Сокровищница Дракона

Оценить
Когда мои знакомые узнавали, что в отпуск я собираюсь поехать во Владивосток, задавали один и тот же вопрос: «Почему туда?». Я не могу этого объяснить. Но вообще-то я нашла для себя удивительно много параллелей с Саратовом, начиная, например, с ликвидированных трамваев.

– Вы не местная.

– Почему вы так решили?

– Говор у вас московский.

Подобный диалог за время моего пребывания в Приморье повторялся почти каждый день. Такие вот дела – «говор московский». Во Владивостоке все приезжие русские – «люди с запада». Что в принципе логично, потому что на востоке – японцы и китайцы, которых, к слову, не так много, как я ожидала. Живут они обособленно в китайском квартале.

Когда мои знакомые узнавали, что в отпуск я собираюсь поехать во Владивосток, все в едином порыве задавали один и тот же вопрос: «Почему туда?». Я не могу этого объяснить. И дело вовсе не в «патриотизме» или отсутствии времени на оформление загранпаспорта, чтобы выбрать «более туристический» маршрут. Владивосток – это какое-то смутное воспоминание из детства. Малоосознанное, но от этого не менее желанное действие – намочить ноги в Тихом океане. Мне, равнинному жителю центрального Поволжья, все, что находится за Уралом, кажется сказкой. И ради того, чтобы попасть в сказку, я готова была потерпеть десять часов на воздушных кочках с перерывом на обед в Хабаровске. Маршрут Москва – Хабаровск – Владивосток оказался самым дешевым из возможных, в частности еще и из-за того, что Аэрофлот демпинговал расценки на авиаперевозки, приурочив сей факт благотворительности к случившемуся в прошлом году в Приморье наводнению. Так, сама того не желая, я сэкономила свои кровные на чужом горе-несчастье.

Сокровищница Дракона

Впервые увидев Владивосток, я пришла к мнению, что въезжать в него нужно именно ночью. Расположенный на сопках, он впервые предстает перед новым гостем как огромные горы золота, сродни сокровищу Дракона. Это ошеломляющее зрелище. Владивосток нельзя назвать городом, который не спит. По сути, он даже меньше, чем Саратов, но на подсветке там не экономят.

Две вещи этот город делает практически бесполезными для женщины – обувь на шпильке и расческу. В 3D городе очень сложно найти прямой отрезок дороги без какого-либо уклона, много лестниц и поворотов, иногда того и другого вместе. Но почти невозможно заблудиться. Мне кажется, что даже человек с крайней степенью топографического кретинизма не сможет заблудиться в центре Владивостока – слишком много ориентиров. Здесь гораздо чище, чем в Саратове, хотя сами владивостокцы считают свой город грязным. Гуляя по городу, я там и сям встречала машины и людей, которые убирали дороги, мыли дома или копались в палисадниках. Кстати, в администрации города есть интересная штатная единица – главный художник города сотоварищи. В центре многие стены, склоны и боковины лестниц расписаны или отделаны камнем с вкраплением барельефов. Сюжеты городских картин, если ты не знаком с историей Владивостока, понять порой бывает трудно.

Сокровищница Дракона

Еще здесь совершено кошмарные дорожные развязки. Из-за строительства мостов через бухту Золотой рог и на остров Русский внутреннюю систему дорог сильно, но не очень продуманно перекроили. Несколько раз я испытывала легкий шок, когда просила таксистов отвезти меня в одну сторону, а машина двигалась в другую, потому что везде двойные сплошные и, чтобы развернуться, надо проехать метров пятьсот, а то и пару километров. Кстати, как рассказали местные, под шумок к этому делу в городе ликвидировали трамваи, чтобы расширить проезжие части. Ничего не напоминает?

Вообще, я нашла для себя удивительно много параллелей с Саратовом, начиная с тех же ликвидированных трамваев. Готовя город к АТЭС, федерация влила в бюджет региона около 240 миллиардов рублей. Дороги здесь лучше, но уже проглядывает то тут, то там пресловутый ямочный ремонт. А разделяющие проезжую часть столбики с цепями и более современные леерные ограждения напомнили мне о переписке Олега Грищенко с организацией «Город без преград», которая жаловалась, что в Саратове бордюры слишком высокие.

Пообщавшись с местными лодочниками, я узнала, что вопросы с базами тут стоят почти так же остро, как и у нас на Волге. Казалось бы, какие могут быть проблемы у города-порта? Но меня тут же приструнили, что на морском побережье далеко не везде можно причалить маломерному судну.

Есть тихая бухта Новик на острове Русский, но хранить там лодки попросту неудобно, потому что ездить далеко. Несмотря на то, что на острове организовали огромный суперсовременный студгородок, остальная часть суши не особенно обжита. Здесь есть несколько поселков, но проехать к ним можно разве что на внедорожниках. Местные власти планировали расширить сеть автодорог на острове, но «внезапно кончились деньги». Как доказательство этому одна из недостроенных трасс, недалеко от въезда на мост, которую строили-строили и не достроили. Тупиковый участок просто перегородили бетонными блоками, а жители по-прежнему пользуются старой разбитой грунтовкой.

Сам студгородок с огромными корпусами, общежитиями и многоэтажными парковками построен «на вырост», поэтому значительная часть его территории совершенно необжитая, если не сказать заброшенная. Новенькие здания словно бы припорошены слоем пыли, стоят и ждут, когда же придет человек, сотрет пылюгу и поселится здесь.

Сокровищница Дракона

На прославленный Гришковцом остров обязательно стоит съездить, посмотреть на Ворошиловскую батарею, полазить по фортам, да и просто насладиться видом. Правда, получится это не везде. Есть на острове несколько мест, где горами скапливается мусор. В одних случаях его намывает море, в других – оставляют люди. Заниматься экологическим вопросом на острове Русский не спешат. Сеть фортов тоже заброшена, хотя местные диггеры водят по ним экскурсии, развлечение можно назвать отчасти экстремальным, потому что никогда не знаешь, что и когда на тебя свалится в этих темных застенках.

Сокровищница Дракона

Вообще, местный туризм развит здесь не слишком сильно, но в разы лучше, чем в Саратове. Несколько турфирм предлагают «туры выходного дня» на вкус и цвет – от экстремальных, вроде подъема на гору или поиска леопардов, до более привычных курортных в домах отдыха в тайге или на морском побережье. Благо что касается красивых видов, похвастаться Приморью есть чем. И все это на частном энтузиазме, без каких-либо поползновений со стороны краевого правительства. Разве что тут неплохо организована система общественного междугородного транспорта, и во многих случаях можно обойтись без помощи турфирм. Местные говорят, что приезжать во Владивосток «на посмотреть» лучше осенью – в окрестных лесах растет несколько видов кленов, и тайга в это время года становится очень живописной. А если есть загранпаспорт, то можно и в Китай на пару дней съездить. Правда, этой весной тайга все больше горит. Проезжая через заповедник «Тропа леопарда», я увидела один из таких пожаров. Дым от него было видно даже по возвращении во Владивосток.

Сокровищница Дракона

Еще один повод вспомнить про Саратов и позавидовать Владивостоку я нашла, когда приехала на «Фетисов Арену». Строительство огромного, на пять с половиной тысяч человек, ледового дворца в часе езды от центра города обошлось Газпрому в три миллиарда рублей.

Открылся он в сентябре прошлого года. Этот маленький кусочек Европы посреди русских полей и поселков смотрится немного не на месте, но жители Владивостока охотно ездят туда кататься на коньках и смотреть домашние матчи местного клуба «Адмирал». Я побывала на открытой тренировке клуба, билет стоит ни много ни мало сто рублей, но атмосфера в зале такая, словно ты как минимум на финал чемпионата страны приехал.

Сокровищница Дракона

Прогулочная часть владивостокской набережной не закрыта от автомобилистов, но спроектирована так, что ехать по ней можно только с черепашьей скоростью, а иначе врежешься в какую-нибудь лавочку, которые здесь сделаны с гранитными стойками и деревянными сиденьями – и сидеть удобно, и утащить проблематично. Есть даже детский городок и уголок скейтбордиста. Совсем недалеко улица Светланская – местный Бродвей, где кипит богемная жизнь города.

Сокровищница Дракона

Это красивый город, неторопливый и в то же время переменчивый, как и океан, который его окружает. И сюда хочется вернуться.

Сокровищница Дракона

Но обратном пути меня ждало приключение. Сначала в Кневичах на досмотре у меня попытались забрать заколку для волос, ибо «колющее», а когда я ее отдала, мне заколку вернули со словами «больше так не делайте, девушка». Потом в аэропорту Хабаровска за два часа до моего отбытия объявили эвакуацию из-за обнаруженной около камер хранения черной сумки неизвестной принадлежности. Минут пять спустя все триста человек путешественников и сотрудников аэропорта куковали на площади около здания. Никто не понимал, что происходит, потому что объявление о забытой сумке многие не услышали. Хабаровские правоохранители приезжали на место событий крадучись. Сначала появилась пожарная машина, потом машина скорой помощи, потом приехал «бобик» с полицией. Спустя какое-то время приехали еще медики и МЧС. Никто не включал спецсигналы, никто никому ничего не объяснял. Просто в один из моментов людей попросили отойти «еще подальше». Последним прикатил кинолог с собакой, которая в итоге и разрешила всем нам, замерзшим и понервничавшим, вернуться в здание.

А в Шереметьево почти час искали мой багаж. В аэроэкспрессе я познакомилась с мальчиком Георгием, который попросил объяснить ему, как добраться в Домодедово и как устроено московское метро. Оказалось, мальчик Георгий работает бортпроводником в авиакомпании «Оренбуржье». Разбираться в схемах метро не входит в его профессиональную компетенцию.

Фоторепортаж.