Патриарх Кирилл прочел саратовцам лекцию о вреде позитивизма

Оценить
Патриарх Кирилл прочел саратовцам лекцию о вреде позитивизма
Фото Константин Халин
Глава РПЦ рассказал участникам чина освящения храма при СГУ, что до него доходили «тревожные слухи» о попытках помешать строительству культового сооружения.

Вчера, 25 октября, по окончании чина малого освящения храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на территории СГУ патриарх Кирилл обратился к присутствовавшим на богослужении священникам и мирянам.

«Я с особым чувством совершил малое освящение этого храма. Леонид Юрьевич (президент СГУ Леонид Коссович - прим. ред.)  напомнил о том, что его истории была непростой. Я познакомился с этой историей несколько лет тому назад, когда до меня стали доходить различные тревожные слухи о том, что кто-то, апеллируя очень искусным аргументом, я бы сказал лучше искусственным аргументом, пытался помешать богоугодному делу. И когда стало известно, что храм построен, и что мой визит будет связан с освящением этого храма, я возрадовался в душе. И вот почему возрадовался.

В истории человечества было не только много прозрений, научных открытий, но было и много заблуждений. И чаще всего эти заблуждения поражали человеческое сознание. Были и интеллектуальные заблуждения. Когда изучаешь историю мысли, историю философии, то видишь, как иногда общий культурный контекст определял развитие мысли и заводил эту мысль в тупик. Вот основной вопрос философии о том, есть ли высшая сила или нет, много раз штурмовался человеческим сознанием, а ответы на этот вопрос нередко определялись эпохой – уровнем знаний, опытом, господствующими идеями и так далее. И в какой-то момент человечеству показалось, что если все можно сосчитать, все можно проверить опытом, то какое же место в этой картине мира для Бога?

И возникло такое явление как позитивизм: существует только то, что можно доказать, пощупать, что подвергается испытанию нашими чувствами и что можно рационально описать, а если невозможно пощупать, потрогать и убедиться, то такого вовсе не существует. И мы знаем, что как бы торжество вот этой позитивистской идеи было в XV веке, когда и началось постепенное вытеснение веры из сознания людей и жизни общества. И многим казалось в начале ХХ века, что человеческая цивилизация несомненно достигшая больших побед и очень важных результатов, в том числе, и в науке, сумеет в ХХ веке на гребне научных знаний построить мирное, справедливое, процветающее общество, в котором, конечно, не будет места никакому Богу, которого пощупать нельзя. И мы знаем, что ХХ век на гребне научного и технологического развития и успеха стал самым страшным и самым кровавым веком в человеческой истории.

И были удивительные попытки построить без бога могучее и справедливое общество, в том числе, и в нашей стране. И почему-то ничего не получилось. И казалось, что пройдя тяжкими испытаниями ХХ века, наш народ, до конца испивший чашу страданий от этого богоотрицания, богоотделения, отделения духовного от материального, многому научился и никогда не повторит своих ошибок. Но удивительным образом быстро мы забываем прошлое, еще и еще раз повторяя свои ошибки. Вот и сегодня многим кажется: ну, как же, в век компьютеров - а раньше говорили: ну, как же, в век электричества…- можно верить в Бога? Можно. Потому что Бог - это не фантазия, Бог – это реальность. И вера в Бога не есть просто умозрение, а основывается на реальном опыте, и много раз я об этом говорил: не приходят люди к пустому колодцу, где нет воды, никто бы не обращался к небу, если бы небо не отвечало», - сказал патриарх.

По мнению предстоятеля РПЦ, «невозможно гуманизировать личность» одними средствами научно-технологического прогресса. Однако, подчеркнул патриарх, «есть Высшая правда», и только благодаря ней можно отличить добро от зла, и именно поэтому важно, «чтобы в университете был храм».