СМИ: Российские госкомпании обязали перейти на отечественное ПО

Оценить
СМИ: Российские госкомпании обязали перейти на отечественное ПО
Фото pixabay.com
К 2022 году российским у таких юрлиц должно быть от 50% до 100% программного обеспечения всех видов.

От крупнейших госкомпаний, в число которых вошли ВТБ, «Роснефть» и Первый канал, правительство требует в ближайшие годы перейти на «преимущественное использование» отечественного программного обеспечения. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ». К 2022 году от 50% до 100% софта в них должно быть российского производства.

По данным издания, компании должны утвердить планы мероприятий по переходу на отечественное ПО в течение двух месяцев. В этих документах должны быть прописаны источники и объемы закупок. Впоследствии компании обязаны ежеквартально отчитываться перед минкомсвязью.

Распоряжение о переходе на новый софт утвердил министр финансов РФ Антон Силуанов. Речь идет о компаниях из перечня №91-р, утвержденного правительством еще в 2003 году. Туда, кроме указанных выше компаний, вошли «Аэрофлот», «Газпром», «Шереметьево», «РЖД», «Роснано» и другие. В течение десяти дней после получения директив от министра компании должны провести заседания советов директоров или наблюдательных советов и рассмотреть на них вопросы об импортозамещении софта.

Планы по переходу на 2018–2021 годы госкомпании должны согласовывать с Центром компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий. Кроме финансовых аспектов, в планах нужно указать ответственные лица, мероприятия, сроки и ключевые показатели эффективности. Их также нужно внести в долгосрочную программу развития и ежеквартально представлять в Минкомсвязь отчеты об исполнении директив и плана мероприятий. Аналогичные планы нужно создать для дочерних компаний перечисленных в перечне юрлиц, если прямая или косвенная доля участия в их уставных капиталах превышает 50%.

«Речь идет о любом софте: операционные системы, серверы приложений, офисное ПО, антивирусы и т.д. Компании сами должны определить, насколько глубоко они хотят импортозаместиться: кому-то хватит 50%, а кто-то захочет на все 100%. Но в любом случае к 2022 году больше половины ПО в этих компаниях должно быть российским», - сообщил журналистам директор Центра компетенций по импортозамещению Илья Массух. В минкомсвязи на запрос газеты не ответили.

Эксперты рассказали «Коммерсанту», что теперь бизнесу будет сложнее занимать пассивную позицию и избегать импортозамещения, а усугубить проблемы может сочетание нового указания с предыдущей нормативной базой.

При этом, пишет издание, курс на импортозамещение ПО существует с 2015 года, однако российские разработчики не раз заявляли, что ведомства и компании не очень охотно переходят на российский софт и находят способы закупать зарубежные программы. В 2016 году тогдашний первый вице-премьер Игорь Шувалов выпустил похожую директиву, которая регулировала закупки софта для госкорпораций, но на практике она не работала. Новая директива ориентирована на достижение конкретных показателей, считают эксперты, но прежние нормативные документы составлены так, что госкорпорациям придется покупать отечественное ПО, обладающее ненужными им свойствами, потому что изначально они были рассчитаны для федеральных органов власти.

Напомним, ранее «Мониторинг экономической ситуации в России» РАНХиГС показал, что объявленная в 2014 году политика импортозамещения в российской промышленности находится на грани провала. Так, зависимость промышленности от импорта выросла до 92-93%. Хуже всего обстоят дела с обеспечением предприятий технологическим оборудованием: в 2015 году году 30% предприятий были готовы сократить или отказаться от закупки за рубежом машин, станков и технологических решений, к 2017 году таких осталось лишь 7%.