Предвыборная кампания началась. Владимир Путин решил повторить идею Бориса Немцова и Бориса Ельцина. Чиновников и депутатов опять хотят пересадить на российские автомобили

С 1 апреля 1997 года чиновники должны были пересесть на отечественные автомобили, а служебные иномарки продать с аукциона. Саботаж немцовского предложения был успешен, и из предложения ничего не вышло. Но хорошие идеи не ржавеют.
Совсем недавно президент Владимир Путин сказал: «Чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях. Где-то будет поскромнее, чем раньше — ничего страшного. Наоборот, даже хорошо. Всё это чиновничество наше замечательное должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов».
Поддержал Путина (в этом никто и не сомневался) спикер нижней палаты Вячеслав Володин: «Договорились, что депутаты будут использовать автомобили «Москвич», «Лада», «Аурус». В скором времени начнется выпуск автомобилей «Волга». Планируем востребовать и его. В избирательных округах для депутатов арендуются автомобили различных марок. С сентября начнем переходить только на отечественные «Москвичи», «Лады», позже будут «Волги».
Сразу же надо отметить, что из перечисленных автомобилей относительно российской является лишь «Лада». О новой «Волге» мы пока знаем только то, что ее выпуск собираются начать к лету 2024 года. По словам независимого аналитика автомобильной промышленности Владимира Беспалова, в будущем ГАЗ может разработать и собственный легковой автомобиль для бренда «Волга», но на это потребуется как минимум несколько лет. «На начальном этапе это будут машины из иностранных компонентов с минимальным уровнем локализации», — считает эксперт.
Партнеры естественно будут китайскими, а кто же еще?
Собственно, и «Москвич 3» является лицензионной копией автомобиля Sehol X4 (JAC JS4) китайской компании JAC Motors. Автоэксперт Илья Свиридов заявил, что технические отличия «Москвича 3» от JAC JS4 сводятся к иному оформлению патрубков под капотом, установке более емкого аккумулятора и наличию блока «ЭРА-ГЛОНАСС». В остальном разница из области декора: поменялись шильдики и маркировочные таблички.
Впрочем, в эпоху глобализации это обычное дело (правда, мы в глобализации с некоторых пор не участвуем).
Оперативно подоспел социологический опрос, согласно которому инициативу поддерживают 77 процентов опрошенных. Основной аргумент тех, кто поддерживает: «Пусть развивают российский автопром».
Против предложения Путина-Володина высказались 11 процентов, которые считают, что есть более актуальные вопросы, а отечественный автопром должен работать так, чтобы люди его выбирали сами, а сейчас это «выглядит будто наказание».
Несколько слов и цифр о возможном развитии российского автопрома. Наверное, предполагается, что должен увеличиться спрос на отечественные авто. Но так ли много появится новых заказчиков? Да, чиновников у нас и не сосчитать сколько. Хотя можно. «Их около 2,4 миллиона человек. Получается, на 10 тысяч населения России приходится 163 чиновника. Это 3,3 процента от численности занятых в экономике», — заявила заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.
Правда, это данные 2019 года, но вряд ли число столоначальников в стране уменьшилось.
Однако не следует думать, что каждому из них положен персональный автомобиль. Основу этой армии составляют бесчисленные старшие и младшие специалисты, консультанты, заместители и начальники отделов. Им служебные автомобили не положены, пусть ездят на своих. Или на трамвае, где он еще есть.
По нашим весьма приблизительным подсчетам, на всю эту армаду понадобится пятнадцать, максимум двадцать тысяч автомобилей. Плюс федеральные и региональные начальники всяких надзоров, плюс силовики — больше тридцати тысяч никак не получается.
А как же депутаты? — можете спросить вы. Но на самом деле их не так много. Обманчивое впечатление, что кругом депутаты, возникает из-за постоянно генерируемого ими шума. Приблизительно считаем: девяносто регионов, в каждом по пятьдесят депутатов (хотя по факту меньше), добавляем четыреста пятьдесят человек из питомника Володина, 178 сенаторов. Пять тысяч получаем. И опять же далеко не всем полагаются машины.
Например, в Саратове Депутаты областной думы будут передвигаться на «Лада Гранта». По итогам июньского аукциона в распоряжение гаража областного правительства уже поступило 24 машины. На них также будут пересаживать и чиновников. То есть депутатов у нас вроде как сорок пять, а две дюжины «Грант» будут делить между ними и чиновниками.

Понятно, что «Гранты» — это для низшего эшелона слуг народа. На вершине — лимузины «Аурус». «Солидный автомобиль для солидных господ», — подчеркнем мы, слегка переиначив фразу Виктора Пелевина из одного его давнего романа.
Потом под псевдонимом «Москвич 3» — Sehol X4 (JAC JS4). Хватит ли их на всех? Ожидается, что в 2023 году на заводе соберут не менее 50 тысяч автомобилей. Продано пока две с половиной тысячи (данные на начало июля 2023 года). Так что государственный заказ будет весьма кстати.
Только несмышленые дети и депутаты регионального уровня поверят, что предложение президента имеет своей целью развитие отечественного автомобилестроения. На самом деле, это чистой воды предвыборное заявление. Есть необходимость подбросить народу что-то хорошее. А что нравится большинству? Когда кому-нибудь плохо, прежде всего, нелюбимым и богатым чиновникам/депутатам. И не беда, что идея заимствована у давно убитого человека. Кто сейчас вспомнит? Кроме того, что еще есть хорошего, чтобы предложить россиянам? Не налоги же и ЖКХ-платежи снижать.
Интересно, зачем понадобилось завлекать будущих избирателей? Ведь наш народ, как стало известно со слов Дмитрия Пескова, небывало плотными рядами сплотился вокруг президента. Может, надо сплотившихся хоть чем-то порадовать?
Но поможет ли пересадка? Народ давно уже знает, что чиновники/депутаты живут в своем богатом мире, куда остальным вход воспрещен, в том мире, где элементарно не понимают, как живут обычные люди. И увидев депутата на белой «Гранте», люди начнут думать: прибедняется, в гараже у него стоит какой-нибудь Rolls-Royce или вообще Subaru Forester.
Смысл пересадки в «Гранты» и «Москвичи» понятен: показать народонаселению, что чиновникам и прочим живется не так хорошо, как мы думаем, богатые тоже плачут. Им и так достается в последнее время. То выпустят циркуляр, чтобы не смели в интернете демонстрировать роскошь и эпизоды разгульного отдыха. То устраивают показательную порку двух маленьких чинов за видеоролики отдыха в Мексике и ОАЭ. Разработали даже «Кодекс публичного позиционирования», где среди прочих есть такой пункт: «Категорически не писать в социальных сетях в неадекватном физическом и психическом состоянии». Интересно, однако, почему в неадекватном психическом состоянии можно выступать с думской трибуны?
В общем, депутатам и чиновникам запрещают быть богатыми, точнее, демонстрировать свое богатство.
В таких случаях обычно рассказывают старинный анекдот.
1917 год. На улицах стрельба. Старая графиня спрашивает горничную:
— Марфуша, что там такое?
— Революция, барыня.
— Для чего? — спрашивает старушка.
— Чтобы богатых не было, — отвечает горничная.
— Плохо, — говорит графиня, — я-то думала, чтобы не было бедных…
Раз победить бедность в России можно только усилиями (махинациями) Росстата, то надо продемонстрировать, что всем нелегко. У кого-то щи жидкие, у кого-то жемчуг мелкий.
Кроме всего прочего, в инициативе Путина—Володина заложено несколько мин замедленного действия.
Допустим, пересадили чиновников и депутатов на «Гранты» и «Москвичи». Но народишко-то может спросить, а чего они пешком не ходят, в трамваях не ездят? Далеко из загородных замков добираться — так электрички есть.
Потом, говорят граждане, почему для чиновников существует отдельная система здравоохранения? Не изволите ли вместе с нами в обычную поликлинику? «Вы к терапевту? Будете за мной. Передо мной еще человек десять».
Еще могут спросить: почему пенсии чиновников в разы превышают пенсии тех, кто горбатился на заводах и в колхозах?
Есть еще одна засада. Что если чиновники и депутаты начнут тихо саботировать предложение президента? Тем более что было сказано — не сразу, а постепенно, в несколько этапов. Можно и подождать менять «Мерс» на «Ладу» в надежде, что появятся у президента новые заботы, и он забудет. Но народ-то не забудет.
Первые уклонисты уже появились. Калининградский губернатор Антон Алиханов успел заявить: «В текущей логике это не обязательно российские марки. В действующем законодательстве я уже езжу на отечественном автопроме — калужский Volkswagen Tiguan, а до этого Mitsubishi Outlander тоже российского производства».
Так можно дойти до того что номерной знак на машине объявить признаком отечественного производства.
Появились и борцы сопротивления. И где? В городе русской славы Севастополе. Там ГАУ «Государственная экспертиза города» объявило госзакупку на приобретение в лизинг автомобиля Citroen SpaceTourer Business Lounge XLпо стартовой цене от 12 миллионов рублей. Губернатор Развожаев сильно гневался и грозил главу ГАУ некоего Жданова уволить за «деградацию и полное непонимание того, какая ситуация сейчас в стране». Какая именно ситуация, Развожаев не разъяснил.

В общем, выводов из только начавшейся истории два.
Первый — в стране недостаток плодотворных объединяющих население идей. Второй: оттого, что чиновники внешне станут жить скромнее, жизнь остальных россиян не улучшится.
И, наверное, третий — похоже, предвыборная кампания-таки началась.