Саратов-Россия-мир.Doc

Оценить
Саратов-Россия-мир.Doc
Даже во время фестиваля документального кино можно снять документальное кино. Фото Мария Алексашина
Сегодня в кинотеатре «Пионер» пройдет закрытие Десятого международного фестиваля «Саратовские страдания». В программе форума зрители и жюри увидели удивительные истории людей, которых нашли и сумели показать режиссеры документального кино.

Фестиваль «Саратовские страдания» проходит уже десятый год, и как бы ты не «обыграл» слово «страдания» в заголовке, всё равно кто-то из коллег это уже сделал, если не в этот раз, то в предыдущие девять. И это не единственная сложность для журналистов при освещении фестиваля, вторая проблема – чтобы везде успеть, нужно иметь как минимум маховик времени. «Страдали» в этот раз в Доме кино, Институте филологии и журналистики, на железнодорожном вокзале, в Доме работников искусств, дневном клубе «Дружба», Доме-музее Павла Кузнецова, клубе «Maсhine Head», областной научной библиотеке и техническом университете.

Отдали концы

Открытие фестиваля прошло в пятницу, 13 сентября, в Доме кино. До него в рамках фестиваля прошли детские показы фильмов, конкурсный показ фильмов режиссеров из Саратова и области «Наша кинофабрика», а также мастер-класс для журналистов. Уже на первом вечернем сеансе (организаторы подготовили для зрителей немое кино с музыкальным сопровождением) случился аншлаг, что для независимого кинотеатра, прямо скажем, редкость. За десять минут до начала торжественной церемонии открытия на лестнице образовалась пробка из зрителей. Некоторым так и пришлось провести на ногах официальную часть, показ фильма «Отдать концы» и встречу с режиссером картины Таисией Игуменцевой и исполнителем одной из главных ролей Дмитрием Куличковым. Для тех, кто не смог смотреть фильм в таких условиях, организаторы фестиваля обещали еще раз показать его во вторник, 17 сентября, тогда же состоится показ всех фильмов-победителей фестиваля.

Татьяна ЗоринаОт одного из соучредителей фестиваля – министерства культуры области – поприветствовать участников и гостей фестиваля пришел заместитель министра Владимир Баркетов (его непосредственный начальник Светлана Краснощекова и губернатор Валерий Радаев, напомним, провели пятницу в районном поселке Озинки, где, по их мнению, начинается Россия). Чиновник произнес дежурную шутку про то, что саратовцам предстоит ближайшие несколько дней «страдать», разрезал вместе с председателем жюри этого года, кинокритиком Кириллом Разлоговым кинопленку и удалился, не став смотреть картину лауреата Каннского фестиваля и фестиваля «Кинотавр».

Директор фестиваля Татьяна Зорина рассказала зрителям историю о том, как она впервые посмотрела документальный фильм, и отметила, что, придя к десятилетнему юбилею, «Саратовские страдания» находятся в состоянии переходного периода.

Отдали концыНародная артистка России Елена Сапогова исполнила песню в память об операторе Владиславе Микоше и его жене, режиссере Джемме Фирсовой. Победительница конкурса частушек-страданий, который прошел в классическом университете в рамках фестиваля, показала зрителям, что собственно такое «саратовские страдания».

Затем зрители увидели фильм открытия фестиваля «Отдать концы» – трагикомедию о жизни в российской глубинке. Главные герои картины – жители небольшого села узнают, что через день будет конец света. В ожидании конца они принимают самые важные решения в жизни. Как рассказала режиссер Таисия Игуменцева, в Европе ленту воспринимают как фильм-притчу с аллюзией на историю библейского Ноя. Во время общения с режиссером саратовские зрители поймали Таисию на нескольких «ляпах» в фильме и похвалили выбор актеров (Сергей Аброскин, Максим Виторган, Ирина Денисова, Анна Рудь, Ёла Санько, Юрис Лауциньш, Алина Сергеева, Дмитрий Куличков).

Выпускник Саратовской консерватории Дмитрий Куличков поблагодарил за свои успехи в кино своего педагога Александра Галко, также присутствовавшего в зале.

– Не бойтесь быть свободными. Для меня кино – это всегда диалог со зрителем. И я хочу вам сказать, чтобы вы не ждали завтра, а жили здесь и сейчас. Если вы любите кого-то, то скажите ему об этом. Хотите быть свободными, будьте, – посоветовала зрителям молодой режиссер Игуменцева.

Семейные ценности и революция

В основную конкурсную программу вошли 16 картин, еще около трех десятков фильмов были объединены в панорамы «Кино.doc», «Кино.art» и «Кино.life».

Еще в пятницу перед открытием зрители увидели трогательный фильм Родиона Исмаилова «Моя родня». Режиссер сделал героями своей картины своих родственников. Фильм повествует о первом путешествии его дочери Лолиты из Москвы, где она живет с отцом и матерью, в Азербайджан, где живут все родственники отца. Девочка знакомится с чужой для себя культурой (плачет, когда родственники режут жертвенного барана). В финале картины режиссер разместил фотографии всей своей родни.

– И это еще не все дети поместились на этих фото. Их гораздо больше, – рассказал зрителям Родион. – А за Лолиту не переживайте, она знала, на что шла, я не ожидал, что вот так расплачется. Зато теперь мы каждое лето отправляемся в Азербайджан.

Первым фильмом конкурсной программы, показанным в субботу, стала картина «Марш! Марш! Левой!» Евгении Монтанья Ибаньес.

Героями этой картины стал оппозиционер, координатор движения «Левый фронт» Сергей Удальцов и люди, участвующие в протестной голодовке. В фильме Удальцов выступает на митинге и готовится к выступлению со специалистом по сценической речи. Люди же, которые поддерживают его идеи и голодают, переживают серьезный психологический кризис. К сожалению, автор фильма не приехала в Саратов, и зрители не могли задать ей свои вопросы.

В послеобеденном конкурсном показе демонстрировали картину «Мои немецкие дети» Том Тамар Пауэр. Режиссер посвятила фильм своей семье: родителям, сестрам и детям. Мать Том – немка, отец – еврей. Сама она родилась в Израиле, затем переехала в Германию, но прожив там 16 лет, поняла, что её место именно в Израиле. В картине поднимается тема Холокоста, национальной и религиозной идентичности. Некоторый шок у зрителей вызвала театрализованная сценка, поставленная младшими школьниками в Израиле в день памяти жертв Холокоста, где дети вполне убедительно играют фашистов, прикрепив себе на рукав красные картонные свастики. Главные герои фильма – это двое детей Том, которые по-разному приняли её решение о переезде. Теперь сын и дочь Том живут в разных странах. После просмотра фильма зрители смогли задать Том интересующие вопросы. Посмотреть картины второго конкурсного дня пришла и режиссер Кира Муратова, фильм которой станет картиной закрытия фестиваля.

Особый мир и теория счастья

В воскресенье первым фильмом в конкурсной программе стала работа «Законы Мэтью» режиссера Марка Шмидта из Нидерландов. И снова очень личная история. Режиссер снял картину про своего друга, страдающего аутизмом. Мэтью перед камерой рассказывает о своих правилах в жизни, о системе своей «вселенной», которую он устроил в собственной квартире. Марк аккуратно пытается постичь эту «вселенную», но заканчивается фильм трагически. Теме проблем людей с аутизмом были посвящены сразу несколько картин («В ауте» Ольги Арлаускас и Никиты Тихонова-Рау, «Почему я тут» Дарьи Сидоровой). Сегодня в Саратовском государственном техническом университете в рамках «Саратовских страданий» проходит круглый стол «Проблемы социальной адаптации аутистов современной России» с участием сооснователя Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» Любови Аркус (автора картины «Антон тут рядом»).

С.П.А.Р.Т.А.После обеда, в воскресенье, зрители увидели фильм выпускницы Школы документального кино и документального театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова Анны Моисеенко. Лента под названием «С.П.А.Р.Т.А. – Территория счастья» повествует о жизни людей, осознанно отказавшихся от жизни в цивилизации. Они живут в деревне под Харьковом и пишут некогда придуманную одним человеком «Теорию счастья». Коммуна (Сельскохозяйственная поэтизированная ассоциация развития трудовой активности) существует уже 20 лет, у нее есть представительства и в России. Чтобы снять фильм о жизни отшельников режиссеру пришлось заполнить анкету с 1500 вопросами и писать стихи о Родине, общение с жителями коммуны заняло более двух лет. Условно главной героиней картины стала девушка Саша, которая недавно пришла в коммуну и в конечном итоге её покинула. Она рассказывает о теории счастья, отвечает на вопросы про цель жизни. Зрители спросили Анну, не собирается ли она снимать продолжение этого фильма.

– Я думала о продолжении этой картины, но уже снимать не просто про этих «спартанцев», а именно про Сашу. Она уехала оттуда, последние кадры фильма снимала именно она. Сейчас она живет у сестры в Казахстане, устроилась работать на хлебокомбинат. Но недавно она мне звонила и говорила, что хочет вернуться. Это такая история потерянного человека, который не может найти себе место в жизни, – пояснила режиссер.

Возвращение в Саратов

Александр ЗемляниченкоВ субботу в зале ожидания повышенной комфортности на саратовском железнодорожном вокзале прошла презентация фоторабот начальника отдела фотографии московского бюро агентства Associated Press Александра Земляниченко. Сам фотограф, дважды лауреат Пулитцеровской премии, когда-то начинал работать как корреспондент саратовской газеты «Заря молодежи». Поэтому во многом открытие выставки «Изменчивое» превратилось во встречу старых добрых друзей.

– Мы тогда работали вместе, и он же нас всех всё время фотографировал. Многие знают, что у меня на столе лежит моя фотография авторства Саши. Я по ней сверяюсь, какая я была, – рассказала директор «Саратовских страданий» Татьяна Зорина.

В 1997 году Александр Земляниченко получил Пулитцеровскую премию за фото, на котором президент России Борис Ельцин танцует на рок-концерте. Эту фотографию организаторы выставки разместили по центру. А рядом с ней фото нынешнего президента Владимира Путина. Также на выставке есть фотографии с репетиции Парада Победы, Чемпионата мира этого года по легкой атлетике в Москве и старые фотоработы.

Как рассказали представители РЖД, посмотреть выставку может любой желающий. Работы Земляниченко будут экспонироваться до октября. Затем в зале повышенной комфортности планируется регулярно проводить выставки.