Болото имени Радаева. Для развития туризма нужно 18-19 поездов, идущих ежедневно через Саратов

Оценить
Болото имени Радаева. Для развития туризма нужно 18-19 поездов, идущих ежедневно через Саратов
Губернатор Валерий Радаев опять заговорил о туризме космических масштабов. А что ему остается делать? Промышленность угроблена, население нищает, и на этом фоне массовый наплыв туристов в Саратовскую область представляется главе региона панацеей.

Можно даже сказать, что сотни тысяч туристов стали для Валерия Радаева своего рода идефикс, то есть навязчивой, маниакальной идеей. Вот и недавно на заседании областной думы губернатор опять оседлал любимого конька. На этот раз на ключевую роль приманки для туристов определили недостроенный еще парк покорителей космоса, сокращенно ППК.

«Он (парк — авт.) в той концепции — мирового уровня центром притяжения туристического, чтобы работать с мировыми операторами сегодня. По году — 7,5  миллиона человек. Если бы 7,5 миллиона человек, хотя бы на пять дней приехали в Саратов, мы бы себя по-другому чувствовали». 

Парк планируется построить при финансовом участии миллиардера Романа Абрамовича, предполагается, что его вклад будет основным. Однако саратовские «телеги» (телеграм-каналы) в последнее время пишут, что Абрамович охладел к этой идее. Косвенным подтверждением этих разговоров может служить тот факт, что сын Абрамовича продает свои нефтяные активы в Саратовской области.

Ладно, предположим, что ППК все же будет построен. И займемся арифметикой. Семь с половиной желаемых губернатором туристов — это, на минуточку, больше двадцати тысяч в день. Учтем еще одну хотелку главы региона — туристы должны провести в нашем городе не менее пяти дней. Итого — сто тысяч, что равно одной восьмой населения областного центра. Оставим в стороне тот факт, что летом туристов обязательно должно быть больше, чем зимой, будем оперировать средним показателем. И сразу возникает несколько вопросов.

Вопрос первый: как столько людей — двадцать тысяч в сутки — будут добираться до Саратова? Аэропорт на сегодняшний день принимает десять-одиннадцать рейсов, получается, около тысячи человек.

По Волге? Точно сказать нельзя, но в среднем в день к нашему городу причаливает один теплоход. Это — в зависимости от типа судна от двухсот до четырехсот человек. Конечно, можно сначала считать на сходнях выходящих пассажиров, а потом перед отплытием теплохода — входящих, и эти цифры складывать. Но туристы с теплоходов не укладываются в концепцию Валерия Радаева: они на пять дней никак не останутся. Стало быть, основная нагрузка выпадает на железную дорогу. Если считать в среднем один поезд перевозит около тысячи человек. Значит, должно появиться 18-19 поездов, ежедневно идущих со всех концов страны в Саратов. Представили себе такую картину? Возможно, главный проповедник туризма надеется на пешие переходы, скажем, Нарьян-Мар-Саратов или Хабаровск-Саратов.

Вопрос второй — где поселить сто тысяч человек? Гостиниц явно не хватит. Конечно, можно предложить туристам, стремящимся в ПКК, пожить на подворьях Квасниковки и близлежащих деревень, в посадках вдоль дороги и на грядках в дачных массивах. Но вряд ли это повысит туристическую привлекательность. Но, похоже, это губернатора не волнует.

Вопрос третий — ради чего ехать в Саратов, что здесь смотреть? Валерий Радаев надеется, что Парк покорителей космоса станет привлекать туристов со всего мира. Но когда он будет построен, особенно учитывая склонность наших строителей к формуле «рубль на стройку, два себе». Похоже, именно по этой формуле была построена велодорожка к будущему ППК — тринадцать километров обошлись в четверть миллиарда.

И еще один вопрос: что еще можно посмотреть в Саратове? Хоть и обидно, но немного. Консерваторию, конечно, пешеходную зону, хотя они сейчас есть практически во всех городах — даже в Ершове есть. Понятно, что на пешеходной зоне можно смотреть как перекладывают тротуарную плитку и убивают деревья. На что можно смотреть постоянно? На то, как горит огонь, течет вода и перекладывают плитку.

Нет, ну, а что еще можно показать приезжему человеку? Не Ласточкино с Иволгино же ему показывать? В области, пусть опять будет обидно, тоже не на многое можно посмотреть. Утес Степана Разина? Но туда ограничен вход. «Места наши уникальные, и дабы не нарушить флору и фауну, мы хотим ограничить въезд на территорию парка (где находится утес — авт.), чтобы сохранить то, что пока не растоптали. Каким образом будут осуществляться экскурсии, мы пока обсуждаем. Но с этим безобразием, которое творится на утесе, мы будем бороться», — говорила глава района Елена Наумова. 

Некоторое время центром притяжения туристов называли село Лох Новобурасского района. Что там есть? Старинная мельница и пещера Кудеяра, вход в которую закрыт решеткой.

Есть еще село Содом. Можно предположить, что туристы нетрадиционной ориентации, введенные в заблуждение названием, рванут туда, но честно признаем, их ждет крутой облом: жители Содома не такие!

Секс-туризм тоже не разовьешь, особенно сейчас — в период праймериз ЕР и выборов в городскую думу — свободных девушек по этой причине мало.

Да. Чуть не забыл — есть же болото! Столь любимое нашим губернатором Моховое болото в Новобурасском районе. Губернатор так восторженно расхваливает эти топи, что впору болоту присвоить его имя. А что, звучит: «Болото имени Валерия Радаева». Впрочем, с полным основанием так можно назвать и всю нашу область.