Саратов – город ангелов. Кто и зачем вешает купидонов на фасады исторических зданий в городе

Оценить
Саратов – город ангелов. Кто и зачем вешает купидонов на фасады исторических зданий в городе
Фото – Матвей Фляжников
История одной «краеведческой акции», в ходе которой по инициативе областного депутата на здания-памятники прикрепили скульптурки ангелов-хранителей, но чиновников областного управления по охране культурного наследия это не смутило.

В Саратове на пяти исторических зданиях в центре города три года назад появились скульптуры младенцев с крылышками. Цель акции, широко поддержанной местными чиновниками, – популяризовать культурное наследие. Однако Минкульт России считает, что эта популяризация нанесла ущерб как минимум одному из зданий – объектов культурного наследия.

Законно ли фигуры оказались на фасадах зданий, почему амур возвращается на свое место даже после требований демонтажа, кто лелеет культурное наследие города, а кто нет – в нашем материале.

 

Пять популяризаторов культурного наследия

В 2016-м, накануне Дня всех влюбленных, информационное агентство «Взгляд-инфо» запустило акцию «Дом с ангелом»: первого, кто найдет, сфотографирует и пришлет в редакцию фото скульптурки ангела на фасаде одного из исторических зданий, ждет приз в десять тысяч рублей. Предполагалось, что небесное создание таинственно появится именно в ночь с 13 на 14 февраля. Давалась даже подсказка: искать ангела нужно было в районе улицы Октябрьской. Победитель, пытливый горожанин, обнаружил голого крылатого младенца, свесившего ноги над саратовцами и безнадежно опустившего лук и стрелу, на фасаде «фешенебельного» ресторана «Soho» (когда-то особняк Дашковского). В качестве приза внимательному саратовцу досталась возможность поесть в этом же ресторане на десять тысяч рублей.

Ангел на фасаде ресторана «Soho»
Ангел на фасаде ресторана «Soho»

Автором идеи, призванной, как сообщалось, «популяризовать культурное наследие города», выступил депутат областной думы, директор фонда «Православие и современность» Сергей Курихин. Приводить идею в жизнь стали его девелоперская компания «Сарград», студия по производству лепнины «Classico» и ИА «Взгляд-инфо».

В ночь на 8 марта дамам города был сделан восхитительный подарок – возможность лицезреть на фасаде зданий второго по счету ангелочка. На этот раз – на фасаде особняка Шмидта архитектора Алексея Салько на Радищева, 14. И если вы думаете, что ангелов стругают на конвейере под копирку или печатают на 3D-принтере, то глубоко ошибаетесь – на этот раз новый романтичный младенец уже держал в руках что-то странное, предположительно цветы.

Ангел на фасаде особняка Шмидта
Ангел на фасаде особняка Шмидта

Третий по счету ангел, держащий в руках пернатого, расположился на фасаде ресторана «Москва» на улице Московской накануне годовщины Победы. «Узнав об этом (победе), победитель решил передать награду одному из ветеранов Великой Отечественной войны», – рассказал информационный партнер акции. Наградой для ветерана оказалась… правильно, возможность поесть на десять тысяч рублей в ресторане «Москва»!

Ангел на фасаде ресторана «Москва»
Ангел на фасаде ресторана «Москва»

Четвертый по счету ангел в День России повис на здании городской мэрии (дом купца Кузнецова). В руках у него застыла арфа с логотипом студии «Classico» – всё на благо популяризации культурного наследия.

Последний ангелок осчастливил молодоженов своим появлением на фасаде дворца бракосочетания на улице Волжской накануне Дня семьи. «Амурчик на фасаде очень гармонично дополняет ангельскую тему здания, куда приходят влюбленными, а выходят – мужем и женой», – сообщалось в видеосюжете «Взгляд-инфо».

Ангел на фасаде дворца бракосочетания
Ангел на фасаде дворца бракосочетания

 

Любовь или вожделение

Подождите, так ангел или Амур? Или Купидон, или Эрот? Кто на самом деле популяризирует саратовское культурное наследие?

Настоящие библейские херувимы были далеки от образа голых кудрявых младенцев – выглядели здоровенными детинами с двумя парами крыльев, а некоторые еще и с телячьими копытцами.

Скорее всего, на фасадах исторических зданий в Саратове подвешен древнегреческий бог любви Эрот (Эрос) или его древнеримские собратья Амур и Купидон. В ранних изображениях Эрот представлялся в образе брутального мужчины с великолепным торсом, и только потом, со времен Барокко, он стал описываться миленьким пухленьким малышом с колчаном, луком и стрелами.

Такая же судьба Бенджамина Баттона (безоперационное омоложение) постигла и римлян Амура с Купидоном. Как сообщает интернет, между приятелями было разделение: первый отвечал за дела амурные в прямом смысле слова, а имя второго – Купидон – с латинского переводится как «вожделение». И вот тут интересно, кто же именно из этих богов опекает наш исторический центр? Нет ли угрозы для духовной скрепности саратовцев? Наверно, в фонде «Православие и современность» об этом знают точно.

 

Произведения искусства

Кто бы там ни висел на фасадах исторических зданий, а саратовским вип-персонам идея акции очень пришлась по душе.

Покойный глава Саратова Олег Грищенко отмечал, что «ангел с арфой очень хорошо вписался в архитектурный облик исторического здания, в котором расположена администрация». «Думаю, скульптура привлечет внимание горожан, поскольку расположена рядом с пешеходной зоной, и их, возможно, заинтересует само здание и его история», – выражал надежду мэр (по его логике, реакция обывателя должна быть такой: «О, ничего себе, ангел! Вот это да, а здание-то какое! Надо загуглить, что тут было…»)

Илья Афанасьев, занимавший тогда пост руководителя пресс-службы мэрии, даже сам с утра перед работой охотился на купидонов, но два раза подряд его на несколько минут опережали другие горожане.

Заведующий кафедрой «Дизайн архитектурной среды» СГТУ Виталий Кудрявцев подтвердил: «Ангелочки это хорошо, город должен меняться». А член Общественной палаты Саратова, глава саратовской консерватории Александр Занорин (ныне претендующий на пост главы областной ОП) заявил: «То, что на доме есть ангел, передает ощущение благодати». И назвал купидонов ни много ни мало «произведениями искусства».

 

Возвращение ангела-хранителя

Правда, у голых младенцев нашлись и недоброжелатели. Информационное агентство «Общественное мнение» в мае 2018 года обратило внимание, что все пять «домов с ангелом» являются объектами культурного наследия (четыре из них – регионального значения, особняк начала XX века на Волжской, 22 – федерального). А согласно пункту 1 статьи 33 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», такие объекты «подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера».

Больше всего редакцию «ОМ» заинтересовала фигура на дворце бракосочетания на улице Волжской, который является памятником федерального значения: «Если на некоторых других зданиях, помеченных «краеведческой» акцией, купидоны спустя два года стали покрываться ржавыми подтёками, то здесь скульптуру решили предохранить от этого специальным и довольно непрезентабельно выглядящим козырьком».

Журналисты по этому случаю обратились в Минкульт РФ, представитель которого выехал в Саратов с внеплановой проверкой и выявил нарушения в деятельности регионального управления по охране культурного наследия. Ведомство, как выяснилось, не занималось надзором за состоянием памятника и не установило ответственность за причинение ему вреда. Федеральный минкульт потребовал демонтировать инородную скульптуру до 1 ноября 2018 года.

До конца октября фигуру и козырек над ней действительно демонтировали, оставив на фасаде отверстия от былой красоты. Однако через какое-то время купидон таинственным образом вернулся на фасад полюбившегося ему здания…

По этому поводу мы направили запрос в региональное управление по охране культурного наследия. Глава ведомства Владимир Мухин сообщил, что «правообладателем приняты меры, направлена новая проектная документация, получившая положительное заключение историко-культурной комиссии. В связи с этим ведомство выдало разрешение на повторную установку скульптуры». Очевидно, имеется в виду, что ангел-хранитель вернулся на фасад дворца бракосочетания без козырька-крыши над головой.

Также мы спросили, будет ли возвращен купидон с арфой на здание городской администрации. В начале февраля бдительные журналисты «Общественного мнения» не досчитались одной руки у покровителя любви и страсти. Причиной «травмы» мог стать упавший с крыши снег. Впоследствии покалеченный небожитель исчез с фасада здания мэрии – но возможно, только временно. Господин Мухин не дал определенного ответа на вопрос, стоит ли ждать возвращения купидона. Вместо этого чиновник сослался на федеральный закон об охране культурного наследия, утверждая, что «возможность установки скульптур на фасадах зданий» там «не определена». Стоит заметить, что закон не дает исчерпывающего перечня, что можно и что нельзя вешать на объектах культурного наследия, а говорит об общих нормах их охраны – таких, как недопустимость повреждений и изменения их облика.

Глава управления по охране культурного наследия также заявил, что решение о размещении скульптур было одобрено «на научно-методическом совете управления с участием общественности» (когда и кем – не уточняется). В то же время, отвечая на вопрос о судьбе трех остальных купидонов на фасадах особняка Дашковского, особняка Шмидта и гостиницы «Москва», Владимир Мухин говорит о планах «проведения контрольных мероприятий» (даты не известны). Мотивы планирующейся проверки также не поясняются. Судя по всему, спустя три года контролеры решили перепроверить, правда ли купидоны популяризируют культурное наследие, как посчитал их научно-методический совет.

 

Имя, вылепленное в гипсе

Судьба этой краеведческой акции пока не ясна. Продолжат ли эти купидоны вызывать эстетический восторг, привлекать внимание к истории, увеличивать туристическую привлекательность, как и обещали организаторы? Кто знает.

Ясно одно: поистине неиссякаемо желание депутата облдумы и мецената Сергея Курихина оставить свое имя в истории города (иногда в прямом смысле). Делается это в соответствии с его личными – весьма специфическими – понятиями о прекрасном.

Ради этой подвижнической цели он вкладывается в амбициозные градостроительные проекты, устанавливает памятник жандарму, стремится установить памятник основателям города Турову и Засекину (но в итоге устанавливает ворота с ними), увековечивает себя в одеяниях XIX века на фронтоне принадлежащего его матери ресторана «Дом», потеснившего сквер у дома-музея Федина. Хорошо, не в римской тоге.

Памятник жандарму
Памятник жандарму

А пока существует его мастерская лепнины, стоит ожидать, что меценат и дальше будет баловать взор саратовцев «античными» скульптурами, лепными творениями и прочими «произведениями искусства». Имя Сергея Курихина неминуемо войдет в анналы истории города. Хотя, наверно, не только поэтому.