Всё будет – но завтра. Или никогда

Оценить
Большинство обещаний, которые власть раздает щедрой рукой, не выполняются, а вскоре власть о них «забывает»

Поговорим об обещаниях. Не об обещаниях вообще, вроде хранить верность до гроба или не есть мучного, но об обещаниях власти и их выполнении. Спора нет, обещают власти всех без исключения стран и далеко не всегда держат свое слово. Вот тот же Дональд Трамп обещал построить стену на границе с Мексикой, и где та стена? Но продолжим не об Америке, а о нашей стране. Представляется, что количество обещаний в последнее время превысило границу разумного. Нам сулят золотые горы, молочные реки и кисельные берега. Но и не это главное, главное в том, что большинство этих обещаний не выполняется, а с власти – что с гуся вода: забыли о старом и взялись за новое.

Небольшая экскурсия в недавнее прошлое. В советское время главным политическим событием был очередной съезд КПСС. И дело не только в кампаниях под девизом «Решения очередного съезда партии – в жизнь!» Определяющим моментом любого съезда был отчетный доклад, зачитывал его главный на тот момент человек в партии – Хрущев ли, Брежнев, Горбачев. В этом докладе помимо программы на следующее пятилетие был и отчет о том, что сделано в ходе выполнения решений предыдущего съезда.

Спору нет, далеко не всё в этих отчетах соответствовало действительности. Например, на ХХVII съезде было доложено о строительстве в Саратовской области завода сельхозмашин, а завода как такового не было. Туковые сеялки производили поэтапно в исправительных колониях Балашова, Саратова, Красноармейского района, а потом уже готовые изделия свозили в Красноармейск, где и располагался этот завод-фантом. Теперь вспомните, был ли хотя бы в одном обращении Путина (а это вроде бы главный документ страны) отчет о том, как выполнены задачи, намеченные в предыдущем послании. Нет такого и никогда не было. Никто не вспоминает ни об удвоении ВВП, ни о гонках с Португалией, которую мы хотели превзойти, ни о других масштабных и не очень обещаниях власти.

На наш взгляд, рост количества обещаний, особенно заметный в последнее время, связан с президентской кампанией. Уже несколько СМИ сообщили о некой директиве администрации – создать положительную повестку дня. Даже название есть, что-то вроде «Жить стало лучше» или «Жизнь налаживается». Не самая удачная придумка – Путин, собирающийся продлить свое правление еще на шесть лет, на исходе 18-летнего пребывания у власти обнадеживает электорат – «Жизнь налаживается». На самом деле – нет: 20 миллионов за чертой бедности, падающие вот уже три года подряд реальные доходы населения, замороженные пенсионные накопления, системный кризис в экономике. На таком фоне и возникает потребность в обещаниях. Вполне возможно, некоторые из них и могут быть выполнены, но наша отечественная практика подсказывает, что большинство обещаний так и останутся пустыми словами.

Гонка за Боингом – реальность или фантазия?

Сначала хронология событий. 26 июня 2016 года в рамках встречи президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина руководители подписали соглашение о создании совместного предприятия, которое получило название CRAIC – China-Russia Commercial Aircraft International Corporation Ltd.

Как писали в то время правительственные СМИ, Россия совместно с китайскими партнерами вплотную приступила к созданию самого крупного в своей современной истории широкофюзеляжного самолёта. Правда, эксперты указывали тогда, что ни у России, ни Китая нет опыта строительства таких самолетов, нет современной технической базы, особенно в области авионики – самолетной электроники. Однако эти сомнения перекрывались бодрыми заявлениями о том, что новый – еще даже не спроектированный самолет станет конкурентом Boeing и Airbus.

Прошло немногим больше года, и во время встречи президента США Дональда Трампа и главы КНР Си Цзиньпина китайская компания China Aviation Supplies Holding Company (CASC) и американский авиастроительный концерн Boeing заключили контракт на поставку 300 самолетов.

«Соглашение включает заказ и обязательства о поставке 300 узкофюзеляжных и широкофюзеляжных самолетов. Самолеты оцениваются в более чем 37 миллиардов долларов согласно прейскуранту», – говорится в заявлении Boeing.

Практически в то же время французский авиастроительный концерн Airbus получил крупнейший заказ в своей истории. Он поставит 430 самолетов средней дальности из семейства А320neo четырем бюджетным авиакомпаниям в США, Чили, Мексику и Венгрию. Сделка стоимостью почти в 50 миллиардов долларов будет осуществляться через американский инвестиционный фонд Indigo Partners. Стороны подписали соглашение о намерениях на международной аэрокосмической выставке в Дубае.

К чему нам новости о чужих контрактах? К тому, что они свидетельствуют, что новых участников на рынке производства не ждут, авиастроительные гиганты получили заказы на много лет вперед. А это означает, что российско-китайский самолет, который, кстати, еще и не спроектирован, здесь никто не хочет видеть. Соответственно, никакой информации об этом проекте в последнее время нет.

Не хвались, едучи на рать

Беглый просмотр информационных лент за пару дней принес неплохой улов обещаний. Обратите внимание – всё или в будущем времени, или проект, или вообще концепция.

Ученые-ихтиологи попробуют вывести в Белом море более жизнестойкий вид горбуш.

«Вертолеты России» представят две концепции скоростных вертолетов для Министерства обороны РФ.

Россия и Объединенные Арабские Эмираты обсуждают создание пассажирского самолета на базе МС-21.

Путину показали фантастические проекты развития транспорта в Москве.

Правительство России утвердило стратегию развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним до 2030 года.

Гигантский ледокол-лидер: Россия готовит новый проект для Арктики.

На пыльных тропинках далеких планет

На пыльных тропинках далеких планет«Оборонный» вице-премьер Дмитрий Рогозин – большой мастер по части громких заявлений. 12 апреля 2014 года он опубликовал в «Российской газете» статью о грядущей колонизации Луны нашей страной. «В ближайшие 50 лет технологически человечество вряд ли будет готово реализовать пилотируемые полеты в области, более удаленные, чем пространство между Венерой и Марсом. Зато вполне реально говорить об освоении Луны, о полетах к астероидам и о полетах на Марс». Правда, вице-премьер оговорился, что это будет не просто – «грандиозная, архисложная, амбициозная задача».

На Луне российские космонавты должны были, по планам Дмитрия Рогозина, высадиться к 2030 году. Была срочно разработана программа освоения спутника Земли. Разработчики программы уже понимали объем «крымских санкций» и потому констатировали: «Должна быть обеспечена независимость национальной лунной программы от условий и объема участия в ней иностранных партнеров». Надо заметить, что все предыдущие планы освоения Луны предполагали международное сотрудничество, считалось, что одной стране не по силам такая дорогостоящая программа. Согласно нашим планам, освоение Луны должно было начаться в прошлом году с запуска беспилотных космических станций. Но в 2015 году появились сообщения о задержке этих планов на несколько лет в связи с уменьшением финансирования. Больше о колонизации Луны ничего не слышно.

Трамвай не танк, далеко не уедет

Трамвай не танк, далеко не уедет«Уралвагонзавод» одновременно с производством танка «Армата» разрабатывал новый тип трамвая. Планировалось, что этот трамвай заменит устаревший парк в российских городах. Трамвай назвали достаточно громко, но почему-то на английском языке – Russia-1, или сокращенно R1. Опытный образец представили заинтересованной публике.

Публика пришла в восхищение. И не зря – трамвай действительно выглядел красиво, современно, напоминая европейские скоростные поезда Eurostar. Еще за свой суперсовременный вид и богатое оснащение электроникой трамвай называли «айфоном на колесах». Но обещанное чудо мы, увы, не увидим на улицах наших городов. «Трамвай не пойдет в серийное производство», – сообщил ТАСС директор по особым поручениям госкорпорации «Ростех» Василий Бровко.

«Трамвай R1 всем понравился, вызвал, как сейчас модно говорить, хайп. Но он не вышел и не выйдет на рынок. Мне очень интересен промышленный дизайн, я помогаю ему развиваться в России, но у нас есть серьезная проблема разрыва между дизайнерами и производителями. Так же получилось и с этим проектом».

Василий Бровко уточнил, что в первую очередь это связано с тем, что для новых вагонов по-прежнему не создана ходовая часть. Кроме того, дизайнерский трамвай оказался слабо пригоден для ремонта, и поэтому «если в него кто-то врежется, то совершенно непонятно, как заказывать запчасти и сколько придется их ждать». Но в этом случае нам, по крайней мере, рассказали, как обстоят дела на самом деле. В других случаях общественность и этого не дождалась.

Планы без конца

Проекты, о которых саратовские чиновники говорили ещё несколько лет назад, и почему они до сих пор не выполнены

Аэропорт в Сабуровке, канатная дорога Саратов – Энгельс, пляж на новой набережной, окончательное решение проблемы обманутых дольщиков, возвращение в область легендарного самолёта Як-3... Об этих и многих других проектах команда действующего губернатора говорила на протяжении последних нескольких лет. Однако в реальность они так и не воплотились. «Газета недели» выбрала три из них и попыталась выяснить причины их нереализованности.

«Система-112»

«Все видели сериал «911», у нас готовится что-то подобное», – глава комитета по информатизации Саратовской области Павел Малков, осень 2012 г.

До недавнего времени в случае звонка по номеру 112 абонент попадал в пожарную охрану. Однако номер должен стать единым для вызова всех экстренных служб (полиция, скорая помощь и т.д.), что поможет сократить время их реагирования на 35 процентов, а потери населения при ЧС – на 15 процентов. О подготовке к внедрению «Системы-112» правительство Радаева сообщало на протяжении нескольких лет начиная с 2012 года. В 2015 году стало известно о планах полномасштабного её развертывания до конца 2017 года. Позже СМИ сообщили, что внедрение системы может быть отсрочено на два года (до 1 декабря 2018 года).

Как рассказали редакции в региональном МЧС, единая диспетчерская служба уже сейчас работает в тестовом режиме в Саратове, а полноценно «Система-112» запустится в 2018 году. Почему она не заработала раньше, мы спросили начальника Управления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения правительства Саратовской области Николая Колесникова. По словам чиновника, деньги на проект были выделены из федерального центра только в 2017 году: «[До этого] были постановления, распоряжения. Но область не была включена в пилотные варианты и не входила в число участников исполнения федеральной целевой программы». Колесников напомнил, что про систему говорили ещё с начала 90-х, но в активную стадию работа над ней вступила только в конце прошлого года. «Так что идём семимильными шагами по правильно намеченному курсу», – отметил он.

Саратовский ледокол

«Это не просто первый ледокол «Саратов», это легендарный ледокол. Его надо поднять и восстановить», – Валерий Радаев, 2015 г.

Ледокол был произведён в Англии и доставлен в Саратов в 1895 году. Он считается одним из самых старых сохранившихся ледоколов в мире и, вероятно, первым речным ледоколом. В годы Великой Отечественной войны судно участвовало в Сталинградской битве. В 1968 году ледокол затонул, вопрос его подъёма ставился с конца 90-х годов. Валерий Радаев занялся проблемой в 2015 году. По его словам, ледокол нужно поднять и сделать «саратовским крейсером «Аврора». В будущем губернатор предлагает организовать на судне музей Речного флота.

Сначала ледокол планировалось поднять ещё в том же 2015 году, но сроки были перенесены (из-за занятости плавучего крана). В 2016 году сообщалось, что работы возобновятся после весеннего половодья. СМИ не раз писали, что проект испытывает сложности с финансированием. По всей видимости, они не решены до сих пор: в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области редакции ответили, что на 2017 год для ведомства «средств областного бюджета на реализацию указанных мероприятий не предусмотрено». Однако чиновники планируют рассмотреть возможность вхождения в федеральную программу по подъему и утилизации затонувших судов. Предварительно стоимость подъема и реставрации ледокола оценивается в 60 миллионов рублей. Есть мнение, что эта оценка значительно занижена. Один день работы плавучего подъемного крана «Могучий» (только с его помощью можно поднять ледокол) обойдется в 1,5 миллиона рублей. Оплата работы водолазов, другие сопутствующие работы, стоимость реставрации судна – не подсчитаны.

Стоит отметить, что уже до затопления на судне отсутствовали паровые двигатели, трубы, надстройка.

Решение проблемы обманутых дольщиков

«За год-два мы должны окончательно решить проблему обманутых жителей. Сегодня многие дольщики находятся в проблемной ситуации, и нужно ускорить принятие необходимых решений. Подвижки в этом направлении уже имеются, но нужно двигаться вперёд ещё активнее» – Валерий Радаев, 2014 г.

По последним данным, в областном реестре проблемных домов находятся 26 строений (в начале года их было 25). Своих квартир ожидают более 3 тысяч семей. В 2016 году Саратовская область попала в топ-5 регионов России с наибольшим количеством проблемных домов.

«Большинство трудностей, не позволяющих оперативно решить проблему обманутых дольщиков, обусловлено объективными обстоятельствами, не позволяющими определить конкретный срок их реализации, – сообщили редакции в министерстве строительства Саратовской области. – Так, в настоящее время продолжается рассмотрение дел о банкротстве застройщиков, что до момента завершения разбирательства исключает возможность активных действий. Единого механизма решения проблемы недостроев нет, каждый случай рассматривается и прорабатывается индивидуально». В 2017 году в регионе планируется ввести в строй 7 проблемных объектов и 2 объекта с признаками проблемных, а также возобновить строительство 10 объектов.

Подробнее об этих и других нереализованных проектах мы рассказывали в рубрике «Радаев. Итоги» (первый выпуск – в номере от 24.01.2017)

Поговорим о словах

Поговорим о словахПрохожие на улицах вспоминают обещания политиков и рассуждают о доверии

На минувшей неделе корреспондент издания пытался узнать у саратовцев, помнят ли они обещания политиков и что чувствуют, когда эти обещания не исполняются. Быть может, люди не станут голосовать за тех, кто бросает слова на ветер? Выяснилось, что всё не так просто.

Валентина Семёновна, пенсионерка:

ПОНАЧАЛУ ВЫПОЛНЯТ, А ПОТОМ...

Я уже никому не верю. Только Путина слушаю, других нет. Мне кажется, он всё выполняет. Он вообще такой исполнительный мужчина. Дочка моя его не переваривает, а я люблю и уважаю. Но что другие говорят – ничего не реализовывается. Вот мой дом в Юбилейном, который построили для переселенцев. Как его сдали без асфальта, так он до сих пор без него и стоит. Рвутся они к власти, сколько всего обещают... У нас в Саратове тоже депутатов выбирают, но ничего не выполняется. Поначалу выполнят, а потом...

Я вообще забыла, что такое голосование. Я ни за кого не голосую. Пойду голосовать, только если Путина будут переизбирать – тут уж никуда не денешься.

Михаил, 48 лет, дворник:

ЭТО – ЧАСТЬ ИГРЫ

Обещания политиков не запоминаю. А какой смысл? Это даже не вопрос веры. Просто говорится одно, а делается другое. (На просьбу привести пример, после паузы.) Нет, пример не приведу, потому что речи эти не слушаю. Но если какой-то политик пообещал и не выполнил, на моё отношение к нему это никак не повлияет. Это жизнь. Игра такая у людей... Меня это нисколько не расстраивает. И если он что-то не выполнил, почему я не могу за него проголосовать? Ведь любой другой на его месте так же поступит.

Если президент что-то пообещал и не выполнил, на моё отношение к нему это также не повлияет. Это часть игры. Смог он стать президентом – молодец, я его могу только уважать. Конечно, обещания главы государства у нас хотят выполнить, однако на всё нужны средства, которые ограничены. А желания – безграничны. Но всё равно что-то делается. Живём же.

Алексей, 35 лет:

АВТОРИТЕТ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ ВЫПОЛНЯЮТ СВОИ ОБЕЩАНИЯ, В МОИХ ГЛАЗАХ ПАДАЕТ

Некоторые обещания запоминаю, но не все. Например, по Саратову было обещание сделать дороги. Насколько оно выполнено – сказать сложно. Качество дорог как было плачевным, так и остаётся. Может, в будущем ситуация исправится, но пока этого не видно. А вот по благоустройству города работа идёт – центральные улицы делаются, взять хотя бы тот же сквер на Рахова. Хотя в периферийных районах города всё остаётся печально.

Ещё президент говорил, что благосостояние народа улучшится, но лично я на себе это не ощущаю.

Разумеется, авторитет людей, которые не выполняют свои обещания, в моих глазах падает. Но на выборы я не ходил: что толку голосовать, если картина и так ясна, кто и что будет...

Валерия, 17 лет, учится на программиста:

ОБЕЩАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА, МНЕ КАЖЕТСЯ, ИСПОЛНЯЮТСЯ

Обещания запоминаю. (На просьбу назвать несколько.) Нет, сейчас не вспомню. Но вообще на их исполнение я редко обращаю внимание. Мне кажется, обещания могут даваться и просто так, а потом не исполняться. Просто такое я чаще замечала.

Если политик не исполняет обещания, отношение к нему меняется. Я сама ещё ни разу не ходила на выборы, но своим знакомым даю совет за такого не голосовать. А если президент что-то не выполнил, то всё зависит от самого обещания: если оно было несерьёзное, то не повлияет на отношение к нему. Но обещания нашего президента, мне кажется, исполняются.

Артём, 22 года, работает программистом:

УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА ИСПОЛНЯЮТСЯ НЕ ИМ ЛИЧНО, ТАК ЧТО С НЕГО ВЗЯТКИ ГЛАДКИ

Что нам там обещали за последние три года? Индексирование пенсий не провели, вместо этого сделали единовременную выплату. С «пакетом Яровой» опрокинули: пообещали убрать срок хранения данных, но не убрали. На местном уровне за последний год обещали отремонтировать волгоградскую трассу – отремонтировали. Улицы Московскую и Лермонтова обещали сделать – Московскую дерьмово, но сделали. Лермонтова сделали хорошо. Обещали на пешеходной Волжской отремонтировать побитую плитку – не знаю, успели ли это просрочить...

На моё отношение к президенту не влияет исполнение его обещаний. Это ведь не его сфера: удвоение ВВП и так далее. Президентские указы исполняются не им лично, так что с него взятки гладки. Это надо спрашивать у тех, кто их не выполнил.

Материалы разворота подготовили Роман Дрякин, Дмитрий Козенко