«Панамские документы» раскрыли офшорные схемы при реконструкции БАМа

Оценить
Один из крупнейших подрядчиков компания «Бамстроймеханизация» контролируется кипрской фирмой Sterema.

Журналисты «Новой газеты», изучив «панамские документы» компании Mossack Foncesa, нашли офшорные схемы, используемые подрядчиками реконструкции Байкало-Амурской магистрали.

Как следует из документов, крупнейший подрядчик стройки «Бамстроймеханизация» контролируется зарегистрированной на кипре компанией Sterema.

В мае 2014 года зарегистрированная на Виргинских островах компания Gordox выдала 100,5 миллионов долларов другой компании с Виргинских островов на покупку кипрской структуры Sterema. Собственником Gordox, по данным журналистов, является Алексей Крапивин сын близкого соратника бывшего главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина Андрея Крапивина. Старший Крапивин умер в прошлом году в Швейцарии, после чего управление его компаниями отошло сыну.

«Компании, близкие Крапивину, также участвуют в сделках, связанных с крупным партнером «РЖД», глобальным игроком транспортного рынка - «Бомбардье транспортейшн. (...) Шведское отделение «Бомбардье» поставляло оборудование своей же дочерней компании как минимум через две офшорные «прокладки», - пишет «Новая».

Аффилированные Крапивину компании выдают много некоммерческих кредитов, условия которых часто пересматриваются. Это свидетельствует о том, что фирмы отмывают деньги, считает собеседник издания, бывший работник налоговой службы США Дэниель Ривз.

«Такая активность в целом характерна для офшорных компаний, занимающихся отмыванием денег. Они используют множество аккаунтов, чтобы правоохранительным органам было сложнее проследить движение средств», - рассказал он.

Напомним, по данным РЖД, работы по обновлению железнодорожной сети обойдутся в 562 миллиарда рублей. Как отмечают в РБК, имеющаяся смета не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. В целом, по расчетам издания, проект может обойтись в сумму свыше триллиона рублей.

Международная компания Deloitte Touche Tohmatsu Limited провела аудит строительства объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба. По мнению экспертов фирмы, входящей в четверку крупнейших аудиторских компаний мира, РЖД могло бы провести модернизацию магистралей дешевле в среднем на 45%.