ВШЭ: В России элиты контролируют 40% бюджетных ресурсов

Оценить
Большая часть нефтегазовых доходов достается силовым структурам и региональным группам влияния.

Директора института «Центр развития» Высшей школы экономики (ВШЭ) Наталья Акиндинова представила доклад о распределении бюджетных расходов в России, пишет РБК.

Согласно данным Акиндиновой, общие расходы бюджетной системы России оцениваются в 35% валового внутреннего продукта. При этом силовые, бюрократические и региональные элиты контролируют част расходов, эквивалентную 15% ВВП - по пять 5% ВВП контролируют силовики и региональные группы. 3,7% ВВП - федеральная бюрократия, 1% - элиты «бюджетного сектора».

Эксперт уточнила, что речь идет о направлениях расходов бюджета, которые лоббируют те или иные группы интересов или ими полностью распоряжаются. Силовики контролируют расходы на оборону и безопасность, которые увеличились после кризиса 2008–2009 годов и протесты 2011–2012 годов, федеральная бюрократия отвечает за траты на общегосударственные нужды и национальную экономику, а элиты бюджетного сектора — за федеральное образование, здравоохранение и культуру.

При этом, уточняет Акинданова, расходы на оборону и безопасность «сконцентрированы в федеральном бюджете, который по-прежнему сильно зависит от нефтегазовых доходов», а траты на здравоохранение и образование в основном идут из региональных бюджетов. Вопросы, связанные с социальной политикой постепенно, постепенно теряют финансирование из федерального бюджета и больше обеспечивается за счет регионов и внебюджетных фондов.

Доходы федерального бюджета, по оценкам министерства финансов, почти на 40% складываются из нефтегазовых поступлений. Оборона и безопасность зависят от нефтегазовой ренты на 40–50%, «общегосударственные вопросы» и «национальная экономика» - на 30%, «социальная политика» - на 20%, а образование, здравоохранение и ЖКХ - на 5–10%.

«На самом деле в последнее время никакой нефтегазовой ренты простые люди не получают», - отмечает директор института.

В «Центре развития» отмечают, что по интегральному показателю результативности бюджетных расходов (управление, образование, здравоохранение, распределительная, перераспределительная, стабилизационная функции) Россия находится на предпоследнем месте в выборке из 25 стран. Эксперт указывает три причины: традиционное отсутствие стратегического видения экономики, краткосрочные приоритеты и то, что российские элиты не готовы «к самоограничению и достижению договоренностей ради целей развития».

В таких условиях, уверена Анкидинова, «вероятна ползучая деградация социальной сферы», а бюджетный маневр - невозможен.

Напомним, ранее председатель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин и директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель опубликовали статью в журнале «Вопросы экономики», в которой сказано, что российская экономика ежегодно теряет 0,3% темпа роста из-за перераспределения расходов в пользу обороны.

Ключевым решением экономисты назвали бюджетный маневр: увеличение расходов на образование (0,9% ВВП), здравоохранение (0,7% ВВП), строительство дорог и транспорт (0,9%ВВП), а также сократить траты на силовиков (на 0,5% ВВП) и оборону (на 0,3% ВВП). Аналогичное предложение Кудрин делал в 2011 году при разработке Стратегии-2020.