Как депутаты и чиновники хотят слово «маркетплейс» отменить. Очередная попытка реформировать то, что и так нормально работает

Оценить
Как депутаты и чиновники хотят слово «маркетплейс» отменить. Очередная попытка реформировать то, что и так нормально работает
Новый законопроект может привести к росту стоимости товаров, увеличению на рынке контрафакта и фальсификата

В сентябре прошлого года группа депутатов внесла в Госдуму поправки в законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и «О защите прав потребителей».

Инициатива должна закрепить юридический статус маркетплейсов, ввести ответственность за недостоверную информацию на платформах и некачественный товар. В документе также предлагается ограничить количество изменений, которые владельцы площадок могут вносить в договоры одним разом в год; запретить им блокировать личные кабинеты партнеров и взыскивать с них штрафы без согласия последних.

Представители интернет-торговли возражали, подчеркивая, что принятие законопроекта в таком виде может привести к росту стоимости товаров, увеличению на рынке контрафакта и фальсификата, а также сокращению запуска новых сервисов для удобства продавцов и покупателей.

Законопроект, считают представители отрасли, заставит владельцев онлайн-площадок повышать комиссии для продавцов и посредников на год вперед, что повлияет на стоимость конечной продукции. 

Законопроект предлагает:

  • юридически закрепить понятие «маркетплейс»;
  • ввести ответственность за достоверность размещаемой на платформах информации и порядок применения маркетплейсами штрафов для контрагентов;
  • ограничить возможность изменения договоров оферты одним разом в год;
  • запретить ограничивать доступ к личному кабинету продавца товара или владельца пункта выдачи заказов;
  • запретить  продажу собственных торговых марок на маркетплейсах с ежегодным оборотом более 150 миллиардов рублей,  если аналогичные товары уже представлены на платформе.  

К последнему пункту, на наш взгляд, необходимы разъяснения. К маркетплейсам с ежегодным оборотом более 150 миллиардов  относятся Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и AliExpress.

Первые заявления о запуске собственных брендов маркетплейсами были сделаны в 2022 году после того, как по известным причинам, из разных сегментов российского рынка ушли многие иностранные бренды.

Кроме того, создание собственной торговой марки (СТМ)  — общий тренд: крупнейшие российские ритейлеры —  «Лента», «Магнит», «Пятерочка» — уже давно реализуют товары под СТМ.

Какова же ситуация у основных российских маркетплейсов?

Wildberries собирается продавать под СТМ более 100 позиций товаров: смартфоны, холодильники, телевизоры, ноутбуки, пылесосы, стиральные машины и прочее.

Бренды, через которые маркетплейс будет реализовывать продукцию, будут называться Razz и Ruzz.

Ozon. Здесь ассортимент товаров под СТМ шире, чем у других маркетплейсов. Весной прошлого года Ozon подал заявку на регистрацию торговых марок Ozon Pets, Ozon Sports, Ozon Baby, Ozon Travel и Ozon Home. Также компания запустила собственную марку одежды под маркой Hola, где представлены вещи для взрослых и детей, а одной из самых известных СТМ бренда является продуктовый Ozon Fresh. На рынке электронной техники Ozon представлен собственной маркой телевизоров Hartens.

Яндекс Маркет запустил продажи товаров бытовой электроники под собственным брендом Tuvio. Сейчас на маркетплейсе под этой маркой доступны телевизоры, стиральные машины, морозильные лари, микроволновые печи и электрочайники. К продаже товары бренда доступны только на площадке маркетплейса. 

Что побудило депутатов  включить в законопроект пункт, фактически уничтожающий конкуренцию,  до конца непонятно. Сами депутаты считают, что они, наоборот, конкуренцию защищают. То есть, если некий маркетплейс прикупил (простроил) завод по производству велосипедов и в то же время ему на реализацию предложили партию велосипедов, он свои может только отдавать в другие места, а реализовывать у себя — никак. Я как покупатель лишен возможности выбрать то, что мне больше нравится. Интересная защита конкуренции.

В «Яндекс Маркете» считают, что «запрет — прямое ограничение конкуренции. СТМ предоставляет широкий ассортимент товаров на площадке в тех нишах, где недостаточно продавцов или нет товаров определенных характеристик. Большой ассортимент позволяет привлекать большее количество покупателей». Основной владелец Wildberries Татьяна Бакальчук  видит проблему глобально: «Мы считаем, что к вопросу регулирования нашей отрасли нужно подходить шире, поскольку формируется новая экономика. И под нее нужно делать другую совершенно правовую основу. Мы надеемся, что нас услышат». 

Но способные ли наши депутаты разработать правовую базу для наиболее развивающейся отрасли? Похоже, что нет — не способны. Собственно, это подтвердил отзыв правительства на законопроект, о нем стало известно в двадцатых числах января. Ни одна из новаций, придуманных на Охотном ряду, не была поддержана. Зато депутатам предложили поработать над заменой термина маркетплейс — в рамках русификации технологической лексики. Вот эта задача показалась депутатам по плечу.

И кстати, далеко не первая попытка что-нибудь переименовать в этой сфере. Летом 2022 году на очередном экономическом форуме вице-премьер Денис Мантуров предложил отказаться от иностранных названий торговых сетей. Предположили, что Wildberries бует называться типа «Ягодки»  или «Лесные ягодки». Татьяна Бакальчук тогда ответила, что о смене названия в компании будут думать. Наверное, ничего не придумали. 

Теперь замахнулись на большее — на название почти всей системы электронной  торговли через посредника.

— Целесообразно переименовать маркетплейсы либо в виртуальные торговые площадки, либо в виртуальные торговые посредники, — заявил председатель комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям коммунист Сергей Гаврилов. — Это позволит уйти от иностранных словосочетаний «electronic market», «electronic marketplace», — подчеркнул депутат. 

Зачем так сдерживать себя? Можно отказаться заодно и от слов электроника, маркет и супермаркет, парламент, депутат. Вместо электричества говорить свет или лампочка Ильича. Но вот кто-нибудь может сказать, для чего это затеяно? Оттого, что басурманское слово исчезнет из документов и будет заменено на какое-то неуклюжее сочетание слов, не изменится ровно ничего. В обиходе маркетплейсы знают по их названиям. — «Купил на «Озоне», «Заказал на «Вайлдберриз».То, что  депутаты чего-то там придумали, мало кто узнает.

В «12 стульях» Ильфа и Петрова есть один персонаж, как бы поэт Никифор Ляпис, автор знаменитой «Гаврилиады» — помните, наверное: «Гаврила шел кудрявым лесом, Бамбук Гаврила порубал». Жил бы Ляпис в наше время, точно бы написал: «Служил Гаврилов депутатом, закон Гаврилов принимал». Как вариант: «Служил Гаврилов в комитете, Гаврилов слово подбирал».