«Я так Путину верила, а он нас обманул!» В Саратове прошла акция против пенсионной реформы
Люди разных возрастов и политических взглядов 9 сентября прошли по пешеходной улице Саратова с разноцветными шарами и триколорами. Полиция вела себя корректно и во время акции никого не задерживала, хотя формального согласования организаторы от мэрии так и не получили.
Впрочем, местный штаб Навального считал акцию согласованной. О чем нынешний его глава Владимир Чарский не раз и не два проорал в мегафон: «порядок у нас заявительный, альтернативных площадок нам не предоставили, значит, мы можем проводить акцию здесь».
Людям, собравшимся у фонтана, было по большому счету всё равно – есть у организаторов разрешение или его нет. Они вышли сказать своё «нет» пенсионной реформе.
Две подруги третьего возраста – обе уже на пенсии – схватили по красному шарику. Белые их не устроили. Хотя цвет шаров, по их признанию, никак не отражал их политические взгляды.
Одна из подружек (обе отказались назвать свои имена) не пропустила ни одной акции Навального в Саратове.
«Даже зимой у Ротонды в -21 была! – заявила она. – И когда сам Навальный с детской площадки выступал, его слушала!»
Две подруги
Вторая на митинге в первый раз – пришла за компанию – посмотреть, послушать, что скажут. Обе они, хоть и на пенсии, выступают против повышения пенсионного возраста – это же их детей коснется.
– Нам не безразлично, что будет дальше, – объясняла свою позицию завсегдатай митингов. – Страну в таком развале, с такой преступной властью детям передавать нельзя. Здесь нет свободы. Вот сын меня ругает: «Мама, ты в интернете такие вещи лайкаешь и копируешь, за которые тебя посадят». Это вот что за вопрос – я не могу сохранить себе картинку, которая мне понравилась! Я не могу высказывание на свою страницу перенести, потому что это, оказывается, преследуется! Полиция наша работает только на власть, про суды вообще молчу – ни одного справедливого суда. Я сама сколько раз судилась по ЖКХ – все решения всегда в пользу управляющих компаний. Чтобы это изменить, надо именно власть менять.
Людмила Александровна, еще одна пенсионерка, поклонница Сталина, рассказывает: «Мы при нем были бедные, но счастливые, дверей не запирали, окон не зашторивали». Она ходит на все митинги против повышения пенсионного возраста – и к навальновцам, и к коммунистам. Нынешних руководителей страны называет «Царь» и «Помощник царя», ругает их.
– Я против всего выступаю! – говорит активная женщина. – Против коррупционной власти! Я хочу, чтобы правильно было: раз сказал – сделай. А то они много говорят каждый день – послушай, как хорошо. Но нет же, не хорошо!
И хоть она давно на пенсии, а детей и внуков, которым теперь пенсия не светит – жалко.
- А их тут почему нет? – спрашиваю.
- Дураки потому что! – сердится Людмила Александровна. – Говорят мне: «Вот выдумала! А если тебя мордой [об асфальт] таскать там будут?» А придете в полицию – и вытащите меня – отвечаю. Я ничего не боюсь.
Никита
У двадцатитрехлетнего Никиты – молодого человека в очках и с шариком – мама попала в ловушку повышения пенсионного возраста – вот-вот должна была уйти на пенсию, а теперь, если примут закон, это случится нескоро. Никита политически активный – ходит на все митинги Навального, следит за новостями, читает по теме экономических экспертов, считает, что с деньгами Пенсионного фонда что-то не так. И когда нам рассказывают о трудностях в ПФР, нас обманывают, уверен молодой человек.
– Я считаю, что все должны выйти против повышения пенсионного возраста. Закон после массовых протестов сразу не отменят, но одуматься могут. Чем больше выходит людей на улицу, тем они сильнее боятся, - говорит Никита.
Владимир Чарский
К 16.00 у фонтана (люди сбились в кучу поближе к Крытому рынку, и движению транспорта в виде пони никто не мешал) собралось уже человек триста. Чарский передал мегафон Михаилу Фёдорову – молодому коротко стриженному парню с нарисованным триколором на щеке. Теперь он отвечает за кричалки. С лозунгом «Путин-вор» митингующие отправляются в шествие. Полиция останавливает поток автомобилей. Но митингующие не сразу понимают, что, несмотря на красный сигнал светофора, дорога им открыта. Инспекторы ГИБДД жестами начинают подсказывать оппозиции: Идите уже, проход свободен.
Над проспектом Кирова несутся лозунги «Руки прочь от наших пенсий», «Путина в отставку», «Свободу политзаключенным», «Радаева – в отставку!» Последний лозунг на предыдущем митинге подарил толпе 12-летний Егор Прянишников, которого потом задержала полиция. Сегодня Егора среди митингующих не было.
Толпа шествовала по проспекту, натыкаясь на массовые мероприятия и музыкантов. У ТЦ «Ирбис» проходила рекламная акция нового магазина. Митингующие остановили шествие и прокричали в мегафон: «Присоединяйтесь!». Аниматоры в ответ завопили: «Да это же наши новые покупатели! Ура!» и сделали музыку громче, заглушая очередной лозунг.
- Я хочу идти с ними! –заявила девочка в желтом шарфе. Компания подростков в таких же шарфах шеренгой перекрыла путь идущей под триколорами толпе.
– Почему ты хочешь идти с ними?
Девушка осекается.
– Просто у нас квест, и нам сейчас идти в ту сторону, – она помахала рукой в сторону «Липок».
Иногда толпа шла в полном молчании. Тогда штабист Чарский начинал громко звать: «Миша! Миша!» Фёдоров находился и запускал в толпу очередной лозунг.
Две яркие девчонки в очках, шедшие почти в голове колонны, вдруг нырнули в толпу – одна из них увлекала свою подругу за спины других людей со словами: «Не суйся под камеры, а то нас из «шараги» выгонят».
Они - будущие медсёстры. По их словам, в колледже, прямо на занятии, преподаватель русского языка сказала всей группе: «Не будьте школотой, не надо никуда ходить, сидите дома». Девочки посмеялись и всё равно пошли – такого, чтобы кого-то отчислили за участие в митинге, в их колледже еще не было.
Юля против пенсионной реформы – раньше профессия медицинского работника была престижной, хоть и малооплачиваемой. А сейчас и зарплата маленькая, и уважения никакого. Вкалывать за гроши до шестидесяти лет, а потом тихо умереть Юля не хочет. Она мечтает бить тату и колоть пирсинг. Но открыть свой бизнес - дорого. К тому же даже он не дает гарантии на относительно безбедную старость.
– У нас тут вообще должна быть преподаватель истории, – рассказала будущая медсестра Юля. – Нет-нет, она не высматривает, кто из студентов пошел на митинг. Она сама всегда ходит на митинги и продвигает взгляды Навального.
Во время шествия толпа митингующих разрослась – и по набережной к Ротонде двигалась уже внушительная колонна. Пока митингующие занимали места, на набережной, напротив арбитражного суда, мы встретили первого проректора юридической академии Сергея Туманова.
Сергей Туманов
По его словам, он знать не знал ни о каком митинге, просто гулял. За студентами не следил, а если уж кого-то из учащихся СГЮА на митинге увидел бы, то обещает, что санкций никаких не последует. Послушать митингующих Сергей Николаевич желанием не горел.
- Да знаем мы, что они говорят, мы все новости читаем, - сказал Туманов.
Сам он пенсионную реформу поддерживает – ему 54 года. Он рад, что теперь сможет работать до 65.
- У нас и в 70 работают. Я не знаю, как там должна идти реформа, но для нас, преподавателей, это хорошо. А зарплаты всегда не хватает, вот хоть сколько её будет. Чем больше зарплата, тем больше желаний – куда-то съездить, что-то купить, - говорит проректор.
Немолодая женщина с копной седых волос, собранных в хвост, стояла у Ротонды и допивала воду из бутылки – на солнцепеке жара почти летняя. Её зовут Татьяна. Она пришла на митинг целенаправленно. Еще недавно – в марте - пенсионерка отдала свой голос за Владимира Путина, а теперь жалеет.
- Я так Путину верила – в первый раз за него проголосовала. А теперь сама себя ругаю – зачем я это сделала? Я его выбрала, ему доверилась. А он нас так обманул, - рассказала нам Татьяна.
Татьяна
Сама Татьяна уже год на пенсии. Но вокруг нее много людей, которые теперь ее получат нескоро.
- Люди на последнем издыхании живут! Зарплата маленькая. Воспитатель детского сада получает 10-11 тысяч рублей в месяц. Они надеются на пенсионные деньги. А теперь возраст отодвигают, - рассказала женщина.
Теперь Татьяна ходит на все митинги против повышения пенсионного возраста – и к навальновцам, и к коммунистам. Но считает: чтобы власть услышала народ, людей на митингах должно быть в сто раз больше. Впрочем, и эти всплески, эти небольшие возгласы нужны, чтобы показать – так нельзя, так быть не должно, считает пенсионерка. А если и этого не будет, если все будут вести себя тихо-мирно, то власти сделают всё, как хотят.
Выступающие занимали площадку не больше сорока минут – выступления в этот раз были короткие: какие-то яркие, какие-то не очень. Но мегафон долго не задерживался в одних руках. Слышимость была так себе. Поэтому бабушка в тёмных очках стояла на лестнице и напряженно вслушивалась. По ее словам, она просто гуляла – а тут толпа, митинг. Она кивала головой: «Да, я согласна, Путин-вор, и Медведев его такой же». Она тоже раньше поддерживала власть – вроде при них неплохо было. Больше всего бабушку удручает, что пенсия маленькая. А в магазинах продуктов нормальных не осталось – ни молока, ни масла, ни сыра. Есть это нельзя – всё невкусное.
– Они же их в подвале делают! Я всё сказала, дай послушаю! – сообщила мне женщина и продолжила кивать под выступления участников акции.
Митинг закончился – все разошлись. Последняя реплика организаторов: «Кто брал у нас флаги – верните нам их, пожалуйста». До следующего митинга.