Бумажное слово и дело

Оценить
Как в России 21 века пытаются ввести электронный документооборот

Кажется, что в современном мире, опутанном интернетом, таскать с собой кипы бумажных документов людям просто не пристало. Однако информатизация – процесс не быстрый. Особенно в такой большой стране, как Россия, и с таким подходом, который у нас часто практикуется. В последние несколько лет Саратовская область предпринимала попытки перейти на электронный документооборот в нескольких разных сферах, однако нормальной реализации этих проектов помешала безалаберность федеральных властей.

Зависший «Меркурий»

К внедрению системы документооборота «Меркурий», подразумевающей использование электронных документов для ветеринарного контроля, Саратовская область приступила одной из первых в России. Нововведение позволяло, во-первых, обеспечить лучший контроль за передвижением ветеринарной продукции, с чем на тот момент в стране имелись проблемы (саратовским чиновникам пришлось даже написать письмо на имя главы Дагестана в связи с потоком нелегального мяса из этого региона – см. «Электронный заслон от опасной еды» в номере «Газеты Недели» от 29.04.2014 г.). Во-вторых – сэкономить несколько миллионов рублей на бумажных бланках.

«Меркурий» вводился в регионе ударными темпами: если в апреле 2014 года он действовал на молочном комбинате в Энгельсе и планировался к внедрению на двух рынках Саратова, то в начале 2015 года системой уже были охвачены почти все продовольственные рынки областного центра и ряд молочных перерабатывающих предприятий. В планах чиновников было дойти с «Меркурием» до каждого подсобного хозяйства в регионе. А заместитель начальника областной ветеринарии Игорь Козлов смотрел в будущее с таким оптимизмом, что прогнозировал почти полную отмену бумажных ветеринарных бланков в течение ближайших трех-четырех лет.

Без системы

Однако на пути стремительно наступающего прогресса встали две проблемы. Первая: полностью отказаться от бумажных бланков не позволяло действующее законодательство. И хотя саратовским чиновникам удалось согласовать отмену бланков на Юбилейном рынке, для повсеместного отказа от этого атавизма прошлого требовалось разрешение федерального центра. Вторая проблема: наиболее полный контроль за перемещением продукции был возможен только при введении «Меркурия» на всей территории России, для чего опять-таки требовалась воля федеральных властей.

Однако федеральные власти предпочли воли не проявлять. В текущем году глава областной ветеринарии Алексей Частов, отвечая на вопрос корреспондента «Газеты Недели», пояснил, что область давно просит центр дать добро на использование «Меркурия» на межрегиональном уровне, но так его и не получает. «У нас все ветстанции способны работать в этой системе. Порядка 400 специалистов обучено, – заметил Частов. – Мы готовы включиться. Но нам нужна единая система по России».

Проект УЭК

Куда более печальная участь постигла универсальную электронную карту (УЭК), которую жители Саратовской области стали получать с начала 2013 года. Карта была призвана наконец-то избавить население от необходимости таскать с собой ворох бумаг, бродя по ведомствам и инстанциям. И хотя первоначально на карточку записывались только номера СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета) и медицинского страхования, в будущем ее функционал планировалось расширить. Например, ожидались запуск приложения для работы с услугами ЖКХ и медицинского приложения. УЭК можно было использовать даже в качестве банковской карты, предварительно заключив договор с кредитным учреждением.

В ходе встречи председателя комитета по информатизации Саратовской области Ларисы Кузнецовой с прессой рождались самые смелые фантазии: в будущем с помощью УЭК можно будет расплачиваться за проезд – конечно, при условии, что в саратовском общественном транспорте наконец-то установят валидаторы, как это давно было сделано в Москве (в том, что валидаторы у нас появятся, сомневаться на тот момент было даже как-то неловко). А еще УЭК можно будет использовать в качестве удостоверения личности. А еще...

Ни карты, ни паспорта

Внедрение УЭК в регионе начиналось достаточно бодро: менее чем за три месяца области удалось сдвинуться по этому показателю с 82-го места по России на 26-е. Выдача карт осуществлялась на добровольной основе. В ходе тотальной информатизации населения не обошлось без казусов: отдельные жители отказывались получать УЭК по причинам религиозного характера, в связи с чем ведомство даже запросило комментарий у священнослужителя. Ожидалось, что по-настоящему массовая выдача УЭК начнется в 2015 году – вместе с паспортами нового образца.

Однако позже выяснилось, что выдача УЭК в регионе, наоборот, приостановлена. Как пояснила корреспонденту «Газеты Недели» Кузнецова, ведомство уже подготовилось к обязательной выдаче карт, однако начало этого процесса постоянно переносилось (в 2015 году Госдума перенесла его на 2017 год). «На мой взгляд, это связано с тем, что не все субъекты [федерации] были готовы нести расходы, которые предполагал этот проект, – объяснила Кузнецова. – Дело в том, что субъект должен был купить все карты за свои деньги» (подробнее – «Потерянный УЭК» в номере от 21.07.2015 г.). Например, Саратовская область только на выдачу карточек населению должна была потратить 800 млн рублей из собственного бюджета, и без того обремененного миллиардными долгами. А ведь для использования карт нужно было еще и создать соответствующую инфраструктуру.

По всей видимости, в ближайшее время УЭК будет вообще отменена – во всяком случае, об обсуждении такого законопроекта заявило в текущем году минэкономразвития РФ. Функции, которые планировалось возложить на карту, теперь, вероятно, возьмут на себя электронные паспорта. Но и их россиянам придется подождать – если ранее выдача документов нового типа планировалась на 2017 год, то теперь правительство отложило этот процесс до весны 2018 года.

Карта здоровья

А вот с другим благом цивилизации – электронными медицинскими картами – дело обстоит несколько лучше. Когда-нибудь они помогут нам оставить в прошлом пухлые бумажные карты, вечно теряющиеся в дебрях поликлиник. Как прогнозирует федеральный минздрав, через пару лет почти все медицинские учреждения страны будут подключены к единой государственной информационной системе (ЕГИС). В Саратовской области доля пациентов, обладающих электронными картами, уже превышает 40 процентов, а к 2018 году должна достигнуть 80 процентов.

Однако и в деле внедрения новых медкарт не обошлось без досадных оплошностей. Из-за того, что федеральный центр не установил единых стандартов, каждый регион разрабатывал электронные карты по своему усмотрению. Это привело к усложнению обмена информацией между учреждениями, расположенными в разных регионах. Два года назад директор Фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов отмечал (высказывание приводит сайт MK.ru): «Из-за нарушения сроков, установленных концепцией ЕГИС, регионы закупали оборудование и внедряли программное обеспечение на свое усмотрение, поскольку единых федеральных требований у них не было. В итоге этот «пазл» не складывается. Теперь регионы вынуждены дорабатывать свои системы, чтобы они совпали с федеральной системой, и тратить дополнительно бюджетные деньги».

Как стало известно «Газете Недели», сейчас обмен информацией между разными регионами возможен, однако из-за разницы стандартов происходит не в автоматическом режиме, а по запросу медицинских специалистов.