Понеслось оно по трубам. Что сливают в Волгу у саратовского поселка Комбайн?

Оценить
Общественник рассказал о загрязнении Волги. «На дне плотным слоем толщиной несколько метров лежат каловые массы и иловые осадки канализации, нанесённые туда из трубы диаметром примерно метр.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ:
«Какова красота!» Саратовский блогер снял залежи фекалий в Волге с квадрокоптера

На минувшей неделе в соцсетях разгорелся скандал из-за новой саратовской «достопримечательности», обнаруженной общественником Александром Ермишиным. Он рассказал на своей странице в Facebook о загрязнении Волги у поселка Комбайн: «На дне плотным слоем толщиной несколько метров лежат каловые массы и иловые осадки канализации, нанесённые туда из трубы диаметром примерно метр». Саратовец предполагает, что сюда сбрасываются неочищенные стоки новостроек Юбилейного.

В соцсетях общественник отметил, что просит считать свой пост обращением в природоохранную прокуратуру. Ранее Ермишин предлагал обсудить ситуацию с канализационными сбросами Изумрудного и Цветочного (о которой не раз рассказывали «Свободные») на рабочей группе по экологическому оздоровлению области под руководством председателя саратовского правительства Романа Бусаргина. Но, по словам Александра, чиновники посчитали, что «проблема слишком частная». 

Фото Матвей Фляжников 

Секреты поселка Комбайн

О «волжской жемчужине» Ермишину рассказал местный житель, увлекающийся сап-серфингом.

Проплывая мимо поселка Комбайн, мужчина потерял весло–оно застряло в многометровых отложениях фекалий, скопившихся на дне. Александр подобрался к месту экологического бедствия на сапборде (на лодке туда не пройти–наносы почти достигают поверхности воды) и нашел в камышах огромную сточную трубу.

Повторить плавание Ермишина мы не решились и отправились к достопримечательности сухопутным маршрутом.

Идем к Волге по улице Столыпина. По обеим сторонам узенькой улочки–заборы коттеджей. На обочине ржавеет поднятый шлагбаум. Ближняя к реке усадьба, как гласят слухи, принадлежит самому знаменитому земляку. Дома не видно за массивной кирпичной оградой. На воротах–табличка с надписью: «Объект охраняется вооруженными сотрудниками службы безопасности». 

Фото Матвей Фляжников 

Улица заканчивается большим гаражом (или маленькой автомойкой). «Какая труба? Не сливается здесь никакая канализация», –отмахивается мужчина в камуфляжной куртке, у которого пытаемся спросить дорогу.

Через кусты выходим на Алексеевское городище. Жестяной щит среди сухого бурьяна сообщает, что вокруг– памятник федерального значения.

Городище занимает 3,5 гектара. В эпоху бронзы на мысе между Алексеевским и Дудаковским оврагами поселились представители ираноязычных народностей. В железном веке финноугорские поселенцы построили городище с валом и рвом (остатки укреплений исчезли при строительстве коттеджей в начале 2000-х). В средние века здесь жили славяне. Городище было уничтожено войсками Тамерлана, воевавшего с Золотой Ордой, в последнее десятилетие 14 века. Археологи начали изучать это место в 1920-е годы. Последние раскопки проводились в 2006-м. Сейчас находки (около 700 предметов) хранятся в энгельсском краеведческом музее. 

Фото Матвей Фляжников 

С высокого берега Волга кажется чистой. Вот только в лесочке под обрывом слишком много лысых, покрытых рыжим грибком стволов. Цепляясь за ветки, скатываемся вниз.

Отсюда реки совсем не видно–берег и мелководье заросли густым камышом. По тропинке выходим к громадной трубе, торчащей из склона Алексеевского оврага. Горизонтальная часть трубы тянется к Волге, исчезая в камышах. Это тот самый сток, который Ермишин, проплывая на сапе, видел на дне в десятках метров от берега.

Александр подносит к трубе телефон, чтобы записать звук, –судя по шуму, внутри несется мощный поток. Дачи и коттеджные поселки явно не могут дать такого объема. «Это не самострой», – качает головой Ермишин, оглядывая инженерное сооружение. Кажется, за трубой кто-то ухаживает. Наверху видны остатки технической смотровой площадки. Внизу кучкой сложены спиленные стволы молодых деревьев. 

Фото Матвей Фляжников 

Метрах в ста ниже по течению–усыпанный галькой дачный пляжик. На волнах качаются потемневшие от времени буйки. Отсюда хорошо виден саратовский мост. До нового пляжа покорителей Волги – меньше 10 километров.

«В детстве я с отцом часто ездил сюда, в совхоз Комбайн, на зимнюю рыбалку. Съезжали к Волге вниз по обрыву, как по бобслейной трассе. Обратно забирались, цепляясь за натянутый трос», – вспоминает Ермишин. Он показал родителям видео с канализационными отложениями. «Ужаснулись, во что превратилась наша Волга», – вздыхает Александр.

Труба проходит под землей через дачный поселок Займище–в нее спускается ливневка на улице Взлетной.

«Возможно, изначально это был именно дренажный сток, но потом в него врезали бытовую канализацию», – предполагает Ермишин. 

Фото Матвей Фляжников 

Культурный слой

Рядом с трубой в Волгу впадает безымянная речушка, текущая по дну Алексеевского оврага. На перекатах вода взбивается в крепкую белую пену. В запрудах за корягами на поверхности стоячей воды можно рассмотреть радужную маслянистую пленку.

Кое-где на дне заметен налет рыжего металлического оттенка. Если поворошить ил, появляется фекальный запах. Нет сомнений, что овраг тоже используют для сброса загрязненных стоков. 

На кадастровой карте территория вокруг отмечена зеленым цветом. По закону это природоохранная зона, где нельзя вести хозяйственную деятельность, угрожающую загрязнением водному объекту. 

Фото Матвей Фляжников 

В реальности Алексеевский овраг – сплошная свалка. Местами «культурные слои» мусора покрывают склоны так плотно, что не видно земли. Через пару тысяч лет археологи смогут найти здесь артефакты, связанные с самыми разнообразными сферами жизни саратовцев, – от двухконфорочной газовой плиты до ржавой жести с крыши.

«Конус выноса»

В Facebook саратовцы провели целое расследование, пытаясь определить время появления сточной трубы. «Труба там очень давно, ещё с 1990-х, но тогда масштаб наносов был заметно меньше», – отмечают комментаторы под постом Александра Ермишина.

Краевед Игорь Пролеткин изучил схему водоотведения, опубликованную на сайте мэрии Саратова, и обнаружил, что в Алексеевском овраге проектировались самотечные канализационные сети. «На космоснимке 1985 года видно, что практически отсутствует «конус выноса» этих двух оврагов. В то время Юбилейный и окружающие территорию только-только начали осваивать»,-– пишет Пролеткин. 

Фото Матвей Фляжников 

На снимке 2006 года, приведенном краеведом, уже заметны донные отложения. С 2013 года сброс приобретает катастрофические масштабы. На летних снимках видно, что вокруг новообразованной отмели вода активно цветет, а возле берега образовалось настоящее болото.

Сейчас площадь наносов так велика, что их без проблем можно разглядеть на гугл-карте.

Она не работает, она просто есть

«Свободные» не раз рассказывали о проблемах с канализацией в новых микрорайонах Юбилейного.

Несколько лет жители жалуются на неприятный запах возле ЖК Изумрудный. Стоки от жилых домов, детского сада и школы направляются на канализационную станцию, откуда теоретически должны поступать в городскую канализацию. На самом деле, как не раз убеждались корреспонденты «Свободных», фекалии вытекали в ближайший овраг. 

КНС в Изумрудном имеет запутанную историю. Первоначально жилой комплекс планировало строить ООО «Пересвет-Регион-Саратов», входившее в московскую ГК «Пересвет-групп». Из-за кризиса 2008 года проект затормозился. В 2012 году права аренды на земельные участки под новым микрорайоном были переуступлены ЗАО «Сартехстройинвест» (входило в ГК «Аркада») за 13 тысяч рублей. Кроме того, «Сартехстройинвест» купил у бывшего застройщика линии электропередач, водопровод и «канализацию от колодца на улице Федоровской до КНС». О продаже самой КНС в договоре ничего не сказано. 

Фото Матвей Фляжников 

Известно, что летом 2014 года МУПП «Саратовводоканал» выдало ЗАО «Сартехстройинвест» условия подключения водопроводных и канализационных сетей к централизованной системе.

В 2018 году после публикаций в прессе природоохранная прокуратура попыталась найти хозяина канализационной станции. Мэрии Саратова понадобилось около недели, чтобы ответить на прокурорский запрос. Выяснилось, что земля под станцией принадлежит ЗАО «Сартехстройинвест». Эта же фирма, по сведениям областного министерства природных ресурсов, осуществляет эксплуатацию КНС. Но сама станция, как заключила прокуратура, «надлежащим образом не оформлена».

Надзорное ведомство возбудило в отношении «Сартехстройинвеста» административное дело по статье 8.13 КоАП «Нарушение требований к охране водных объектов». Министерство природы наложило минимальный штраф–30 тысяч рублей.

С 2020 года ЗАО «Сартехстройинвест» проходит процедуру банкротства. Контролирующие ведомства стабильно отвечают, что «сброс канализационных стоков в Изумрудном прекращен», а местные жители уверены в обратном. 

Фото Матвей Фляжников 

Отметим, что овраг, загрязненный стоками Изумрудного, проходит по землям ООПТ Кумысная поляна, и впадает в Гуселку-1.

На берегу Гуселки находится микрорайон Цветочный (застройщиками были ФСК «Стройфин» и АО «Саратовоблжилстрой»). В 2015 году садоводы из соседнего дачного поселка жаловались в ОНФ на то, что сточные воды Цветочного льются напрямую в реку. Представители управляющей компании «Сфера» объясняли экспертам Народного фронта, что насосная станция была построена с нарушениями и не справляется с объемами работ. Минприроды привлекла «Сферу» к административной ответственности, а природоохранная прокуратура через суд обязала устранить нарушения.

На проблемы с подтоплением территории жаловались дачники, живущие неподалеку от Иволгина. Новый поселок появился на бывших полях ОПХ «Волга». Для этой местности характерна проблема с грунтовыми водами. По наблюдениям садоводов, после строительства многоэтажек в погребах и подвалах появилась вода, в низменностях образовались болотца. 

Фото Матвей Фляжников 

По нулям

Напомним, что с 2019 года в России действует федеральный проект «Оздоровление Волги». До 2024 года на строительство очистных сооружений в регионах планируется потратить 190 миллиардов рублей (в том числе, 131 миллиард из федерального бюджета).

Саратовской области нужно более 1,3 миллиарда рублей на сооружение очистных в Вольске, Марксе, Степном и ЗАТО Светлый. Для очистки ливневых стоков Саратова требуется 1,8 миллиарда.

Реальное финансирование отличается от желаемого на несколько нулей. В 2019 году Саратовской области было выделено 32,6 миллиона рублей. В 2020-м–20,6 миллиона. На эти деньги были построены очистные сооружения в Красном Текстильщике. В нынешнем году на начальный этап строительства очистных в Хвалынске выделено 34,1 миллиона рублей (всего работы будут стоить 128,2 миллиона).

 
 

 

P.S. В ответ на запрос «Свободных» ООО «КВС» сообщило, что «осуществляет эксплуатацию систем холодного водоснабжения и водоотведения, переданных в пользование в качестве объекта концессионного соглашения». Сточную трубу у поселка Комбайн концессионеру не передавали.

Областное министерство природных ресурсов ответило, что «не располагает информацией» о ситуации, и посоветовало обратиться в мэрию или Росприроднадзор.