От Изумрудного до Цветочного. Почему новое жилье в Саратове пахнет фекалиями
Сегодня первая линейка пройдет в новом корпусе гимназии №7, построенном в жилкомплексе «Изумрудный». В прошлом году на стройке побывал губернатор Валерий Радаев. Он высказывал пожелание, чтобы территория вокруг учебного заведения была благоустроена, распорядился оборудовать стадион и площадки для воркаута. Приезжал глава региона туда и на этой неделе, но уже интересовался, когда закончат ремонт дороги.
Недалеко от новенькой школы находится овраг, залитый фекалиями, и недействующая канализационно-насосная станция (КНС) с открытыми люками. «Газета недели» уже рассказывала об этой дурно пахнущей истории в № 17 (477) от 29 мая 2018 года. Областное министерство природных ресурсов оштрафовало ЗАО «Сартехстройинвест», которое эксплуатирует КНС, за нарушение требований к охране водных объектов – на 30 тысяч рублей. По утверждению министерства, в июне сброс сточных вод был прекращен. Однако, как убедились корреспонденты «Газеты недели», фекальный поток по-прежнему течет от Изумрудного к Цветочному и впадает в реку Гуселка-1.
Гимназия № 7
Где не завяли помидоры
Дорогу к нужному оврагу на окраине Изумрудного можно найти по запаху. Канализационные испарения ощущаются возле последних многоэтажек. Грунтовка ведет мимо коттеджей. Дальше в зарослях акации прячется почти отвесный склон. Снизу слышно журчание и плеск. С другой стороны оврага низвергается небольшой водопад мутно-радужного цвета. Деревья на дне оврага погибают – ветки лысые, только на верхушках рыжеют больные листья.
Насосная станция на противоположном берегу кажется заброшенной. Забор из металлопрофиля валится набок. Через дыры легко пролезть внутрь. Территория заросла лебедой выше человеческого роста и… кустами помидоров. Есть даже спелые. Здесь нужно быть осторожным: в сорняках не видны три открытых колодца с нечистотами. Теоретически насосы должны перекачивать сточные воды из отстойников в городскую канализационную сеть. На самом деле фекалии вытекают в канаву, прорытую под забором станции, и далее в овраг. Как разъясняет министерство природы, на эту КНС направляются стоки от пяти жилых домов, детского сада и школы.
Насосная станция
За следующим забором находится электроподстанция. Выглядит она не лучше КНС – пучки проводов свисают с крыши, почти касаясь земли. Дальше – здание котельной с блестящими трубами. Здесь есть жизнь: в открытые ворота заезжает джип, водитель, опустив стекло, интересуется, указывая на редакционную фотокамеру: «Что страшного покажут по телевидению?». «Ну и что, течет там что-то. Ну и что, КНС не работает. У нас и котельная не работает!» – жизнерадостно реагирует собеседник.
Видимо, местный пейзаж располагает к философскому взгляду на жизнь. За воротами начинается свалка строительного мусора. По железобетонным глыбам лазают мужики с металлоискателем. Просят не фотографировать – «а то жена поругает».
Свалка строительного мусора перед ЖК «Изумрудный»
Ничья насосная станция
Злосчастная КНС имеет запутанную историю. Жилье в Изумрудном первоначально планировало строить ООО «Пересвет-Регион-Саратов», входившее в московскую ГК «Пересвет-групп». Из-за кризиса 2008 года проект затормозился. В 2012 году права аренды на земельные участки под новым микрорайоном были переуступлены ЗАО «Сартехстройинвест» (входит в саратовскую ГК «Аркада») за 13 тысяч рублей (в 2006 году за эти 22 гектара на аукционе было заплачено 65 миллионов рублей). Кроме того, «Сартехстройинвест» купил у бывшего застройщика линии электропередачи, водопровод и «канализацию от колодца на улице Федоровской до КНС». О продаже самой КНС в договоре ничего не сказано. ООО «Пересвет-Регион-Саратов» шестой год проходит процедуру банкротства.
Как говорил «Газете недели» в мае нынешнего года заместитель генерального директора ГК «Аркада» Станислав Шмойлов, «мы построили эту канализационно-насосную станцию, но больше отношения к ней не имеем». Известно, что летом 2014 года МУПП «Саратовводоканал» выдало ЗАО «Сартехстройинвест» условия подключения водопроводных и канализационных сетей к централизованной системе.
Старший помощник природоохранного прокурора Максим Гречаник, рассказал «Газете недели», что найти нынешнего хозяина КНС оказалось нелегко. Весной этого года мэрии Саратова понадобилось около недели, чтобы ответить на прокурорский запрос о собственниках. Выяснилось, что земля под станцией принадлежит ЗАО «Сартехстройинвест». Сама КНС, по словам Максима Гречаника, «надлежащим образом не оформлена». Эксплуатацию станции, по сведениям областного министерства природных ресурсов, осуществляет «Сартехстройинвест».
В отношении этой фирмы природоохранная прокуратура возбудила административное дело по статье 8.13 КоАП «Нарушение требований к охране водных объектов». Материалы передали в минприроды. Ведомство наложило на юридическое лицо минимальный штраф – 30 тысяч рублей.
Как утверждает министерство, 18 июня прошло повторное обследование территории. По мнению проверяющих, «сброс канализационных стоков прекращен».
«Даже в «лагутенках» такого не было!»
Вонючий поток течет по трехкилометровому оврагу, проходящему по землям ООПТ «Кумысная поляна», и впадает в Гуселку-1 у микрорайона Цветочный (застройщиками поселка были ФСК «Стройфин» и АО «Саратовоблжилстрой»). В 2015 году местные дачники жаловались в ОНФ на аналогичную канализационную проблему. По словам садоводов, сточные воды Цветочного лились напрямую в реку.
Представители управляющей компании «Сфера» объясняли экспертам Народного фронта, что насосная станция была построена с нарушениями и не справляется с объемами работ. УК сетовала, что ей приходится отвечать за недоделки застройщика. Минприроды привлекло «Сферу» к административной ответственности, а природоохранная прокуратура через суд обязала устранить нарушения.
В синей будке КНС на окраине Цветочного слышно гудение – насосы работают. На некотором расстоянии видно сухое русло, уходящее в камыши на берегу Гуселки. В данный момент фекальные воды в реку не текут. Возможно потому, что остаются в подвалах жилых домов.
«До третьего этажа вонь поднимается. У нас в «лагутенках» такого не было!» – жительница Цветочного Ольга показывает залитую канализационными стоками лестницу в подвал. К двери в подвальное помещение не подобраться.
Ольга с мужем 30 лет прожили в Ленинском районе в пятиэтажке, построенной по проекту инженера Лагутенко. «У нас в подвале лягушки квакали. На лестнице плесень лоскутами висела. Захожу однажды в подъезд – вроде бы кошка бежит. Пригляделась в темноте, а это крыса – вот такая!». Ольга вместе с соседкой Валентиной ходила по инстанциям, добиваясь расселения аварийного здания, накопила мешок переписки с чиновниками. Соседка до переезда не дожила.
Несказочная жизнь в Цветочном
Пять лет назад обитателям «лагутенки» объявили о переселении в Цветочный. «В Москве людей из пятиэтажек переселяют в пределах района. Нас в приказном порядке потащили через весь город, – говорит Ольга. – У меня в Ленинском районе остались сын и брат. А бабушкам как тяжело срываться с места! У нас в подъезде в основном пенсионерки – одной 84 года, другой 85, третьей 90».
Ольга
Из-за переезда Ольге пришлось уволиться с хлебозавода, «на прежнем месте мне две минуты было до работы». В Цветочном никаких предприятий нет. До улицы Усть-Курдюмской – полчаса пешком.
«Фонари кончаются на улице Исаева вместе с асфальтом. Зимой темнота, да еще и снег не чистят», – рассказывает собеседница.
Поселок обслуживают «Газели» двух маршрутов, на обоих движение заканчивается к девяти вечера, «а зимой и раньше». Проезд стоит 23 рубля. Льгот нет.
«Мы когда первый раз сюда приехали, смеялись: не зря микрорайон называется Цветочным. Бурьян стоял в руку толщиной. А теперь поглядите, какая красота! – Ольга с гордостью оглядывает пышные кусты белой «ночной красавицы» перед подъездом. – Это не «Сфера» нам сажает. Это мы сами. Сосед Саша заборчик сделал», – говорит собеседница. Хотя надо быть справедливыми: если приглядеться, от управляющей компании тоже есть польза – коммунальщики бесплатно выдали жильцам два саженца каштана.
«Грунт соседи привозят. Тут чуть копнешь – строительный мусор. Как видно, рабочие просто утрамбовали здесь и обломки кирпичей, и цементные глыбы, а мы теперь этим дышим», – сетует Ольга.
Тротуары и проезжая часть в поселке сделаны из железобетонных плит. «Когда только сюда приехали, я обратила внимание, что всё в квартире покрыто белым налетом. Я подумала: это от строителей осталось. Раз протерла, два. Но к концу дня опять мебель белая. Весь поселок годами задыхается от этой цементной пыли», – рассказывает местная жительница Елена.
В микрорайоне нет никаких кружков и секций. В школу детей возят за семь остановок на общественном транспорте.
Снаружи желтенькая трехэтажка выглядит уютно. В подъезде пахнет погребом. На стенах нет штукатурки, голый кирпич с пятнами замазки. На верхнем этаже живет 85-летняя тетя Нина. Сделать ремонт в квартире бабушке не под силу, живет в «социальных» интерьерах от застройщика: самые дешевые синие обои, белая плитка на потолке, «картонные» межкомнатные двери. Крыша течет (как выяснилось через три года после постройки, в домах проектом не предусмотрены наружные водостоки). Тетя Нина показывает отваливающиеся обои в углах комнаты и дыры в пластиковых откосах окна – из них течет в дождь.
Тетя Нина
«Да это цветочки. Вот на проспекте Строителей я на пятом этаже жила, там с потолка реки лились. На стенах грибы росли», – со смехом вспоминает пенсионерка. Квартиру в «лагутенке» в 1964 году ей выделил завод технического стекла, пообещав, что через двадцать лет пятиэтажку-времянку снесут и дадут более комфортное жилье. Тетя Нина прожила в квартире с грибами 49 лет.
«Никакой ностальгии по старому месту у меня нет. Но там хоть были аптеки, магазины, двадцать минут до 3-й Дачной.А здесь – пустыня», – разводит руками собеседница. Сегодня 85-летняя бабушка пыталась попасть на прием в поликлинику. «Вчера хотела записаться по телефону. В регистратуре говорят: нет, приезжайте к 7.45 за талоном. Вышла из дома в семь утра, поехала. В очереди была уже третья. А регистратура заявляет: к окулисту талонов не будет, приезжайте завтра!». Врачи, обслуживающие пациентов из Цветочного, разбросаны по разным подразделениям поликлиники на улицах Газовой и Усть-Курдюмской. Некоторых специалистов, например, дерматолога и сосудистого хирурга, в муниципальном лечебном учреждении вообще нет.
В нынешнем году жители Цветочного почти каждый месяц жаловались в СМИ на отключения горячей и холодной воды. «Сил нет терпеть бездействие власти. Весь микрорайон Цветочный просто в бешенстве», – писали саратовцы в обращении к мэру Михаилу Исаеву на портале «Лица губернии».
«Трубы рвутся на одном и том же месте. Вот эту яму раз пятнадцать раскапывали», – Ольга показывает участок 1-го проезда Скоморохова, ставший поселковой достопримечательностью. Нынешним летом «Концессии водоснабжения – Саратов» наконец выяснили, что причина постоянных аварий – некачественные трубы, «проложенные в 2013 году сторонней организацией». В конце июля здесь заменили регулятор давления – как говорят жители, одной проблемой стало меньше.