Вот так сократились!

Оценить
В Саратовской области восстановили не все электрички. Работать некому

Что будет с пригородными поездами в России, непонятно. Железнодорожники ждут решения об обнулении НДС на перевозки, о возвращении платы за инфраструктуру и о выделении дотаций регионам. Пока все эти вопросы находятся на рассмотрении федерального правительства. По прогнозам министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николая Чурикова, решений стоит ожидать в конце первого – начале второго кварталов текущего года. Об этом он рассказал на минувшей неделе на пресс-конференции.

Пока пригородные компании нашего региона фактически будут работать в долг. Вопрос о повышении тарифов тоже висит в воздухе. По словам Чурикова, уже после принятия решений будет подсчитано, хватит ли областной казне денег на электрички. Если нет – встанет вопрос о повышении расценок на проезд в них. «На сегодняшний момент в ПФО у нас тарифы самые низкие, – добавил министр. – Но есть инфляционные процессы, их никто не отменял. На электричество повышается цена, на газ повышается, на продукцию повышается... Это экономика. Поэтому будем вынуждены по какому-то минимуму повышать этот тариф на проезд». Никто и не сомневался. Практика показывает, что, как только наши чиновники вспоминают про «самый низкий тариф в ПФО» на что-либо, жди его повышения. Похожие воспоминания посещали чиновников перед повышением тарифов на проезд в городских автобусах Саратова.

Невозвращение

Стоит отметить, что на данный момент в области возобновилась работа не всех электричек. По информации областного минтранса, с 16 марта (после назначения двух поездов по направлению Аткарск – Калининск) доля восстановленных электричек «Саратовской пригородной пассажирской компании» (СППК) будет составлять только 80 процентов. «80 процентов на сегодняшний день – это то, что сейчас именно необходимо, – пояснил заместитель главы областного минтранса Андрей Дармограй. – Маршрутная сеть формируется на год, и ещё существует весенне-летний период. В расписании как раз эти 20 процентов дополнительно предусмотрены, но они начнут работу чуть позже, сейчас они просто не востребованы, потому что дачный период ещё не начался».

«Межрегиональная пассажирская компания» запустила только 10 из 14 поездов, согласованных на 2015 год. «Поезда Ртищево – Балашов, Балашов – Ртищево не курсируют по причине наличия у перевозчика задолженности по аренде подвижного состава перед Приволжской железной дорогой», – сообщает министерство.

У компании «Черноземье» работают только четыре электропоезда (Балашов – Ртищево, Ртищево – Пенза), хотя отменено было 38. «Она не отреагировала сразу, – заметил Чуриков. И снял с себя всякую ответственность. – Нами были направлены письма в пригородную компанию, правительство РФ, правоохранительные структуры с требованием исполнить требование президента». По данным министерства, компания готова возобновить работу 12 электричек, восстановление же остальных «невозможно в связи с отсутствием технологической возможности». «Ситуация осложняется тем, что работники компании, которые обслуживали саратовский регион, были сокращены, – пояснил Чуриков. – Сейчас этот процесс раскручивается в обратную сторону».

По этой причине региональные чиновники хотят, чтобы все маршруты «Черноземья» взяла на себя «СППК». По словам Чурикова, с этой компанией, несмотря на все сложности, министерству «наиболее выгодно и интересно работать»: 49 процентов её акций принадлежат областному правительству (остальные – ОАО «РЖД»), а всё руководство находится внутри Саратовской области, тогда как офис «Черноземья» расположен в Воронеже. «Руководства «Черноземья» здесь нет, – заметил министр. И, дескать, это «накладывает на процесс определённые сложности» – надо обсуждать какие-то вопросы, а они «когда смогут, когда не смогут приехать». Подтверждением своих рассуждений чиновники считают как раз тот факт, что СППК уже вовсю восстанавливает маршруты, а «Черноземье» всё ещё раскачивается.

Ответы на вопросы

На пресс-конференции чиновники министерства попытались ответить на претензии, высказанные ранее представителями железной дороги. Напомним, что начальник отдела по работе с органами власти Приволжской железной дороги Андрей Верховский отмечал, что на самом деле у областной власти есть источник средств на оплату услуг РЖД – это налог на имущество, который железная дорога и платит. (См. «Электрички «Желание» в номере «Газеты недели» от 17.02.2015 г.) Только в минувшем году отчисления по нему в областной бюджет составили 257 млн рублей.

Министр Чуриков с этим не согласен – все предприятия платят налоги.

– И за то, что предприятие исполняет закон по их уплате, государство не должно предоставлять ему каких-то преференций. Если пойти по этому пути, то мы можем говорить, что если магазин уплачивает налоги, значит, ему надо выплачивать какую-то дотацию... Но это же, на мой взгляд, неправильно. Сетевая компания, которая поставляет электричество – это огромные налоги, соизмеримые с теми, что платит железная дорога. Но сетевая компания не получает никаких дотаций от области.

Как пояснил министр, у областного бюджета есть и более важные выплаты, чем оплата услуг РЖД. К ним относятся «социальные гарантии, зарплата». «И если бы денег хватало на все первоочередные задачи, конечно, мы рассматривали бы эти варианты», – добавил Чуриков, как будто забыв о том, что в документе по итогам разбирательства председателя правительства РФ чётко рекомендовано региональным органам власти использовать полученный от РЖД налог на имущество для компенсации выпадающих доходов от пригородных перевозок.

Верховский приводил в сравнение Волгоградскую область, госдолг которой, по его словам, сопоставим с госдолгом нашего региона, однако таких проблем с электричками там нет. Дармограй заявил, что это передергивание: «Маршрутная сеть и географическая инфраструктура Саратова и Волгограда абсолютно разные. Протяжённость Волгограда – несколько десятков километров, и электропоезд фактически идёт по территории города на протяжении всего маршрута, обеспечивая наполняемость. Наша маршрутная сеть другая – у нас в основном дачные направления с большими расстояниями. Поэтому здесь сравнивать я бы не стал». По словам замминистра, Волгоградская область в этом вопросе вообще «абсолютно непоказательный пример»: «Волгоградская компания создавалась одной из первых в России, она ставилась всем в пример. И когда она создавалась, в виде исключения правительство внесло в уставной капитал подвижной состав». Здесь Чуриков, наоборот, увидел как раз подтверждение точки зрения областного правительства о слишком завышенных тарифах РЖД на аренду подвижного состава: «Наверное, если логически размышлять, то состояние тех пригородных компаний сейчас нормальное в том числе потому, что у них нет этой самой ставки аренды. Наверное, правительству этой области не выставляют ставку аренды подвижного состава в 80 процентов от затрат компании?»

Как вам такая реформа?

Министр Чуриков раскритиковал реформу РЖД. Сказал, что зря разделили такую мощную структуру по компаниям, отделили «грузовиков» и «пригород». По его наблюдениям, раньше грузовые железнодорожные перевозки были более востребованы, и вагонов всегда не хватало, потому что тарифы на них были ниже, чем на автомобильные перевозки.