Аудиторы: Модернизация БАМ и Транссиба могла бы обойтись РЖД на 45% дешевле

Оценить
Аудиторы: Модернизация БАМ и Транссиба могла бы обойтись РЖД на 45% дешевле
Фото Павел Литвиненко
По мнению экспертов, сама необходимость модернизации железнодорожных путей находится под сомнением.

Международная компания Deloitte Touche Tohmatsu Limited провела аудит строительства объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, которую планируется закончить в 2019 году, пишет РБК. По мнению экспертов фирмы, входящей в четверку крупнейших аудиторских компаний мира, РЖД могло бы провести модернизацию магистралей дешевле в среднем на 45%. 

По данным РЖД, работы по обновлению железнодорожной сети обойдутся в 562 миллиарда рублей. Как отмечают в РБК, имеющаяся смета не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. В целом, по расчетам издания, проект может обойтись свыше триллиона рублей.

«В своих отчетах Deloitte отмечала, что стоимость работ и услуг (особенно материалов и оборудования) на 3–25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3–4 тысячи километров, хотя ближайшие находятся в 150–600 километров. Кроме того, аудиторы недоумевали, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и привозить рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска», -  сообщают авторы публикации.

В РЖД частично признали доводы аудиторов и заявили о сокращении сметы на 15–16% при прокладке вторых путей на двух перегонах БАМа.

Помимо финансовых показателей сомнения аудиторов вызвала и обоснованность самой модернизации магистралей как таковая). Как отметили в Deloitte, две основные причины для обновления БАМ и Трассиба - увеличение грузопотока из Кузбасского угольного бассейна и Элегестского угольного месторождения. В то же время у последнего проекта возникли сложности с выделением денег из ФНБ, а перевозка угля из Кузбасса является для РЖД убыточной из-за низких цен на энергоноситель.

«Мы считаем, что БАМ и Транссиб — при всех вызовах конъюнктуры и напряженности бюджета — тот проект, который необходимо делать, потому что он закладывает новые стратегические возможности для экспорта российских товаров и использования российской инфраструктуры как большого транспортного коридора Европа - Азия», - не согласился с заключением аудиторов министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов.