«Коммерсантъ»: Всемирно известный киберпреступник рассказал о сделке офицера ФСБ с ФБР

Оценить

Известный во всем мире киберпреступник и основатель системы платежей Chronopay Павел Врублевский обратился к Генпрокурору РФ Игорю Краснову, потребовав отменить свой приговор от 2013 года за взлом сайта «Аэрофлота» в связи со вновь открывшимися обстоятельствами. Об этом пишет сегодня, 18 февраля, газета «Коммерсантъ».

Врублевский заявил, что его дело было сфабриковано полковником, сотрудником Центра информационной безопасности ФСБ Сергеем Михайловым, который передал все оперативные материалы в ФБР и после этого был осужден к 22 годам лишения свободы как госизменник. Об этом изданию рассказал адвокат программиста и предпринимателя Генрих Падва. Основанием для такого решения стал приговор суда в отношении Михайлова.

В основе приговора полковнику, написал Врублевский Генпрокурору, лежит передача российским офицером Федеральному бюро расследований США оперативных данных, полученных во время расследования уголовного дела в отношении бизнесмена. Речь идет о расследовании обстоятельств DDoS-атаки на платежную систему Assist, совершенной в 2010 году. Система позволяла покупать электронные билеты на рейсы «Аэрофлота», но в результате хакерской атаки сайт авиакомпании оказался заблокирован.

Расследованием занимался полковник Михайлов, который решил, что атака была организована основателем Chronopay, и выступил в суде в качестве свидетеля, повторив этот вывод. В результате Врублевского приговорили к 2,5 годам колонии за неправомерный доступ к компьютерной информации. Благодаря этому расследованию Врублевский также был причислен США к главным киберпреступникам мира.

Спустя несколько лет выяснилось, что все оперативные материалы Михайлов передал ФБР, рассчитывая получить за них 10 миллионов долларов. Сведения передавались через осужденных впоследствии посредников: сотрудника «Лаборатории Касперского» Руслана Стоянова и предпринимателя Георгия Фомченкова. Получательницей данных стала сотрудница американской компании I-Defence Кимберли Зенц, активно сотрудничающая с американскими спецслужбами.

Основываясь на этих данных, адвокат Врублевского сделал вывод, что «настоящей целью оперативно-розыскных действий», которые проводил полковник Михайлов, «было не установление истины» по делу, а «формирование материала для передачи иностранному государству в корыстных целях». Данное обстоятельство, «а также выявленная личная заинтересованность» сотрудника ФСБ в ходе расследования полностью соответствуют нормам, закрепленным в статье 143 Уголовно-процессуального кодекса - вновь открывшимся обстоятельствам.

Врублевский и его адвокаты просят Краснова начать новое производство по уголовному делу, проверить эти и другие обстоятельства, а затем материалы вместе с заключением прокурорской проверки направить в коллегию Мосгорсуда по уголовным делам, чтобы отменить приговор Тушинского райсуда как незаконный и необоснованный.

Генрих Падва отметил, что после суда над Михайловым невиновность его клиента «не вызывает сомнений», а приговор чекисту «дает все основания для отмены несправедливого судебного решения» в отношении Врублевского. Бизнесмен же подчеркнул, что всегда был уверен в том, что дело в его отношении было «сфабриковано» Михайловым как «месть за обращение в службу собственной безопасности ФСБ». Он тогда доказывал, что главный специалист ФСБ по раскрытию киберпреступлений работает на американцев, но ему «не поверили». Врублевский подчеркнул, что сведения о наличии у него судимости мешают развитию его бизнеса и затрудняют ему получение виз.