Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Танцы с индейцами, танцы с татарами

Оценить

«Machine Head», «Варьете», «Leningrad Hall», «Черчилль», «On Air», «Honky Tonk»... Кажется, эти площадки чаще всего мелькали в концертных обзорах за тот год, что я пишу о музыке в Саратове. Значит, что-то надо менять. В феврале я старался открывать для себя новые места.

I

эхопрокуренныхподъездовЧто: эхопрокуренныхподъездов
Где: арт-бар «Ленинград»
Когда: 14 февраля

Вот удивительно: бывал я не раз в «Ленинграде», а писать не доводилось про него почему-то. Исправляем. Если у вас возникает чувство дежавю, то сразу уточню: да, «Ленинград» и «Leningrad Hall» – не просто почти тезки, но и дружественные заведения. Второе в некотором роде отпочковалось от первого и, как часто бывает, старший брат на какой-то момент ушел в тень.

Арт-бар «Ленинград», конечно, более питерское по атмосфере место, хотя атмосферу каждый чувствует по-разному. И все же: когда на вас взирают Блок и Довлатов, Шевчук и Путин, Аршавин, БГ, Александр Васильев из «Сплина» и, разумеется, Шнур, то вольно-невольно начнешь слышать плеск Невы.

В «Ленинград» я шел на некий мурманский проект «эхопрокуренныхподъездов». И это был как раз тот случай, когда меня подвела память. Вообще название в духе представителей абстрактного хип-хопа, скримо или эмо. Увидев имя организатора, я подумал, что это первый вариант, что проект я когда-то слышал и остался доволен им. Почему я был в этом так уверен – непонятно. На месте же внезапно выяснилось, что ни по одному из пунктов я не был прав. Никакого абстракта, конечно, здесь нет и быть не может. Сам Андрей (он, в общем-то, и есть «эхопрокуренныхподъездов») позиционирует себя как depressive suicidal hip-hop / raw hip-hop. Не стоит, впрочем, думать, что это какая-то специфическая элитная музыка... На входе оглядел зал и с небольшой тревогой для себя отметил, что я, не считая организаторов и персонала, здесь самый взрослый. Андрей начинает читать, и мне становится примерно понятно: песни про «рашку-говняшку», как тут все плохо, что надо валить отсюда, что... ну и т.д.

Процитирую слова из описания встречи: «Музыка забегаловок, дешевых баров и круглосуточных павильонов, в которых все еще продают после 11-ти. Строки, что плюхаются блевотиной в уютный сугроб на окраине Мурманска. Аллюзия на постсоветскую хворь сквозь призму юношеского максимализма и алкогольного опьянения».

Все в общем-то верно, не считая, что подташнивать потихоньку начинает и на концерте. И не столько из-за самой музыки, сколько из-за аудитории. А аудитория явно школьная. Я не то чтобы не люблю детей, но внезапно понимаю, что оказался явно не там, где нужно: что многие ребята, только начинающие знакомство с дурными привычками, сегодня нажрутся после концерта, что дымя в перерыве на улице, будут неискусно вести пошлые разговоры. Я не ханжа, помню и себя в подростковом возрасте, тоже не ангел был. Но вот здесь и сейчас – некая квинтэссенция (перефразирую) «юношеского алкогольного максимализма», для которого непонятно, что многие песни иронизируют над самим слушателем. Не видят, не ведают.

Ну а что сам проект «эхопрокуренныхподъездов»? Да в общем-то ничего нового – «причернушный» рэп с лирикой в духе современных «актуальных» сетевых поэтов: навзрыд, с нервом, искренне и глубоко. В кавычках, разумеется. Same old song, как говорят англичане. Вам охота слушать про «рашку» и про то, что «все настоящие поэты уже умерли от цирроза печени, закусывая водку стихами»? Мне – нет.

II

IowaЧто: Iowa
Где: Amon Ra
Когда: 21 февраля

«Amon Ra», конечно, поражает своими размерами. Огромный ночной клуб с не менее огромными статуями фараонов со светящимися глазами. Владельцев, конечно, можно обвинять в мегаломании, но факт остается фактом – хоть в первый раз помещение вас поразит. Я был в «Amon Ra» впервые.

Перед концертом с коллегами иду немного пообщаться с музыкантами. Ребята не пафосные, дружелюбные. Гитарист группы, только увидев нас, сам подходит и здоровается со всеми за руку, представляется: «Леонид!». Вокалистка Екатерина Иванчикова, напротив, вся погружена в работу – распевается и замечает журналистов только тогда, когда мы уже усаживаемся за стол.

Разговор недолгий, 20 минут: про то, что ребята следят за тенденциями, но не бьют целенаправленно в одну точку, чтобы быть модными (Екатерина даже цитирует Зощенко по этому поводу), про Питер и про то, что они чувствовали себя в Могилеве, откуда родом, как на дне: «Там много крутых музыкантов, но нет здоровой конкуренции, только междусобойчики. А выступать на праздниках города и то, если попадешь... Что с этим делать – непонятно. Тесно там в плане творчества».

Приятная беседа и еще около часа ожидания их выступления: на сцене выступит дуэт Janadi; парень, занимающийся битбоксом; пройдет небольшое дефиле; конкурсы от ведущих, и, наконец, на сцену в образе индейцев выйдут они – Iowa, группа, «с которой жить проще, чем без нее», как их однажды охарактеризовала «Афиша».

Вот ведь удивительно: формула «эта песня простая – чтобы каждый растаял», указанная еще в припеве самого первого хита, как работала, так и продолжает это делать. «Мама», «Улыбайся», «Ищу мужа», «Маршрутка» – вот уже почти четыре года песни Iowa неизменно становятся народными хитами, и правда, когда все та же «Афиша» занялась поисками «артистов, которые меняют эстраду к лучшему» могилевско-питерское трио не могло туда не попасть.

Но клипы – это лишь одна сторона медали. Другая – выступления. И вот здесь наши «индейцы» наглядно показывают, почему они – одна из лучших современных отечественных групп: четкая подача, исключающая возможность халтуры, танцы Кати-энерджайзера, шутки и приколы от группы... Это просто качественно. Одно жаль: короткое выступление – всего час.

III

AshowaЧто: Ashowa
Где: Варьете
Когда: 25 февраля

– Халлу!

Двое парней нордической внешности загораются глазами, и мне тут же приходится объяснять: «Jeg snakker ikke norsk» – «Я не говорю по-норвежски». Ребята кивают, и мы переходим на английский, перебрасываясь скупыми, как северная природа, фразами о прелестях Бергена и Олесунна, а еще о выходящем в апреле новом альбоме местных легенд Seigmen.

По правде говоря, Ashowa в этот обзор попали случайно и вопреки концепции. Увы, но сначала неожиданно слетело выступление французских хардкорщиков Nine Eleven на швейной фабрике, затем на апрель передвинули фестиваль «Вокзал». На норвежцев же я собирался идти как обычный зритель – послушать, посмотреть. Их выступление, как и выступление чудесных фолк-рокеров Mhoo, для меня было априори обязательным – как для большого поклонника норвежской музыки. Одна беда – в зале было достаточно свободно при весьма скромных ценах на билеты. Не все так же, как я, фанатеют по далекой северной стране.

На разогреве – два местных коллектива: Cloud Connected и Svartstorm, о которых я уже писал ранее. Определенно обе группы звучали интереснее, чем раньше – не в последнюю очередь потому, что в этот раз в «Варьете» достаточно хорошо настроили звук. Впрочем, глупо отрицать и профессиональный рост у первых и все большую очевидность класса у вторых. Пожалуй, на данный момент, Svartstorm вместе с Fetal Decay – наиболее серьезный представитель от Саратова на отечественной метал-сцене.

Первое впечатление от Ashowa – легкое разочарование, потому что у них начисто отсутствует тот неповторимый норвежский дух, который можно встретить у многих местных музыкантов. Будь Ashowa испанцами, бельгийцами или белорусами, ничего бы в их музыке не поменялась. Впрочем, это открытие может расстроить только меня – кому еще дело до особого северного саунда? Второе открытие нейтральное: Ashowa совершенно не похожа на саму себя ни в записях, ни в видео с других концертов. Настолько разительно это отличие, что даже не поймешь толком, в каком они жанре играют – тут и хардкор, и даже элементы дума с металкором можно встретить, а в целую картину все это не складывается. Условно – экстремальный метал, достаточно хаотичный (на сцене три гитариста!) при легком флере мелодизма и прогнозируемой качественной европейской подаче. Толково.

Ребята отыгрывают сет, затем выход на бис и бросание в толпу палочек и медиаторов. Барабанщик Geir Myklebust подходит к кромке сцены и уже заносит руку для броска, но потом замечает меня и пытается передать палочку, минуя лес рук, устремившихся в его сторону. Это не помешает жаждущим трофея зрителям попытаться со мной побороться, но фраза «ребята, он мне ее передавал» успокаивает конкурентов. Теперь она лежит у меня дома с фразой «Hilsen fra Bergen» – «Привет из Бергена».

IV

SageЧто: Sage
Где: Beautiful
Когда: 28 февраля

Последний зимний день был богатым на концерты. Во-первых, открытие нового рок-бара «BarDuck», во-вторых, джазовый фестиваль в «JazzBar», в-третьих... На «в-третьих» я поначалу не обратил внимание – ну подумаешь, некий Sage в ночном клубе «Beautiful», поди диджей какой-то – такова была моя первая мысль. Не то что я не люблю диджеев, просто не беру их сеты для обзоров. Но любопытство взяло верх, и я решил посмотреть описание концерта. Тут все мои сомнения – идти или не идти – рассеялись...

Sage – проект екатеринбуржца Евгения Толстых. Евгений сочиняет экспериментальную электронику, но основой для его композиций служит фольклор. Иными словами, Евгений работает в стилистике, которую принято называть world music и которая является, в некотором раде, квинтэссенцией всего, что только есть в музыке, эдакий квазипостмодернизм с его вечными отсылками ко всему и вся. World music – это творчество Инны Желанной, Сергея Старостина, групп Theodor Bastard, «Рада и Терновник», «Мельница», «Пелагея» и тех коллективов, которые выступают на знаменитом фестивале «Дикая мята». Евгений пока еще там не был.

Программа артиста делится на две части. Первое отделение – «Eucaliptology» – инструментальное, где основным музыкальным инструментом становится древнейший на нашей планете диджериду (йидаки, маго), изготавливаемый из эвкалипта и распространенный среди австралийских аборигенов.

Sage вообще мультиинструменталист: помимо диджериду, он также владеет такими экзотическими инструментами, как игиль, калюка и хумус. И это не считая гитары, самой разнообразной электроники и различных вокальных техник. Хотите битбокс – будет вам битбокс, хотите горлового пения: сыгыт, каргыраа или хоомей – будут вам и они, тем более что Евгений сам интересуется у публики, что она хочет послушать. Собственно, вторая часть программы – «Сильней огня» – и посвящена демонстрации вокала, к счастью, в обрамлении русских песен. «Я понял, что для меня естественней петь на русском. На английском и других как-то совсем не хочется», – поясняет Евгений.

Песни традиционные, но приходят из разных земель: «Отчего камень...» – воронежская, а есть и поморская былина «Авдотья Рязанская». Веселой «Татары шли» завершает свою двухчасовую программу. Перед выходом окидываю взглядом площадку. Ночной клуб... А ведь во время концерта я ни разу не задумался о несоответствии места проведения музыке. Вот что значит атмосфера.

Куда стоит сходить в марте?

5 – L’vo и Cell-Truck in z Spoke’s Cinema в «Machine Head». Вход: 200-300 рублей.

6 – 1. «Би-2» в Театре драмы. Вход: 600-6000 рублей. 2. Сергей Головин в «Machine Head». Вход: 300-400 рублей.

7 – 1. Ива Нова в «Machine Head». Вход: 300-400 рублей. 2. «Ленинград» в «Клаусберге». Вход: 2500-20000 рублей.

11 – «Немного Нервно» в арт-баре «Ленинград». Вход: 400-999 рублей.

14 – 2nd Season в «Oldschool». Вход: 600 рублей.

12 – 1.30 Seconds to Mars (США) в ЛД «Кристалл». Вход: 1700-4500 рублей.2. «Адаптация» в «Leningrad Hall». Вход: 400-500 рублей.

14 – Hann в «Ротонде». Вход: 400-600 рублей.

17 – 1. Anatomi Bousculaire (Франция) в «Machine Head». Вход: 300-400 рублей. 2. Публичная лекция Андрея Сергеева о группе HIM и лав-метале в «New York Caffee». Оплата: по тарифу таймкафе.

19 – «Супер мясорубка весны»: M:Pire of Evil (Великобритания) и Rezet (Германия) в «Варьете». Вход: 300-500 рублей.

20 – Диана Арбенина и «Ночные снайперы» в Цирке. Вход: 400-3000 рублей.

21 – 1. Radio Kamerger в «Черчилле». 2. «Бригадный подряд» в «Варьете». Вход: 400-800 рублей. 3. Kravz в «Gatsby». Вход: 600-1200 рублей. 4. «Манагер и Родина» в «Honky Tonk». Вход: 250-300 рублей.

26 – 1. Lumen в «Варьете». Вход: 800-1200 рублей. 2. «Дельфин» в «On Air». Вход: 1000-2000 рублей. 2. Евгений Маргулис в «Черчилле».

28 – 1. Елена Камбурова и Никита Высоцкий в ТЮЗе. Вход: 700-1900 рублей. 2. Сергей Табачников и nobody.one в «Варьете». Вход: 500-700 рублей. 3. ST в «Gatsby». Вход: 600-1300 рублей.

29 – 1. Владимир Кузьмин в Театре оперы и балета. Вход: 1500-4500 рублей. 2. «Черный обелиск» в «Machine Head». Вход: 600-700 рублей.