Предприниматель рассказала о причинах обысков у директора физического института РАН
Обыски в рабочем кабинете директора Физического института Российской академии наук Николая Колачевского прошли из-за подозрений о его участии в контрабанде оптических элементов. Об этом вчера, 31 октября, «Газете.ру» рассказала гендиректор ООО «Триоптикс» Ольга Канорская.
Уголовное дело по факту попытки контрабанды возбудили 24 октября. Сама Канорская, проходит по делу как свидетель.
Фирма арендует помещение в технопарке ФИАНа в Троицке и занимается оптикой, а отец Канорской работает в ФИАН. Она рассказала, что в мае прошлого года «Триоптикс» заказала из Китая шесть оптических стекол, которые по составу аналогичны российскому К8. Однако химический анализ способен установить, что стекло сварено не в России. Стекла были нужны для изготовления специальных окон для метеорологических станций новейшего поколения, которое заказала немецкая фирма. После того как подложки пришли в Россию и на них было нанесено специальное напыление, четыре готовых окна с разрешительными документами отправили в Германию. Канорская подчеркнула, что на вывоз изделий из стекла К8 не требуются разрешения Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) согласно письму 2017 года. Несмотря на этот факт, брокер курьерской фирмы UPS решил перестраховаться и получить разрешение от ведомства.
«Поданные документы лежали там несколько недель, нам говорили то «да», то «нет». Наконец мне сообщили, что там просматривают заявки за сентябрь, а на дворе был ноябрь, и я уже стала буквально кричать в космос, потому что с этим надо было что-то делать, — уточнила Канорская. – И мне посоветовали фирму, аккредитованную при ФСТЭК, которая за деньги передвигает твои документы из конца очереди в начало».
Предприниматель сообщила, что в полученных разрешениях вместо «окно» было написано «заготовка». В середине декабря окна передали к вывозу через UPS, а на следующий день таможня потребовала образец для отправки его на проверку. Оба окна был переданы для экспертизы.
«Через 20 дней пришло заключение таможенного эксперта, в котором говорилось, что ему не понятно, какой марки стекло – К8 или К108. При этом незадолго до этого ФСТЭК по непонятной причине аннулировала выданное ранее разрешение на вывоз этих изделий», - пишут журналисты добавляя, что стекло марки К108 в отличие от К8 радиационно устойчиво, так как может использоваться в космосе и ограниченно к вывозу.
Как выяснилось после, таможенный эксперт основал свое решение на экспертизе, которая была проведена «106 Экспериментальным оптико-механическим заводом». Завод, подчеркнула Канорская, на тот момент не числился в списках организаций, имевших право производить таможенные экспертизы. А их эксперт ни на секунду не сомневался, что это оружие, «при этом ссылался на книжки 1933 года».
Таможня возбудила административное дело по формулировке в документах из-за того, что там было вместо «окна» было указано «заготовка». В середине апреля образцы таможенники отправили еще на одну экспертизу в холдинг «Швабе».
«Окно было разрушено, и анализ показал – это аналог российского стекла К8, сваренный не в России, и это правда, — пояснила Канорская. – Таким образом на единственный вопрос, который был поставлен таможней, был дан ответ».
Однако, один из экспертов заявил, что ему неизвестно гражданское применение данных окон, «зато ему известны всяческие, самые извращенные формы его применения в комплектующих оружия».
«Якобы эти изделия подпадают под указ президента, описывающий оптику, которая может использоваться в космосе. Учитывая то, что речь идет о К8 – это абсолютно «заряженная» экспертиза», — считает предприниматель. – Кем заряженная, пока не знаю».
Канорская добавила, что в мае административное дело закрыли по просьбе ФТС, а сотрудники ФСБ конфисковали стекла, при этом не выдав акт конфискации.
«Я не раз заявила, что это не оружие, что характеристики изделия соответствуют заявленным, но больше всего следователям не нравится тот факт, что четыре аналогичные окна были вывезены за рубеж. Конечно, я хотела бы провести независимую экспертизу, но я готова отвечать лишь за то изделие, которое в декабре сдала на таможню», - заключила собеседница издания.
- Директора Физического института Российской академии наук Николая Колачевского, которого сотрудники правоохранительных органов задержали 30 октября, вчера отпустили под подписку о невыезде. Сам Колачевский сообщал «Интерфаксу», что следственные действия связаны с поставкой в Германию оптических элементов компанией, которая арендовала помещения в ФИАН.