Саратовские документалисты представили фильм об антифашистах

Оценить
Саратовские документалисты представили фильм об антифашистах
Фото Анна Недочетова
В Доме кино состоялся премьерный показ «Ключа для заводного апельсина» Григория Гришина и Ольги Яковлевой.

В субботу, 20 декабря, в Доме кино состоялась премьера фильма саратовских документалистов Ольги Яковлевой и Григория Гришина «Ключ для заводного апельсина».

Перед началом сеанса с приветственным словом выступила директор фестиваля «Саратовские страдания» Татьяна Зорина, которая рассказала зрителям, что московская премьера фильма состоялась на днях в Москве на фестивале «Артдокфест».

«Фестиваль проходил в этом году пятнадцатый раз. Мы приехали, во-первых, посмотреть на тот контекст, в котором будет демонстрироваться наш фильм, и, во-вторых, поболеть за еще одного нашего человека – Машу Кравченко, которая училась вместе с Олей на социологическом факультете, - отметила Зорина. - «Ключ для заводного апельсина» был размещен в рубрике «Среда», в которую организаторы поместили картины, рассказывающие о насыщенности духовного общественного и политического пространства России. Надо сказать, что этот фестиваль отличался тем, что впервые кинодокументалисты стали смотреть на людей, живущих в России, как на людей, способных выжить. А до этого очень много было кино, которое почти не оставляло надежды».

Документалисты поблагодарили всех присутствующих за интерес к их проекту: «Фильм снимался дольше года, и мы очень благодарны всем, кто помогал нам, и кто вместе с нами дожидался выхода этой работы».

Ольга Яковлева отметила, что в дни новогодних каникул посмотреть фильм смогут все желающие: «Есть фестиваль документального кино, которое ежегодно организует «Новая газета». Его принцип заключается в том, что каждый день фестиваля на сайт выкладывают один фильм, и в течение дня он доступен для просмотра».

Затем зрителям представили 85-и минутный фильм, кадры которого снимались в Саратове и Москве. Наряду с митингами и пикетами в ленте присутствует обычная повседневная жизнь героев: они работают, отдыхают, выпивают и танцуют.

На премьерном показе помимо режиссеров присутствовали герои фильма Олег Петров и Сергей Вилков.

После просмотра документалисты и герои фильма ответили на вопросы зрителей. Большинство присутствующих интересовало, почему для кино выбрано именно такое название.

«Первая ассоциация, которая приходит на ум при упоминании антифашистского движения в России 2000-х годов – это конфликт с неонацистами и уличное насилие, то есть молодые люди, которые дерутся на улицах. Тот же самый феномен был затронут и поставлен в центре внимания и Энтони Бёрджессом, и Стэнли Кубриком в фильме, снятом по его роману. Мы так же пытаемся найти некоторые объяснения феномену молодежного насилия», - рассказал Григорий Гришин.

Олег Петров, говоря о будущем антифашистского движения, отметил, что оно «очень разношерстное» по политическим течениям.

«Идеалов нет ни у кого. У меня нет. У меня есть какие-то предположения, что может быть вместо того государства, которое сейчас есть и вместо той власти, которая сейчас есть, - поделился Петров. - Я не утверждаю, что это обязательно должен быть анархо-коммунизм кропоткинский либо еще что-то подобное, но я знаю точно, что того, что происходит сейчас, быть не должно. Я знаю точно пути, которыми можно этого добиться, в том числе и не насильственные. А то, что будет дальше, то будет дальше – это не мной продиктовано и не какими-либо идеологами или теоретиками».

Также зрители заметили, что некоторые материалы, присутствующие в эскизе, премьера которого состоялась 13 марта, в основную работу не вошли. Кинематографисты ответили, что не видели смысла в показе недоработанной версии вообще, учитывая, что было известно о работе над полной версией. При этом Ольга Яковлева добавила, что смысл некоторых эпизодов в ходе работы над лентой изменился, и поэтому часть видеоматериала из эскиза в готовый фильм не попала.