Духовной жаждою томим...

Оценить
Духовной жаждою томим...
Фото Денис Юлин
«Не могу сидеть на любимой группе моей юности», – я спрыгнул вниз. Чудо, что никого не зашиб – танцевал и прыгал я от души, орал гроулом и скримом, в общем, делал все то, в чем отказывал себе весь Next Generation Festival. Я был счастлив.

Уже начинало темнеть. Мы с коллегой Денисом Юлиным вышли со стадиона «Труд» и двинулись по Юбилейному бульвару в сторону ближайшего гипермаркета – закупаться продуктами в обратную дорогу. Где-то на полпути я толкнул его в плечо: «Смотри, вон Федеральная миграционная служба». Мы оба, не сговариваясь, рассмеялись. Грустно рассмеялись. Потому что это вызвало неприятные ассоциации. Те, кто ездил на нижегородский NextGenerationFestival, поймут нас без труда.

Дорогой дальнею...

Я себя великим путешественником не назову, но не раз ездил ночными рейсами на автобусах. Занятие не сильно приятное – трясешься весь путь, толком не поспишь. Денису вот хорошо, он где угодно заснет, а я – человек беспокойный. Даже к месту отправления саратовского автобуса приехал на такси – шутка ли, в Заводской район к 23:00 добраться проблематично, если вы не живете в центре. Впрочем, как и обычно, время отправления – это всегда перестраховка для «опоздунов». Слава богу, прошлогоднего идиотизма с трехчасовым простоем не повторилось (впрочем, там были другие организаторы), все пассажиры подождали немного у входа, пока в «Варьете» заканчивался концерт Therr Maitz, группы Антона Беляева, участника второго сезона программы «Голос». Через сорок минут мы уже ехали.

Не доехать, не доплыть

Духовной жаждою томим...Примерно за полтора часа до означенного времени прибываем в Нижний Новгород. Идем с товарищами перекусить, поскольку одно из обязательных требований фестиваля – запрет на пронос еды и воды. По поводу последнего – разговор впереди, пока же замечу, что в Новгороде еще с утра было невероятно жарко. Кто-то, кстати, решал проблему довольно радикальным образом – купаясь в местном пруду, отделявшем стадион от суши. Мы же с ребятами гадали – насколько реально его переплыть и незамеченным пробраться на стадион – все-таки билет на NGF, в отличие от «Рока над Волгой», платный и ближе к концерту только рос в цене. Впрочем, это не помешало многочисленным перекупщикам продавать заветные бумажки в непосредственной близости от входа. Притом за вполне приемлемую цену.

Примерно за полчаса до формального начала действия мы подошли к палатке, где продавались билеты, в ожидании человека с нашими бейджиками. Пообщались с коллегами из других городов. Понятно, что главной темой разговоров стали срывы выступлений белорусов («Ляписа Трубецкого») и поляков (Behemoth). Последних сотрудники миграционной службы потребовали покинуть пределы России.

Скажу честно, о белорусах особо не жалел, их разборки меня мало волновали. Фанаты, правда, специально ради них ехавшие на фестиваль, вызывали сочувствие: уже два года подряд срываются выступления, а с учетом того, что с сентября коллектив прекратит свое существование, можно считать, что это была последняя возможность увидеть кумиров. Организаторы, надо заметить, довольно оперативно объявили замену – ими стали японские трэш-металлисты Survive (главное открытие этого фестиваля – добротный такой традиционной трэш. Несмотря на всю техничность, однообразный до жути, но для тряски головы – в самый раз).

С Behemoth случай еще интересней и уникальней – такого в России еще не было. Признаюсь честно, в глубине души я подозревал, что рано или поздно до них докопаются: все-таки группа, называющая свой тур «Русский сатанист», чей солист демонстративно рвет на сцене Библию, довольно много себе позволяет. Но то, чего так и не смогли добиться польские католики, вполне успешно и, кажется, без особого труда сделали православные активисты в нашей стране, используя админресурс. Один за другим срывались концерты, и наконец дело дошло до того, что в Екатеринбурге музыкантов судили за визу – вместо необходимой гуманитарной у них оказалась только деловая.

Итог: вместо нормального тура поляки получили геморрой, небольшой денежный штраф и пять лет запрета на въезд на территорию России. Кто-то посчитал, что это был произвол православных активистов, кто-то видел в этом показательный судебный процесс, а кто-то намекал на рэкет: мол, с организатора тура требовали деньги, в противном случае обещали проблемы.

Вскоре нам достались бейджи, и мы спокойно прошли на фестиваль. Это правда. Я смотрел отзывы об организации, и одним из самых существенных недостатков называлась работа секьюрити. Многие обвиняли их в хамстве и чрезмерно дотошном досмотре. Я за всех отвечать не берусь – меня лично осмотрели поверхностно. И мы еще до выступления открывавшей фестиваль группы «Пилот» стояли в фотопите.

Немного о главном

Духовной жаждою томим...Понятное дело, что описывать выступления по сет-листу так же неактуально, как писать отчет о футболе с комментированием поминутных действий.

Выступления групп на фестивалях – это, кажется, самое прогнозируемое, что только может быть на свете: вышел, спел 5-10 песен из обоймы вечных хитов, поблагодарил всех, ушел. По большому счету так оно и было: неужели кто-то был удивлен кипеловскому «Вавилону», люменовским «Государству» и «Сиду и Нэнси» или пилотовскому «Року»? Речей было мало (разве что Кипелов время от времени информировал зрителей, что сегодня День славянской письменности и культуры, а сборная России по хоккею победила в полуфинале чемпионата мира шведов) – все-таки график был жесткий, урезали как могли, особенно не повезло Louna, выступление которой получилось каким-то совсем куцым. А между тем именно эта группа впервые вслух поддержала на фестивале Behemoth. До этого в майках с символикой польской группы вышли лишь музыканты «Пилота», Survive и ведущий фестиваля.

Кстати, ведущий запомнился киданием в толпу продукции местного обувного магазина. Если размер не совпадал, то можно было потом прийти в магазин и поменять.

Сама музыка – то, ради чего все и ехали – в тот вечер не подвела, если не считать проблемы со звуком. А вот он откровенно не радовал и даже заставлял нервничать музыкантов: так, Илья «Черт» Кнабенгоф из «Пилота» не выдержал и попросил кого-то «поднять свою задницу и сделать уже что-нибудь наконец». Я бы не сказал, что звук был плохим, но удовольствие подпортил. Но когда вышли Korn...

Развлекались, как могли...

Духовной жаждою томим...После выступления открывшей фестиваль группы «Пилот» я сделал первое пробное «хождение в народ». Стадион в тот день очень отдаленно напоминал древнегреческий театр – каменная площадка с трибунами под палящим солнцем. Искусственный газон был положен в районе северной и южной трибун, его моментально оккупировали люди, желающие отдохнуть. Те же, кто предпочитал активный отдых, могли перекидываться тарелкой или, скажем, покататься на серфе. Только вместо волны был батут.

Попить и поесть на фестивале можно было без труда – масса ларьков торговали напитками и едой. Отдельно продавались фрукты. Основная претензия посетителей – цена на воду. Мол, 100 рублей – это очень дорого за 0,5 литра. Пускай меня считают извергом, но я не соглашусь. Для фестиваля такая цена приемлема. Чай, кстати, стоил 15 рублей. Да, горячий, но когда солнце печет, выбирать не будешь.

С едой все было тоже далеко не так плохо. Скажем, пицца за 45 рублей или хот-дог за 75 – цена не особо кусачая. Шашлык, правда, дорогой: 155 рублей за 100 граммов, то бишь за один стандартный кусочек. А вы что думали, когда идешь на целый день на подобное мероприятие, денег не надо брать? С раздачей бесплатной воды, правда, возникли проблемы. Многие посетители фестиваля уверяли, что ее не было вовсе. Это не так. Первую часть фестиваля вода раздавалась. Другое дело, что теми немногими счастливцами, кому удалось попить, были первые ряды фан-зоны.

К слову, вечная проблема того же «Рока над Волгой» – переполненные очереди в туалет (об этом писал и Денис, и я) – здесь вообще не возникла.

Еще одной сферой продажи был мерчендайз. Его я обошел стороной, а вот что действительно порадовало, так это все-таки приехавшие ребята с книгой «Исповедь еретика» Адама «Нергала» Дарского – вокалиста Behemoth. Продавцы говорили, что книга идет на ура. Меня лично душила жаба – при всей шикарности издания (глянцевая бумага, богатый иллюстративный материал, пронумерованный от руки (!) тираж) цена 1500 рублей. Так и не надумал. Может, зря – пересылка книги из Беларуси обойдется еще больше, 2500 рублей. Торговали там и дисками. Например, был винил какого-то альбома Burzum за 1300 рублей. Кому как, по мне это все равно что прокатиться до соседней улицы на такси, вручить таксисту 1000-рублевую банкноту со словами «сдачи не надо».

И, наконец, последний момент по организации – распределение зон, в этом году было три сектора: стандарт, фан и вип. Самым удобным, понятное дело, стал вип – тут и посидеть можно, и тенек. А вот с фанкой организаторы малость перемудрили – довольно долгое время она пустовала, из-за чего между ней и стандартом образовалась режущая глаза пустота. Только ближе к выступлению хедлайнеров – Soulfly и Korn – она начала заполняться, хотя до состояния «набита битком» не дошла. И слава богу, наверное. Жаль только, что фанка так себя особо и не проявила – складывалось ощущение, что самые ярые фанаты собрались как раз не там, а в стандарте.

В поисках неведомого места

Я уже представляю, как какой-нибудь злой зритель, бросавший после фестиваля тонны злых комментариев в интернет, возмущается: гаденыш, все у него хорошо, орги ни в чем не виноваты, только сами зрители. Стоп-стоп! Хотите критики – их есть у меня.

Духовной жаждою томим...Немного, но есть: с выступления Кипелова всех журналистов погнали с фотопита. По ошибке чуть не согнали многострадального Черта. Почему, зачем – не объясняли, просто приказ, потом мы все-таки поняли: на Korn была отдельная аккредитация, на которую не все успели записаться (и мы в том числе). Оставался только один момент – почему не дали фотографировать Soulfly?

– Считайте, что Soulfly – это Korn.

Вот так. Интересно, Макс Кавалера или Тони Кампос обрадовались, если бы узнали внезапно, что они тоже Korn?

Кстати, выступление Soulfly мне в результате так и не понравилось: какая-то статичная по сценическому поведения группа (уверен, за слово «статичная» меня бы отдельно убил хмурый Тони Кампос). Макс Кавалера, надевший майку «Торпедо», выглядел уставшим, если не сказать прямее – выглядел плохо, в последнее время музыкант резко сдал внешне, голос тоже уже не тот. Хорошо хоть Кампос вытягивает.

После Soulfly следует долгий перерыв, и, наконец, на сцену выходят они – аццы, как говорят многие фаны – Korn. К сожалению, не в полном составе – гитарист Брайан «Хэд» Уэлч устроил свой отдельный тур по России. Только по больницам, с камнями в почках не шутят. Впрочем, замена была найдена, и она была неплохой. А еще у Korn был шикарный звук. Нереально шикарный – такой я могу представить на концерте в помещении, но никак не на open air. Вот что значит ездить со своими звукачами. По сравнению со всеми выступающими до них – небо и земля, хотя, повторюсь, звук на NGF был не так уж плох.

Мы с Денисом сидели во время их выступления на вип-трибуне. Где-то в районе Did My Time я повернулся к нему и сказал: «Нет, черт с ними, с фотографиями, я не могу сидеть на любимой группе моей юности», – и спрыгнул вниз. Чудо, что никого не зашиб – танцевал и прыгал я от души, орал гроулом и скримом, в общем, делал все то, в чем отказывал себе весь фестиваль. Я был счастлив.