Помойка у пруда и фекальные реки

Оценить
Вот уже год мы пишем о том, как загаживается территория у пруда Семхоз, где губернатор обещал устроить каскад водопадов. Столько же времени – о фекальных сбросах в реку Гуселка из поселка Изумрудный. А оно все течет.

Уголовное дело и отставка министра стали самыми заметными событиями в экологической сфере региона. Более оптимистичных новостей за год не отмечено

В конце года уголовный скандал случился в областном министерстве природных ресурсов. Под следствием оказались глава ведомства Дмитрий Соколов и его заместитель Анатолий Колдаев. Обоих подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями, хотя и по разным поводам. Как полагает Следственное управление, Колдаев требовал от руководства подведомственного учреждения деньги на нужды совета ветеранов, а Соколов помог закрыться трем лесхозам, не заплатившим 35 миллионов рублей налогов. Через несколько дней после начала расследования Дмитрий Соколов ушел в отставку по собственному желанию.

Как уже писала «Газета недели», телеграм-каналы давно предсказывали министру неприятности. Примечательно, что уголовное дело оказалось, пожалуй, самым заметным событием в саратовской экологической сфере. Оптимистичных информационных поводов в уходящем году было маловато. Среди несбывшихся желаний – открытие парка на пруду Семхоз, где уникальная дубрава гибнет под свалкой строительного мусора, и закрытие «горячих источников», бьющих у канализационной станции поселка Изумрудный.

 

Осталось «немножко обустроить»

Благоустроенный парк с каскадом водопадов жителям Солнечного-2 обещали летом 2017 года, когда врио губернатора Валерий Радаев проводил предвыборные встречи с избирателями. Никаких изменений на Семхозе с тех пор не произошло. К будущей рекреационной зоне пробираемся по снежной каше между бывших коровников. У спуска к пруду – большой синий контейнер с горой мусора. На берегу внизу – бак поменьше, тоже полный. Судя по сугробам вокруг, уборщики не появлялись здесь минимум неделю.

Солнечный-2 – не избалованный зелеными насаждениями микрорайон, и люди всё равно приходят на Семхоз гулять. По лесу протоптаны узкие тропинки. Над камышами краснеет табличка с крупными буквами «Выход на лед запрещен», но вся поверхность замерзшего пруда покрыта следами. В середине видна огороженная пластиковыми бутылками прорубь.

Как уже рассказывала «Газета недели», эксперты саратовского филиала института проблем экологии и эволюции РАН признали дубраву на Семхозе уникальным городским лесом естественного происхождения. В апреле нынешнего года территория вокруг пруда получила статус особо охраняемой природной зоны регионального значения.

Со стороны Солнечного-2 на рощу наступает свалка строительных материалов. У самой опушки – трехметровый обрыв: обломки железобетонных конструкций, битый кирпич, рыжая глина из котлованов утрамбованы в гигантское плато, тянущееся до новостроек. По словам жителей микрорайона, строительный мусор сюда начали возить прошлой зимой. Особенно быстро свалка росла весной, когда шли земляные работы на площадке будущей школы 7-го микрорайона, строительством которой занимается ГК «Аркада». Как рассказывала лидер инициативной группы Елена Портнова, «активисты записали на видеорегистратор поездку грузовика от котлована до места сброса, рейсы выполнялись каждые пять минут».

Елена обращалась в природоохранную прокуратуру и районную администрацию. Подать заявление в правоохранительные органы планировали и представители АО «Экспериментальное хозяйство»: под слоем отходов оказалась часть 26-гектарного участка, арендованного фирмой.

Сейчас железобетонные холмы засыпаны снегом. Новых партий мусора не привозят. Но и убирать уже имеющуюся насыпь никто не собирается.

В июне нынешнего года губернатор Валерий Радаев снова напомнил о парке на Семхозе – как и годом ранее, говоря о проекте в будущем времени. «Там девять гектаров, пруд, сданный в аренду. Его сейчас надо забрать в муниципальную собственность и тоже сделать хороший парк. Он уже практически готовый. Немножко обустроить его», – сказал Валерий Васильевич. Надо отметить, разговор происходил на встрече с жителями поселков Дачный, Жасминный и Соколовый, которые вряд ли часто ездят в Солнечный-2, чтобы убедиться в исполнении губернаторских обещаний.

После выступления Радаева волонтеры городского молодежного центра (позднее оптимизированного по постановлению мэрии) провели на Семхозе субботник. На берегах появились те самые баки, которые сейчас не вывозятся.

Как говорит Елена Портнова, в ООПТ вошли шесть гектаров вокруг пруда. Еще около 10 гектаров планировалось внести в охранную зону, где была бы ограничена хозяйственная деятельность, в том числе капитальное строительство. Однако постановление об охранной зоне пока не подписано, так как земля не передана из федеральной собственности региону. Тем временем, как рассказывают жители Солнечного-2, появилась информация о том, что участком интересуется сеть строительных гипермаркетов «Леруа Мерлен». Ранее в прессе уже появлялись сообщения о том, что новый магазин может быть построен на бывших землях НИИСХ Юго-Востока.

Как заявил представитель АО «Экспериментальное хозяйство» Дмитрий Щербаков, о планах ритейлера ему ничего не известно. «Сейчас мы проводим межевание: выделим из своего участка шесть гектаров, получивших статус ООПТ, в качестве жеста доброй воли прибавим к ним еще полтора гектара и передадим области или городу. Несколько лет назад по решению правительственной комиссии муниципалитету уже были переданы 13,5 гектара бывших земель НИИСХ Юго-Востока по другую сторону плотины пруда. Вместе может получиться отличный парк», – полагает Дмитрий.

По словам Щербакова, фирма летом вывозила с берегов пруда мусор, построила беседку, «но ее почти сразу сломали, ведь экологических активистов среди отдыхающих немного». Несмотря на случай вандализма, компания продолжает считать проект сооружения парка «вполне реалистичным». «Как и раньше было сказано, мы готовы сами участвовать в работах: обустроить дорожки, скамейки, освещение. Если нам дадут возможность спокойно вести хозяйственную деятельность на остальной арендованной нами территории».

 

Чем дышать в «человейнике»

Улица Ерёмина – окраина окраины, последняя заселенная улица Солнечного-2. Узкий двор бюджетной новостройки заставлен машинами. Нет места ни для деревца, ни для клумбы. Жильцам, окна квартир которых выходили на другую сторону дома, повезло больше: они могут любоваться видом на поля Юго-Востока, лежащие почти до самого Юбилейного. Вернее, раньше могли.

«Это же готовый парк был. Почистить только, дорожку положить – и гуляй», – местный житель Николай Иванович показывает с балкона пеньки и обрубки, оставшиеся от лесополосы. Там, где она подходила к заселенному дому, теперь блестящий металлический забор и серый бетонный прямоугольник новой стройки. «Пилят и пилят, наверное, до самого Юбилейного дойдут», – расстроено замолкает собеседник. Особой любовью к природе Николай Иванович раньше не отличался, но плотность застройки «человейника» такова, что даже самый прагматичный житель задумается: а чем дышать?

Накатанная строительной техникой дорога засыпана рыжей кирпичной пылью. Женщина с двумя малышами с трудом толкает коляску от калитки детского сада. Здание выкрашено в желто-красные тона, вокруг – огромная игровая площадка. Ни одного деревца. Ветер рвет разноцветные ленточки, привязанные к круглым фонарям.

Ворот на стройплощадке, расположенной прямо за детсадом, нет. Мимо забора можно пройти к вырубке. Свалка железобетона и свежие, еще ароматные щепки. Судя по сохранившимся листьям, здесь росли клены и дубы. По другую сторону бывшей лесополосы – канализационный колодец без крышки. За грудой сваленного снега разливается мутно-зеленое болотце с характерным запахом.

По сведениям областного министерства природных ресурсов, в области растут 180 тысяч гектаров полезащитных и придорожных полос. «Они бесправные, нигде не числятся», – говорил на пресс-конференции теперь уже бывший глава ведомства Дмитрий Соколов. Лесополосы не входят в гослесфонд, их содержание не регулируется федеральными или областными законами и не финансируется из бюджета.

По словам Соколова, бедственное положение полос заметил даже губернатор: проезжая по Петровскому тракту, Валерий Радаев увидел варварскую вырубку деревьев вдоль дороги. Как оказалось, это дачный кооператив проложил водопровод.

Саратовское минприроды разработало законодательную инициативу о придании полезащитным и придорожным полосам особого статуса. «Мы несколько раз обращались на федеральный уровень, я выступал в Рослесхозе на эту тему. Но вопрос пока открыт», – говорил на пресс-конференции Соколов.

 

Горячие источники Изумрудного

Всё-таки в прокуратуре работают очень невезучие люди. В уходящем году представители надзорного ведомства трижды проверяли работу канализационной станции в поселке Изумрудный и ни разу не смогли увидеть фекальную реку, текущую по оврагу к Гуселке-1 и далее в Волгу. «В настоящее время сброс сточных вод на рельеф местности прекращен», – пишут проверяющие в своих скучных актах.

«Однако, мягко говоря, это неправда», – пишут в редакцию сильно удивленные жители поселка. «За полгода наблюдений мы имеем три официальных ответа из министерства экологии, из прокуратуры области и из прокуратуры Волжского района, где черным по белому написано – НЕ ТЕЧЕТ! Но факты – вещь упрямая. ТЕЧЕТ!» – сообщают жители, срываясь на капслок.

«Газета недели» не раз рассказывала о речке-вонючке в Изумрудном. Зимой найти местную достопримечательность проще, чем летом, – канализационный запах ощущается уже на повороте к зеленым высоткам. Кажется, регулярные проверки и интерес прессы возымели некоторый эффект: на КНС впервые заметны признаки жизни. В ворота станции пытается втиснуться оранжевая ассенизаторская машина. Впрочем, толку от нее никакого: из оврага к лесу (входящему в состав ООПТ Кумысная поляна) струится незамерзающий поток.

Как объясняют жители, зимой жидкость не впитывается в промерзшую почву, и речка становится шире. Местные приспосабливаются к среде обитания: через поток, разделившийся на несколько рукавов, перекинуты мостики из досок.

Примечательно, что накануне отставки экологического министра в областной думе обсудили мизерное финансирование, выделенное региону в рамках федеральной программы очистки Волги. Как заявила депутат от «Справедливой России» Зинаида Самсонова, Ульяновской области выделено 4,9 миллиарда рублей, Самарской – 13 миллиардов рублей, а Саратовской – только 92 миллиона. По официальным подсчетам, в регионе образуется 9,7 миллиона кубометров загрязненных стоков. Это наименьший показатель в бассейне Волги. Как предположила Самсонова, «желание красиво выглядеть перед Москвой приводит к тому, что мы не получаем федеральные деньги».

В реальности целые города в области сбрасывают сточные воды в Волгу без всякой очистки. В Вольске строительство очистных сооружений затянулось на 16 лет. При опрессовке КНС обнаружилось, что к ней не подведены трубы.

Одним из подрядчиков на объекте было ЗАО «Сартехстрой», входящее в ГК «Аркада». Именно эта фирма построила Изумрудный. После вольского скандала областная прокуратура объявила об очередной проверке КНС в жилкомплексе. О результатах надзорное ведомство пока не сообщает.

«Баннер «Моя страна – мой район» висит в километре от этих мест. Надо бы рядом повесить еще баннер, на котором написано: «Горячие источники имени…». Кто-то же хотел превратить Саратов в туристический рай – чем не реклама!» – предлагают активисты Изумрудного.