходы не учли экономику производства лекарств. Чаще всего участники рынка прилагают все усилия, чтобы получить госконтракт, но в данном случае это им невыгодно, поэтому подобная проблема может возникнуть и при закупках других лекарств.

  • Саратовская область попала в число 20 регионов России, которые в 2018 году не объявили ни одного аукциона на закупку лекарств для ВИЧ-инфицированных. 
  • Министерство здравоохранения региона сообщило, что по новым правилам субъекты РФ обязаны только предоставлять в федеральный минздрав заявки на поставку антиретровирусных препаратов, а контракты будет заключать федеральный центр. Таким образом, министерство перестало проводить аукционы на поставку лекарств и получает их централизованными поставками с 2017 года.
  • В области, по состоянию на 1 апреля, по большинству наименований антиретровирусных препаратов есть запас на 3-5 месяцев.