10 бюджетных миллионов на поддержку дублеров. Как работают десятирублевые автобусные маршруты

Оценить
10 бюджетных миллионов на поддержку дублеров. Как работают десятирублевые автобусные маршруты
25 мая случилось то, чего Саратов ждал десятилетиями, — началось строительство скоростной линии трамвая. Для замены рельсов сперва закрыли «девятку». Ей на замену запустили новый автобусный маршрут № 19 («Владимирский рынок — Мирный переулок»).

Потом перестал работать трамвай-«шестерка». Пассажирам предложили пересесть на уже существующие микроавтобусы № 46 («площадь имени Ленина — поселок Поливановка») и новые № 46А с похожим маршрутом. Вскоре закрыли «восьмерку». Отдельного дублера для нее власти не запускали, велели заводчанам пользоваться тем, что есть.

— Чёт я не понимаю, они за счет этой цены наполняемость хотят увеличить?

— Губернатор сказал вместо трамваев автобусы по 10 рублей пустить.

— Они ж ничего не заработают?

— Город доплатит. Им как сказали, так и ездят. Иначе маршруты заберут. 

Раннее ноябрьское утро не располагает к общению, но пассажиры вовсю разговаривают — видно, что многие знакомы. Микроавтобус тихонько жужжит как пчелиный рой. 6:50, жители Поливановки выезжают на работу по новому маршруту № 46Б. 

Объявление на остановке в Мирном переулке. Фото Саша Найденова

С началом учебного года посыпались жалобы: автобусов мало, ходят редко, втиснуться невозможно. Власти непривычно быстро отреагировали на гневные сообщения. Депутат облдумы Александр Бурмак назвал происходящее «беспределом», глава заксобрания Михаил Исаев поручил «срочно исправить ситуацию». Поговорили, но проблему не решили. 

В октябре в игру вступил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он пожурил мэра Ладу Мокроусову вместе с губернатором Романом Бусаргиным и за срыв сроков создания скоростного трамвая, и за накладки с перевозкой пассажиров. На фоне провала реконструкции театра оперы и балета отвечать на критику «известного земляка» нужно было решительно, и Бусаргин удивил всех. Глава региона объявил, что с ноября проезд в автобусах, дублирующих закрытые трамваи, будет стоить 10 рублей. Вскоре замысел саратовских властей раскрылся: вместо того, чтобы налаживать работу запущенных летом маршрутов, решили открыть еще три и брать за проезд на них смешную сегодняшним ценам плату. Для маршрутов-дублеров, на которые жаловались люди, ничего не изменилось. 

В городском бюджете нашли почти 10 миллионов рублей на компенсацию затрат перевозчику, который возьмется за убыточные маршруты, комитет дорожного хозяйства разыграл тендер и подписал контракт на месяц с ООО «АВТЭК». 1 ноября начали работу «десятирублевые» автобусы № 19А («Владимирский рынок — Мирный переулок»), № 3А («Поселок Комсомольский — Владимирский рынок») и № 46Б («Площадь Ленина — поселок Поливановка»). В этот же день мэр Саратова Лада Мокроусова прокатилась по одному из маршрутов и осталась довольна. Через неделю «Свободные» решили проверить, как ходит самый дешевый транспорт города. 

Фото Telegram-канал Лады Мокроусовой 

По документам, маршрут № 46Б работает с 5:30 до 22:24. Привычный для Саратова график, но горожане в комментариях под постом Лады Мокроусовой с грустью вспоминают, что у закрытого трамвая были дежурные рейсы, а сейчас после десяти вечера жителям Поливановки никак домой не вернуться. Как заявлено, в будние дни на линии работают четыре автобуса, в выходные — три. Сколько на самом деле, проверить сложно: автобусы не отображаются на «Яндекс Картах». Впрочем, никто этого и не обещал (транспорт, который должен отслеживаться, и то не всегда видно). 

6:50 утра, бывшее кольцо шестого трамвая в Поливановке. Разглядеть пейзаж можно разве что с фонариком — окраины Ленинского района не радуют иллюминацией. Пассажиры, многие из них предпенсионного возраста, заходят в маршрутку и уже на конечной занимают все сидячие места. «Уже полная, по 10 рублей-то. Это еще такие, как я, не все знают», — замечает с ухмылкой мужчина. Через несколько остановок автобус набьется под завязку. Сюда бы Ладу Мокроусову.

«ГАЗель» не новая, видно, что успела поездить по саратовским дорогам. Сзади наклейка «46», подсказывает, с какого маршрута сняли машину. На стеклах — реклама «настоящей мужской работы» (зовут добровольцев на СВО) и «правила профилактики новой коронавирусной инфекции». Призывы держать полутораметровую дистанцию похожи на издевательства: пассажиры дышат друг другу в лицо. 

Долетели с ветерком. Ни одного затора на всем маршруте. На часах 7:15. МКУ «Транспортное управление» уверяет, что на этом маршруте в часы пик интервал движения — 15 минут. На деле следующая маршрутка пришла только в 7:40. Итого, 25 минут. Для утра, когда все спешат на работу и учебу, очень неудобно. Автобусы № 46 по 31 рублю ходят ощутимо чаще. 

Что в сухом остатке? Для шестого трамвая запустили два дублера с разной стоимостью. На каждом из них автобусы ходят нечасто и в часы пик переполненные. Можно ли было сделать один маршрут, но удобный для пассажиров? Загадка. 

Маршрутка № 46Б на конечной остановке на 3-й Дачной. Фото Саша Найденова

18:05, Мирный переулок. Неподалеку от бывшей конечной «девятки» под присмотром Ильича стоит видавший виды автобус. На него надели «упаковку» нового десятирублевого маршрута № 19А «Владимирский рынок — Мирный переулок», но по остаткам прошлых указателей понятно, что еще совсем недавно он был «девяностым».

Автобус № 19А на конечной остановке в Мирном переулке. Фото Саша Найденова

Через несколько минут автобус трогается. В салоне занято больше половины сидячих мест. Уставшие люди уткнулись в экраны своих смартфонов. Около Детского парка серьезная пробка. Раскопки на месте рельсов прозрачно намекают, из-за чего затор. Такого до ремонта трамвайной линии здесь действительно не было, подтверждает догадки попутчица. Женщина не верит, что щедрость властей в виде десятирублевых автобусов продлится долго. 

Жалобы на маршрут-дублер № 19 в сентябре звучали громче всего. Заводчане гневно рассказывали, что на конечных остановках в маршрутки еще можно было сесть, а в середине — уже не втиснуться. Очевидно, что проблему нужно было решать. Но зачем создавать еще один маршрут, а не отладить работу существующего, непонятно. Со дня запуска прошло больше недели, а в это вечер пассажиры все еще путаются, переспрашивают друг друга, по какой улице идет именно этот автобус. Доходит до споров. 

К 19:05 автобус добирается до конечно остановки. Буквально через пару минут подъезжает еще один с номерком 19А. Не врали власти, часто ходят. А может, из-за пробок график сломался.

Пассажиры автобуса № 19А. Фото Саша Найденова

Здесь же, у Владимирского рынка, отправная точка последнего десятирублевого маршрута — № 3А. Он дублирует зарытый трамвай № 8 и везет пассажиров в Комсомольский поселок. Только этих самых пассажиров почти нет: стартовавшая в семь вечера «ГАЗель» перевозит лишь 5 человек. Даже немного обидно: дорога свободная, микроавтобус абсолютно новый, идеально чистый салон, обтянутые пленкой сиденья шелестят от каждого прикосновения — ехать одно удовольствие, только почему-то некому.

Маршрутка № 3А. Фото Саша Найденова

Домчались до Комсы за 17 минут. Еще через 7 приходит следующий автобус — совсем пустой, даже свет в салоне не горит. Водитель рассказывает, что власти маршрут создали, «поставили под ружье», а работать на нем некому, приходится механикам за руль садиться. Почему некому? Старые водители болеют, молодые и трудоспособные разъехались: одни участвуют в боевых действиях на СВО, другие отстраивают «новые регионы» — там хорошо платят. Учиться на категорию D дорого. «Все блогерами хотят быть!» — негодует мужчина.  От вопроса о своей зарплате собеседник уклоняется: «Месяц не прошел, еще ничего не получил». «Ну, что-то же обещали?», — пытаюсь услышать хоть какую-то цифру. А в ответ протяжное «обещали…»

Маршрутка № 3А. Фото Саша Найденова

Совершив путешествие в Комсомольский поселок, возвращаюсь в центр по уже знакомому маршруту № 19А. На весь здоровенный салон пять пассажиров, и те быстро выходят. Даже как-то тревожно: большой автобус, ни души, только чернота за окном. На часах всего 8 вечера. 

Через несколько остановок заходит пенсионерка с котомками. Весь день занималась внуком: то на английский водила, то на репетиции — сейчас едет домой. Женщина по трамваям не скучает, они плохо ходили, ее сейчас все устраивает. Спрашиваю у нее, зачем власти придумали новые маршруты, откуда такая странная цена. «Наверное, хотят компенсировать пассажирам неудобства», — предполагает собеседница и выходит. 

В Мирном переулке иду на трамвайную остановку. Сорок минут жду родной «одиннадцатый», но он так и не приходит. Интересно, когда власти компенсируют эти неудобства?