«Панамские документы» раскрыли офшорные схемы при реконструкции БАМа
Журналисты «Новой газеты», изучив «панамские документы» компании Mossack Foncesa, нашли офшорные схемы, используемые подрядчиками реконструкции Байкало-Амурской магистрали.
Как следует из документов, крупнейший подрядчик стройки «Бамстроймеханизация» контролируется зарегистрированной на кипре компанией Sterema.
В мае 2014 года зарегистрированная на Виргинских островах компания Gordox выдала 100,5 миллионов долларов другой компании с Виргинских островов на покупку кипрской структуры Sterema. Собственником Gordox, по данным журналистов, является Алексей Крапивин сын близкого соратника бывшего главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина Андрея Крапивина. Старший Крапивин умер в прошлом году в Швейцарии, после чего управление его компаниями отошло сыну.
«Компании, близкие Крапивину, также участвуют в сделках, связанных с крупным партнером «РЖД», глобальным игроком транспортного рынка - «Бомбардье транспортейшн. (...) Шведское отделение «Бомбардье» поставляло оборудование своей же дочерней компании как минимум через две офшорные «прокладки», - пишет «Новая».
Аффилированные Крапивину компании выдают много некоммерческих кредитов, условия которых часто пересматриваются. Это свидетельствует о том, что фирмы отмывают деньги, считает собеседник издания, бывший работник налоговой службы США Дэниель Ривз.
«Такая активность в целом характерна для офшорных компаний, занимающихся отмыванием денег. Они используют множество аккаунтов, чтобы правоохранительным органам было сложнее проследить движение средств», - рассказал он.
Напомним, по данным РЖД, работы по обновлению железнодорожной сети обойдутся в 562 миллиарда рублей. Как отмечают в РБК, имеющаяся смета не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. В целом, по расчетам издания, проект может обойтись в сумму свыше триллиона рублей.
Международная компания Deloitte Touche Tohmatsu Limited провела аудит строительства объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба. По мнению экспертов фирмы, входящей в четверку крупнейших аудиторских компаний мира, РЖД могло бы провести модернизацию магистралей дешевле в среднем на 45%.