Не занесло – так смоет. 13 тысяч жителей Саратовской области могут пострадать от паводка

Оценить
Не занесло – так смоет. 13 тысяч жителей Саратовской области могут пострадать от паводка
Паводок в поселке Пробуждение. 2018 год. Фото – архив ИА «Свободные новости»
Борьба саратовских чиновников с «аномальной зимой» увенчалась митингом с требованием отставки губернатора. Теперь местные власти готовятся к «непредсказуемой весне».

Борьба саратовских чиновников с «аномальной зимой» увенчалась митингом с требованием отставки губернатора. Теперь местные власти готовятся к «непредсказуемой весне».

Более 13 тысяч жителей Саратовской области нынешней весной могут оказаться в зоне подтопления. Паводок угрожает Аткарскому, Петровскому, Самойловскому, Вольскому, Дергачевскому, Новоузенскому, Перелюбскому районам.Больше всего снега выпало в областном центре. «На значительной части территории области вода уйдет в почву благодаря небольшому промерзанию. Но в Саратове этого не случится. Весь объем воды придется "разруливать" соответствующим структурам», – сказал руководитель областного гидрометцентра Михаил Болтухин, выступавший на заседании комиссии по промышленности городской думы.

Власти Саратова обещают сделать запасы ГСМ, песка и щебенки на 6 миллионов рублей. Запланировано обследование 16 расположенных в Саратове прудов, малых рек, оврагов и оползневых участков.

«Весна будет непредсказуемая. Меры нужны беспрецедентные», – заявил на заседании областной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций губернатор Валерий Радаев. Как признал глава региона, «опыт со снегопадами нас многому научил, выявил наши слабости».

 

Макары разные бывают

 «Конечно, мы боимся паводка, – говорит жительница Аткарска Олеся Гурина. – Снега очень много, по окна закопались. Сейчас обзваниваем знакомых, спрашиваем, к кому можно скотину вывезти. Дом жалко, опять замочит». Семья Гуриных, в которой растут трое детей, живет на улице Набережной. Дом купили шесть лет назад на материнский капитал. Продавцы уверяли, что половодье сюда не доходит. Но в апреле 2018 года воды во дворе набралось по пояс. Утонули свиньи, в доме были испорчены полы, стены, бытовая техника.

Как уже рассказывала «Газета недели», большинство пострадавших получили только единовременную помощь – по 10 тысяч рублей из областного резервного фонда, да и то осенью. В октябре жители Аткарска потребовали выплаты компенсаций за потерю имущества – по 50 тысяч рублей на семью. Рассерженные горожане собирались возле районного отделения КПРФ.

Как говорит Олеся, денег семья так и не получила. «В конце концов администрация прислала письмо – для подтверждения потери имущества предъявите три испорченные вещи из категории первой необходимости. У нас утонули стиральная машина, пылесос и кровать. Но мы их давно выкинули, никто же не предупреждал, что гнильё надо хранить», – разводит руками Олеся. Ущерб, нанесенный состоянию дома, как выяснилось, возмещению не подлежит.

Также не получила компенсацию многодетная мать Галина Макара. У Галины Владимировны трое детей – дочь и сыновья-двойняшки. Дом на улице Советской она строила сама, «всё, что имела, до копейки вложила» (женщина торгует на местном рынке). Весной прошлого года подворье залило. Семья десять дней прожила у знакомых. В подвале вода стояла еще две недели.

Как говорит Галина Макара, осенью 50-тысячную компенсацию перечислили однофамильцу – пенсионеру с улицы Мичуринской. «У нас редкая фамилия, вот чиновники и подумали, что мы – семья. Хотя мы не супруги и не родственники».

По словам женщины, за прошедшие месяцы администрация не пожелала исправить ошибку: «Сказали – идите в суд, докажите, что вы не верблюд. Я посчитала: на адвоката надо тысяч пятнадцать, и не пошла».

Елена Алимова с улицы Мельничной наняла юриста вскладчину с соседкой. Администрация отказывалась включать ее и ее троих детей в списки пострадавших, так как они не были прописаны в затопленном доме, хотя являются собственниками недвижимости. Суд принял решение в пользу горожан. «Нас внесли в дополнительный список. Отправили материалы в областное МЧС. Но деньги, видимо, придут не раньше следующего паводка».

Елена готовится выводить скотину к знакомым, живущим на возвышенности, и поднимать мебель на чердак. Как и все опрошенные собеседницы, женщина не замечала, что районные власти предпринимают какие-то меры для предотвращения паводка в нынешнем году.

В обратном уверяет сайт районного издания «Аткарская газета». Как рассказал журналистам начальник отдела ГО и ЧС районной администрации Владимир Решетов, спасатели обследовали 18 километров берега Аткары и Медведицы и не заметили заторов (и это бесспорно, ведь реки еще покрыты льдом). Как рапортует чиновник, осенью были очищены от мусора 1,5 километра водоотводных каналов, «работа будет продолжена весной». Также в будущем времени говорится об укреплении запруд бесхозных прудов.

В комментариях под заметкой жители напоминают властям о пробелах в подготовке к половодью. «Я несколько раз звонила в администрацию, просила прочистить сливные протоки на улице Мичуринской, вырубить деревья около мостов, но воз и нынче там», – пишет одна из горожанок. «На Лесной Дачной весной могут обрушиться берега около жилых домов, как было в прошлом году. Берегоукрепления не проводилось», – отмечает другой житель Аткарска.

«В советское время улицы Аткарская, Мичуринская, Набережная и Лесная Дачная были прорезаны сетью каналов и водопропускных дамб, – вспоминает еще один читатель. – Сейчас это все заилено, на месте каналов стоят жилые дома. Овраг у Лесной Дачной, по которому воду раньше направляли в лес, не чистят 12 лет».

Всего, по расчетам районной администрации, в опасной зоне могут оказаться около двух тысяч аткарчан (в прошлом году из затопленных домов экстренно эвакуировали более 160 человек). До 11 марта планируется под роспись вручить жителям памятки о действиях в экстренной ситуации.

 

Петровск: и так сойдет

«Опасаюсь, что паводок будет еще сильнее, чем в прошлом году, если весна окажется дружной, – говорит председатель совета ветеранов Петровского района Юрий Соковнин. – В течение лета на Медведице проредили деревья на одном берегу в черте города. Но большую часть русла не трогали. Нужно было выпиливать заросли под мостом на дороге Саратов-Пенза. Сейчас туда только на лыжах с бензопилой можно подобраться. До паводка этого уже не успеть сделать».

Прошлой весной в городе был разрушен мост через Медведицу на улице Некрасова. «Смывало этот мост нередко, но впервые за 50 лет, что я живу в Петровске, его не восстановили», – говорит Юрий Степанович.Отрезанными от остальной части райцентра остались улицы Юности, Куйбышева, Луговая и Озерная.«Тамни аптеки, ни магазинов, ни банков – всё за рекой.Осенью жители ходили в обход через другие мосты. Это крюк два километра, пенсионерам тяжело. Сейчас протоптали тропинку по льду».

Как сказано на сайте администрации Петровского района, местные власти обращались в областное МЧС с просьбой выделить компенсацию на восстановление «объекта, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации». На ремонт требуется 564 тысячи рублей. Однако ведомство отказалось выплачивать деньги, так как мост, сооруженный «хозяйственным способом», не оформлен в муниципальную собственность.

Получить материальную помощь, полагающуюся пострадавшим от паводка горожанам, тоже было непросто. В апреле возмущенные жители приходили к зданию администрации с требованием назвать сроки выплаты денег. Как рассказывал Юрий Соковнин ИА «Свободные новости», «к людям никто не вышел, администрация вызвала наряд полиции». Только в конце сентября губернатор Валерий Радаев подписал распоряжение о выделении средств из резервного фонда. 1450 жителей Петровска получили по 10 тысяч рублей.

По расчетам районной администрации, в нынешнем году в зону подтопления попадает 1500 домов, где проживает более 2500 человек. Власти сообщают, что начали подворовые обходы и раздачу памяток. Как напоминает Соковнин, раньше на время паводка скотину с частных подворий выводили на территорию колхоза имени Панфилова, находившегося в пределах города. «Там готовили фермы и корма. Но теперь на этом месте руины».

Петровская администрация призывает горожан самостоятельно страховать свое имущество. Однако, как заявил глава района Денис Фадеев на заседании областной КЧС, «страховые компании, как правило, отказывают жителям в такой услуге, зная, что домовладение попадает в зону затопления».

 

Никогда не было…

Напомним, что прошлую весну метеорологи также называли уникальной. Зимой 2017/2018 в Саратовской области выпало снега на 23 процента больше климатической нормы. «Такого марта по погодным условиям – по температуре воздуха и выпадению осадков – не наблюдалось больше 70 лет», – говорил Михаил Болтухин.«Такая вода раз в десять лет бывает. Лед на всех реках области имеет толщину от 60 до 70 сантиметров. Не помнит никто, когда такое было», – соглашался с главным метеорологом тогдашний зампред Александр Буренин.

Первым населенным пунктом, пострадавшим от паводка-2018, было село Рыбушка – речка Ольховка залила одну из улиц.

Дальше затопило поликлинику в поселке Жасминный. Судя по фотографиям в соцсетях, уровень воды на полу в лечебном учреждении, занимающем цокольный этаж, составлял не меньше десятка сантиметров. Областной минздрав сообщил, что виноваты «конструктивные особенности канализации и системы водоотведения, не справляющиеся с интенсивным таянием снега».

В первые апрельские дни талые воды затопили энгельсский поселок Пробуждение . Была объявлена чрезвычайная ситуация, на несколько дней прекратил работу расположенный здесь миграционный центр ГУ МВД, был ограничен въезд в город по ершовской трассе.

В дачном поселке Расловка-1 Саратовского района чуть не утонул Volkswagen Polo, пытавшийся переехать через затопленный мост.«Воды там было по боковые стекла. Машина получила гидроудар. Внутри находились мужчина и 11-летний ребенок», – сообщала областная служба спасения. Пассажиров вывезли на резиновой лодке. Кроме того, спасатели эвакуировали дачника, пережидавшего паводок на крыше своего дома.

У села Сторожевка Татищевского района талые воды размыли объездную дорогу. Была перекрыта трасса Саратов-Пенза, водителям предложили делать крюк через Сызрань.

Популярными в соцсетях стали видео затопленного села Бобровка Красноармейского района, где жители плавали по улицам на весельных лодках, и многочисленные ролики о затопленных дорогах в Заволжье. По сообщениям МЧС, в некоторых районах высота перелива трасс достигала одного метра.

Последним в области под воду ушел Балашов: Хопер залил заречную часть города, где живут больше тысячи человек.

 

…и вот опять

В нынешнем году Михаил Болтухин вновь называет ситуацию с паводком «уникальной и неоднозначной». Высота снежного покрова достигает 55-88 сантиметров при норме от 14 до 43 сантиметров.В прошлом году этот показатель составлял 22 сантиметра. Запас воды в снеге 157 миллиметров при норме 70. Глубина промерзания почвы составила от двух до 22 сантиметров при норме 78.

Как напомнил Болтухин на совещании в областной думе, «бывали неоднократно годы, когда температура воздуха нарастала лавинообразно, в середине марта повышалась до +15-16 градусов».

«Мы ждем очень тяжелого паводка», – признался зампред регионального правительства Роман Бусаргин. В районы на борьбу с половодьем планируется направить 23 миллиона рублей из резервного фонда, хотя направлены заявки на 30 миллионов, необходимых на содержание гидротехнических сооружений. 76 миллионов обещают выделить Саратову. В прошлом году, как напоминают «Свободные новости», на противопаводковые мероприятия было потрачено 6 миллионов рублей.