«Купим два «Валдая». Недорого». Но их, возможно, нет. Саратовская область объявила конкурс на приобретение двух судов на подводных крыльях

Цена контракта составляет 320 миллионов рублей, срок поставки транспорта — до 30 сентября 2024 года.
«Перед главами муниципалитетов поставлена задача привести в порядок причальные сооружения (восстановить пристань, либо организовать дебаркадер)», — отметили в правительстве.
У людей, знакомых с речным транспортом, формулировка «организовать дебаркадер» вызывает недоумение. Дебаркадер — это плавучая пристань, и как ее можно организовать, непонятно. Вызывает внутренний протест и употребление глагола «плавать» по отношению к кораблям. На воде говорят: «Плавает то, что не тонет, а корабли — ходят». Но это, возможно, просто придирки.
Поговорим о деле. В конце лета прошлого года, когда впервые зашел разговор о восстановлении речного пассажирского сообщения, планы были грандиозные.
По словам спикера ГД Вячеслава Володина, на предприятии в Нижнем Новгороде удалось договориться о продаже судов «Валдай» Саратовской области со скидкой — на пять «Валдаев» нужно примерно 700 миллионов рублей. Эту сумму регион будет выплачивать с помощью лизинга под 3 процента в течение 15 лет. Единственное предприятие, выпускающее суда на подводных крыльях, — нижегородское АО «Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева».
«У меня в избирательном округе, в Саратовской области, города находятся на Волге, нам необходимо пять-шесть «Валдаев». Переговоры начнем вести уже в этом году, с тем, чтобы вы заложили «Валдаи» и мы могли их получить на будущий год, через год, в зависимости от того, как у вас технологический цикл будет построен, но точно Саратову «Валдаи» нужны. «Метеор» тоже нужен для того, чтобы осуществлять пассажирские перевозки Саратов — Волгоград, Саратов с Самарой», — говорил тогда Вячеслав Володин.
Как видим, планы подверглись коррекции — уже не пять–шесть СПК «Валдай45», а всего-то два. И с ними могут возникнуть трудности, но об этом чуть позже.
Вместе с тем Володин подчеркнул, что нужны люди, которые будут работать на речном транспорте, предлагая организовать обучение в Балакове, в речном училище. Для справки: экипаж «Валдая» — два человека — капитан и моторист-матрос. Если мы заполучим два СПК, то нужно подготовить с учетом сменных экипажей всего восемь человек.
Наверное, сразу нужно внести ясность в вопрос о приобретении «Метеора». Сейчас в России выпускается новая модель этого судна на подводных крыльях — «Метеор-120Р». Всего выпущено четыре единицы, стоимость одного корабля — почти полмиллиарда — 490 миллионов рублей. Похоже, это нам не по карману, в Самару и Волгоград придется ездить на поезде или на машине. Может, авиарейсы запустят.
Еще есть вариант — найти в Совете Федерации Валерия Радаева и расспросить его. Он что-то знает, например, то, как самим выпускать «Метеоры» на балаковском судостроительном заводе.
Завод, правда, специализируется на строительстве грузовых судов и буксиров. Но Радаева это не смутило. «Мы поставили задачу — миллион туристов в год. Сегодня мы стараемся закупить такие теплоходы для туристических возможностей, но все они имеют значительную степень износа. В ближайшее время я хочу обратиться за поддержкой к президенту по вопросу строительства таких современных судов на вашем заводе», — сказал он, обращаясь к рабочим завода. Тогда что-то не получилось, может, попробовать еще раз?
Саратов ждет СПК «Валдай45Р». Коротко о нем: российское речное мелкосидящее пассажирское судно на подводных крыльях. Предназначено для скоростных перевозок в светлое время суток. Серийное производство начато в 2018 году. Вместимость — 45 человек, скорость хода — 65 километров в час, дальность плавания — 400 км. Когда в 2018 году со стапелей сошел первый «Валдай», он стоил 100 миллионов рублей. В августе прошлого года Ростовская область приобрела два судна «Валдай 45Р» за 177 миллионов каждый. Мы тоже хотим два, но по 160 миллионов за судно.
Но 13 декабря 2023 года в телеграм-канале сторонников Володина было сообщено, что Саратовская область получит федеральный грант в размере 500 миллионов рублей на покупку пяти «Валдаев»:
«Валдаи» приобретут по 155 миллионов рублей вместо 170 миллионов. Таким образом, региону выделят по 100 миллионов на каждое скоростное судно, остальное область будет софинансировать». Однако более никакой информации о получении гранта в публичной сфере не сообщалось. Все новости о федеральной помощи датированы 13 декабря.
Для участия в конкурсе губернатор Бусаргин просил деньги у областной думы, и она эти деньги выделила.
Но покупка судов на подводных крыльях — это не единственные расходы бюджета. Сами перевозки тоже нуждаются в софинансировании. Иначе билет будет просто неподъемен по цене.
Немного математики. Расход дизтоплива — 208 килограммов на час хода СПК. Сейчас цена дизтопливаприближается к 63 рублям, и явно будет расти еще. Итого час хода «Валдая» стоит около 13 100 рублей. До Балакова по Волге — 173 километра. На полном ходу «Валдай» дойдет за два с половиной часа и без остановок. Считаем — на весь рейс уйдет топлива на 32 670 рублей. Предположим, что судно идет с полной нагрузкой — 45 пассажиров. Получается, с каждого только на топливо 726 рублей. Плюс амортизация судна, зарплаты экипажу и береговым службам, обслуживание пристаней. Выйдет под тысячу, если не больше. Для сравнения, автобусом из Саратова в Балаково — три с половиной часа, стоимость билета от 650 до 800 рублей в зависимости от перевозчика.
Еще очень серьезный вопрос — слипы. Слип — это наклонная береговая площадка для спуска судов на воду или подъёма из воды, оснащенная соответствующим образом и с ремонтной базой. Дело в том, что СПК не зимуют в воде, лед может повредить эти хрупкие суденышки. По завершению навигации их вытаскивают на берег. Где будут смонтированы слипы? В Саратове — места нет, в Балакове, наверное, можно найти, но информации об этом пока нет.
Теперь главный вопрос: а есть ли «Валдаи», так сказать на продажу?
18 декабря 2021 года ТАСС сообщило, что Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени. Р. Е. Алексеева за последние годы построило 16 скоростных речных пассажирских судов на подводных крыльях «Валдай 45Р».
Следующая новость от 21 января этого года. Портал Portnews сообщает, что построено 18 «Валдаев». Причем, два — в 2022 году, стало быть, в 2023 году ни одно судно этого типа не было спущено на воду. Суда производства 2022 года были проданы в Самару, и там новых владельцев ждали неприятности. В августе 2023 года стало известно, что СПК типа «Валдай 45Р» «Эльдар Рязанов», построенное в 2022 году, было признано Российским классификационным обществом негодным к плаванию. Об этом свидетельствовал акт внеочередного освидетельствования. После ремонта свидетельство РКО было возвращено, однако с похожими проблемами и отзывом документов столкнулось второе судно типа «Валдай» — «Валерий Грушин», тоже работающее в Самарской области. Перевозки пассажиров на нем также были приостановлены до окончания ремонтных работ.
На «Рязанове» были обнаружены дефекты дверей, что угрожало герметичности пассажирского салона, за 150 часов эксплуатации на СПК было зафиксировано 140 поломок. На «Грушине» РКО признало негодным техническое состояние системы управления основным рулевым приводом. После ремонта свидетельства обоим судам были возвращены.
Но нам интересно другое: за весь 2023 год не было выпущено ни одного СПК «Валдай». Что тому причиной — отсутствие спроса, загруженность завода другими заказами, например, оборонными, нам неизвестно. Но факт есть факт. Зато известно, что СПК закладываются по предварительному заказу регионов, средний срок строительства — по опыту первых судов — три года.
Вполне может случиться так, что область объявит конкурс на покупку СПК, а на него никто не придет.