«Москитный флот» Вячеслава Володина. Спикер ГД озаботился возрождением речного транспорта в России

Оценить
 «Москитный флот» Вячеслава Володина. Спикер ГД озаботился возрождением речного транспорта в России
Судно на подводных крыльях «Валдай», оно должно прийти на смену «Метеором». Фото Игоря Чижова
На смену большим круизным лайнерам на Волге приходит малотоннажный флот.

У военных моряков есть такое понятие — «москитный флот». Оно означает, что флот состоит из небольших кораблей — торпедных катеров, тральщиков, сторожевиков. На большие крейсера — нет денег. Примерно с такой же ситуацией мы встретимся скоро на Волге.

Планы Володина

Спикер Государственной думы Вячеслав Володин озаботился возрождением речного флота России. Это вполне понятно: как каждый человек, выросший в наших местах, Володин в душе волгарь. И, наверное, ему во время поездок по области обидно видеть практически пустую Волгу. Автор этих строк тоже волжанин, потому идея спикера не могла не порадовать. Только по прочтению предложений Вячеслава Викторовича возникает сомнение, что план будет полностью реализован. Мы приведем свои аргументы, но сначала в сокращении изложим пост Володина в ТГ-канале.

«Возрождение речного транспорта станет стимулом развития экономики. Россия входит в тройку стран по длине водных путей. Это преимущество важно использовать.
Реки позволяют доставлять грузы и пассажиров в районы, с которыми отсутствует железнодорожное и автомобильное сообщение. Важный экономический фактор: километр перевозки на судне на 15 процентов дешевле, чем по железной дороге, и на 25 — чем на автомобиле.

В регионах Российской Федерации, где расположены внутренние водные пути, создается 90 процентов ВВП и проживает 80 процентов населения.
Вместе с тем на сегодняшний день существует ряд проблем:

— Отсутствует выстроенная маршрутная сеть речных пассажирских перевозок между городами.

— Средний возраст пассажирских судов — 38 лет. Более 65 процентов речного флота выработали свой нормативный срок эксплуатации. Потребность отрасли составляет более 500 единиц судов.

— Общий износ речных портов и причалов составляет 55-70 процентов. Многие из них были построены в 50-60-х годах прошлого века.

Теплоход «Октябрьская революция», спущен на воду в 1961 году. Это его 62-я навигация. Фото Игоря Чижова

Для обсуждения вопросов развития речного пассажирского транспорта в понедельник, 21 августа, проведем выездное совещание Совета Государственной Думы на заводе по производству судов на подводных крыльях в Чкаловском районе Нижегородской области».

Днем позже Вячеслав Володин во время поездки в Вольск вновь вернулся к этой теме. «Мы должны использовать возможности, которые дает нам река. В понедельник будем обсуждать вопросы, связанные с возобновлением пассажирских перевозок между городами, расположенными по Волге.

Следующим этапом после того, как мы с вами сейчас обустроили набережную, надо будет в приоритетном порядке решить вопрос транспортного обеспечения пассажирских перевозок именно между нашими городами: Саратов, Вольск, Балаково, Маркс. Это же все вполне реально». По словам Володина, можно будет говорить об организации речного сообщения Саратова с Самарой, Волгоградом, Астраханью.

«Новые современные суда стали создаваться у нас в стране. И нам надо думать о том, как их приобрести, чтобы они работали уже здесь у нас, в области. Но это задача уже на следующий год».

Прежде чем высказать свои возражения спикеру ГД (как волжанин волжанину), уточним, что речь пойдет только о пассажирских перевозках и только о Волге. Ведь в более чем половине из двух с половиной тысяч комментариев к его посту пишут о сибирских реках. Это понятно — во многих районах Сибири водные сообщения — единственный способ добраться куда-либо в период навигации.

Но мы о Волге. Сначала рассмотрим вопрос о дальних перевозках, круизных маршрутах, которых становится все меньше. Причину спикер называет — «средний возраст пассажирских судов — 38 лет. Более 65 процентов речного флота выработали свой нормативный срок эксплуатации». Но это не вся горькая правда. 

Дело в том, что на Волге практически не было судов, построенных в СССР. Последние пассажирские теплоходы типа «Бородино» построенные по заказу компании «Кавказ и Меркурий», сошли со стапелей Коломенского машиностроительного заводе А. Е. Струве в 1911 и 1912 годах и стали первыми дизельными речными пассажирскими судами в мире. 

Четыре теплохода этого типа погибли во время Сталинградской битвы. Остальные благополучно доработали до начала девяностых. «Парижская коммуна», «Комсомол Урала», «Память тов. Маркина», «Урицкий»… Помнится, они давали самую большую на Волге волну. А еще до начала восьмидесятых по линии Ярославль-Астрахань ходили колесные пассажирские пароходы. 

Какие суда плавали по Волге и кто их строил

Многие считают, что пассажирские суда для Волги строили на сормовском заводе в Нижнем Новгороде (Горьком). Это не так — в Сормово были построены в 1958–1959 годах только два «пассажира» — дизель-электроходы «Ленин» — флагман Волжского объединенного пароходства (ВОРП), и «Советский союз». Спустя почти 60 лет в 2020 году введен в строй теплоход «Мустай Карим», однотипный «Петр Великий» построен в Астрахани и сейчас проходит ходовые испытания. «Мустай Карим», по сути, это плавучая гостиница с двумя ресторанами, двумя барами — один из них в читальном зале, парикмахерской. Совершает в основном двухсуточные круизы между Москвой и Петербургом. Что же касается Сормова, то там в основном строили и строят подводные лодки — до войны и во время войны — 87 подлодок типов «Щука», «Сталинец», «Малютка». После войны — 275 субмарин разных типов. 

Первыми на Волгу пришли двухпалубные грузопассажирские дизель-электроходы типа «Россия» (проект 785), предназначенные для работы на туристических и транспортных линиях. Строились в Чехословакии (сейчас территория Словакии) на верфях города Комарно в 1952–1958 годах. Всего было построено 36 судов. Они получили названия в честь всех шестнадцати на то время союзных республик и композиторов — «Рубинштейн», «Скрябин», «Чайковский» и так далее. К Саратову были приписаны «Узбекистан» и «Таджикистан», волгари их звали сокращенно — «Узбек» и «Таджик».

Часть «республик» стали плавучими гостиницами для ликвидаторов чернобыльской катастрофы и затем были списаны. «Украина» сгорела на Дону в 1953 году. Остальные либо утилизированы, либо стоят на приколе и используются как прибрежные рестораны. К этому же типу судов принадлежала «Булгария» (бывшая «Украина», но не первой серии, та сгорела, а второй). «Булгария» затонула 10 июля 2011 года у берегов Татарстана во время круиза. Из находившихся на борту 201 пассажира и члена экипажа было спасено лишь 79 человек.

Вслед за «республиками» и «композиторами» на Волгу и на другие реки стали поступать новые суда. Они также были заказаны в странах социалистического лагеря. Самыми многочисленными стали трехпалубные теплоходы типа «Родина». С 1954 года по 1967 было построено 49 судов этого типа. Большая часть судов эксплуатируется по настоящее время. Проекту «Родина» практически идентичен тип «Октябрьская Революция», по которому суда строились в ЧССР. Как говорят известные кораблестроители –англичане, корабли-сестры — sisterships.

Чехи (словаки) поставили нам еще 14 судов. Один из теплоходов носил имя города, где они были построены — Комарно, и мало кто понимал тогда, что значит это название.

Тогда же появились и теплоходы типа «Дунай» из Венгрии. Это были двухпалубные теплоходы, названные в большинстве по имени рек СССР — «Кама», «Вычегда», «Аму-Дарья». За приземистые широкие очертания эти теплоходы на Волге прозвали «чемоданами». 

Советская власть, несмотря на массу других проблем, находила средства на обновление пассажирского речного флота, тем более что туристические плавания (слова «круиз» тогда не было в моде) пользовались большой популярностью. В середине семидесятых в ГДР были заказаны четырехпалубные теплоходы типа «Владимир Ильич», всего было получено 22 судна. Продолжением этой серии стали теплоходы типа «Дмитрий Фурманов». Советский Союз получил 27 таких теплоходов.

Теплоходы «Лев Толстой» австрийской постройки и «Семен Буденный», построенный в Словакии. Фото Игоря Чижова 

После распада СССР оставшиеся суда серии выкупать не стали. «Владимир Высоцкий» был разобран на стапелях, а «Аркадий Гайдар», «Константин Станюкович», «Александр Грин» из-за неоплаты постройки заказчиком были проданы в Китай. Кстати, Китай еще появится в нашем повествовании. Интересно, что в этой писательской серии теплоходов два были названы в честь наших земляков — «Николай Чернышевский» и «Константин Федин». 

Словаки тоже не остались без заказа. Они строили теплоходы типа «Валериан Куйбышев» — тоже четырёхпалубные. Суда этого проекта были самыми большими в СССР речными кораблями. Всего их было девять, один из них — «Александр Суворов», известен своим столкновением с мостом под Ульяновском. По официальным данным на теплоходе погибли 170 пассажиров и 7 членов экипажа, а на мосту сошел с рельсов грузовой поезд.

Обязательно надо написать, что в Советском Союзе речные туристические поездки софинансировались профсоюзами, по сути, государством, так же, как и путевки в санатории и дома отдыха. Сейчас государство предлагает нам путешествовать на свои. Стоимость речных круизов далеко не всем по карману, хотя немногие оставшиеся на плаву теплоходы заполнены полностью. Парадокс. Но главное не в этом — все волжские пассажирские суда, за исключением четырех, были построены в странах, которые сейчас объявлены «недружественными». Ожидать, что они будут строить для нас новые теплоходы — по меньшей мере, наивно.

Так что, прогуливаясь по нашей самой протяженной на Волге набережной, не ждите, что вы увидите на реке караваны белоснежных пассажирских лайнеров. Их скоро не будет вообще.

Кто придет на смену

Нам представляется, что Вячеслав Володин тоже это знает. Переговоры о поставке Саратовской области судов на подводных крыльях — «Метеоров» и «Валдаев» — начнутся в этом году, а уже со следующего года планируется возобновить пассажирские речные перевозки по Волге. Об этом спикер ГД сказал во время посещения нижегородского АО «Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева». «У меня в избирательном округе, в Саратовской области, города находятся на Волге, нам необходимо пять-шесть «Валдаев». Переговоры начнем вести уже в этом году, с тем, чтобы вы заложили «Валдаи» и мы могли их получить на будущий год, через год, в зависимости от того, как у вас технологический цикл будет построен, но точно Саратову «Валдаи» нужны. «Метеор» тоже нужен для того, чтобы осуществлять пассажирские перевозки Саратов — Волгоград, Саратов с Самарой».

Конечно, это более реалистичные планы. СПК (судно на подводных крыльях) «Метеор» сейчас строят сразу на двух волжских заводах: 23 декабря 2019 года в Нижнем Новгороде заложено головное судно проекта «Метеор 120Р», которое придет на смену старым «Метеорам». На Зеленодольском заводе в Татарстане построено два судна проекта «Метеор-2020».

Когда-то и к Саратову были приписаны два или три «Метеора, помню, были 100-й и 140-й.

Но в середине девяностых они в один миг исчезли. Ответственные лица делали вид, что ничего не знают. Потом туман стал рассеиваться.

Один из последних «Метеоров» первых серий. Фото Игоря Чижова 

Бывший губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков вспоминает: «Шла огульная прихватизация. У нас был серьезный парк судов, которые в одночасье за бесценок скупили китайцы. Но я бы не стал искать виноватых, потому что виноваты все: и руководство страны, и руководство области, и те, кто держал флот». У тогдашнего генерального директора Саратовского речного порта Виктора Синицына другая информация: «Какие-то «Ракеты» и «Метеоры» переплавили на алюминиевые ложки, другие мы пытались продать Китаю, но там быстро раскусили, что это не тот вид транспорта, который стоит покупать». 

В начале десятых годов я тоже пытался узнать, куда делись саратовские СПК. Так вот несколько чиновников аяцковских времен настоятельно советовали не лезть в это дело — как бы чего не вышло. Потом в популярном тогда «Живом журнале» я нашел текст с фотографиями саратовских метеоров на Янцзы. Мой текст вышел в «Газете недели», но, к сожалению, тот период не отцифрован. Так что ни на какие ложки «Метеоры» не переплавили, кто получал юани от аренды — тайна. 

Но, как писал Евгений Евтушенко: «Пришли иные времена, взошли другие имена». Все следующие саратовские губернаторы пеклись о возрождении флота. Кроме Павла Ипатова — тот был реалист и прагматик. 

Валерий Радаев в своей фантазийной манере собирался открыть производство СПК на балаковском судостроительном заводе. Завод, правда, специализируется на строительстве грузовых судов и буксиров. Но Радаева это не смутило. «Мы поставили задачу — миллион туристов в год. Сегодня мы стараемся закупить такие теплоходы для туристических возможностей, но все они имеют значительную степень износа. В ближайшее время я хочу обратиться за поддержкой к президенту по вопросу строительства таких современных судов на вашем заводе», — сказал он, обращаясь к рабочим… Но ничего не вышло, видимо, почта не доставила президенту письмо саратовского лидера. Впрочем, выпуск Айфонов-7 на заводе холодильников тоже не зашел, хотя всем запомнился.

Нынешний губернатор Роман Бусаргин действовал без лишней огласки. В рамках саммита «Россия-Африка» он обсудил с губернатором Петербурга Бегловым поставку скоростных судов. Бусаргин отметил, что саратовская область заинтересована в сотрудничестве со Средне-Невским судостроительным заводом по возможной поставке судов для обновления речного флота региона (а он есть?). Отметим, что губернатор озаботился модернизацией флота почти на месяц раньше Вячеслава Володина. Что, так можно? 

И о заводе, который заинтересовал губернатора. Он специализируется на строительстве военных кораблей. Конечно, корвет у набережной смотрелся бы солидно, но корвет нам не дадут. Да, на Средне-Невском заводе строят пассажирские катамараны. Но эти катамараны предназначены специально для перевозок туристов из центра Питера в рекреационный кластер «Остров фортов».

Вернемся к предложению Вячеслава Володина. Но перед тем еще раз вспомним о «Метеорах». Перед навигацией 2018 года Радаев обещал организовать речной маршрут до Хвалынска на «Метеорах». Министерство транспорта даже тарифы рассчитало. Но пускать обещанные Радаевым «Метеоры» в Хвалынск никто не захотел — из-за отсутствия заявок объявленный региональным Минтрансом конкурс признан несостоявшимся. 

Так что, скорее всего, нам стоит ждать СПК «Валдай45Р». Коротко о нем: российское речное мелкосидящее пассажирское судно на подводных крыльях, разработанное на смену СПК «Полесье». Предназначено для скоростных перевозок в светлое время суток. Серийное производство начато в 2019 году. Вместимость — 45 человек, скорость хода — 65 километров в час, дальность плавания — 400 км. Построено 16 кораблей. Стоимость, конечно, будет расти год от года. Когда в 2018 году со стапелей сошел первый «Валдай», он стоил 100 миллионов рублей. В августе этого года Ростовская область приобрела два судна «Валдай 45Р» за 177 миллионов каждый

Сейчас на деньги, предназначенные для еще одного продления набережной и на очередной пляж — миллиард сто миллионов — можно было бы купить шесть «Валдаев». И немного денег бы осталось. Например, на дизтопливо. Его расход — 208 килограммов на час хода СПК. Цена дизтоплива приближается к 60 рублям, и явно будет расти еще. Итого час «Валдая» стоит около 12 500 рублей. До Самары по Волге — 455 километров, на полном ходу «Валдай» дойдет за семь часов и это на полной скорости и без остановок. До Волгограда на «Валдае» — почти шесть часов. 

Попутно отметим тенденцию к снижению числа пассажирских мест на СПК. В «Метеоре» в зависимости от модификации их было от 78 до 120. В снятом с производства «Полесье» — 65, теперь вот — 45.

Что с инфраструктурой?

Но кроме судов, нужна инфраструктура. Во-первых, пристани в населенных пунктах по маршруту. В городах области есть причальные стенки, а для сел можно закупить небольшие дебаркадеры. Они примитивны: понтон, навес и будка для кассира. Правда, сразу же вспоминаются дебаркадеры прежних времен — настоящие шедевры речной архитектуры. Резные балясины лестниц, высоченные потолки залов ожидания на второй палубе.

30f4a38b-9b47-4ea6-9563-50857d42e510
Зал ожидания. Даже в потрепанном состоянии производит впечатление. Фото Михаил Егоров/vk.com/egorov_photo

Валерию Васильевичу Радаеву, чем увлекаться утопическими мечтаниями о подъеме останков ледокола «Саратовский», найти надо было бы где-то такой дебаркадер, да устроить в нем музей Волги. Правда, у нас в Саратове как построят музей или картинную галерею, так она сразу превращается в кабак.

Еще проблема — топляки — полузатонувшие бревна. Теперь, когда плоты по Волге не водят, топляка мало, но есть. Столкновение СПК с таким бревном чревато серьезными последствиями. Русло надо будет чистить и контролировать.

Очень серьезный вопрос — слипы. Слип — это наклонная береговая площадка для спуска судов на воду или подъёма из воды. Соответствующим образом оснащенная и с ремонтной базой. Дело в том, что СПК не зимуют в воде, лед может повредить эти хрупкие суденышки. По завершению навигации их вытаскивают на берег. Но где найти место? У нас везде набережные, на месте судоремонтного завода — руины, речной порт фактически превратился в перевалочную базу для песка.

И еще на любимую речную тему. Мало кто знает, а те, кто знал, предпочли забыть, но 1 марта 2016 года была утверждена «Стратегии развития внутреннего водного транспорта до 2030 года».

Подписал документ работавший тогда премьер-министром, а теперь ставший известным блогером Дмитрий Медведев.

Мы взяли на себя труд прочитать Стратегию. Не скроем, было очень не просто: «С учётом приоритетов и целей Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года на основе анализа и обобщения современного состояния, проблем и возможностей развития внутреннего водного транспорта как структурного элемента транспортной системы России в Стратегии определены цели, задачи и целевые индикаторы его развития». Все понятно?

Еще в стратегии можно встретить совершенно очевидные выводы типа: «Отмечается снижение объёмов перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, в том числе на социально значимых маршрутах». Среди задач есть такие пункты, о выполнении которых можно отчитаться в любой момент. Например, отмечена необходимость «преодоления тенденции снижения роли внутреннего водного транспорта в транспортной системе страны». Или «создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт для обеспечения сбалансированного развития транспортной системы». И как, господа чиновники, преодолели тенденции, перераспределили грузопоток? 

С большим трудом удалось отыскать три конкретных пункта.

Строительство второй нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла завершение намечено на 2017 год. И тут же узнаем: правительство России утвердило временный отказ от строительства второй нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла в пользу строительства Багаевского гидроузла на юге. Случилось это 23 августа 2016 года — через семь месяцев после утверждения стратегии.

Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла на Волге было намечено на 2016–2020 годы. Но против выступило областное руководство: слишком большие территории планировалось затопить, а еще больше могло быть подтоплено. Против были и экологи, по их подсчетам возможный ущерб составил бы более 330 миллиардов.

В итоге начало работы над проектом по созданию гидроузла отложили на середину 2021 года, так как федеральное правительство не смогло договориться с администрацией региона. Больше о проекте не слышно. 

И только в строительстве Багаевского гидроузла на Дону есть движение. Правда, «Стратегия» намечала завершение работ на 2020 год, сейчас оно перенесено на декабрь 2024 года. Последняя новость датирована июнем этого года — «состоялось выездное совещание по вопросу строительства Багаевского гидроузла». 

Когда-то по Волге ходили пароходы, и была сложена поговорка «Весь пар в свисток ушел». Пароходы давно распилили «на иголки», а поговорка жива. И охарактеризовать ей можно очень многое.