Власти помогают авиакомпаниям – только не в Саратове
Из-за финансового кризиса кризис наступил и в авиации. Вот как это сказалось на российских авиакомпаниях (в том числе саратовской) за последние недели.
Отозваны и приостановлены сертификаты авиакомпаний «Ак Барс Аэро», «Московия», «Былина», «Эйр Самара», «Полёт», «Русское небо».
«ЮТейр». Против третьей по величине в стране авиакомпании подано несколько десятков исков на сумму более 9 млрд руб., арестована часть имущества. Кредиторная задолженность – более 150 млрд рублей. Перевозчик собирается сократить персонал, парк самолётов на 40 процентов, отказавшись и от поставок шести «суперджетов». Кредиторы потребовали признать компанию банкротом (дело рассматривается в суде). В январе отменены рейсы из Москвы в Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Иркутск, Барнаул, Архангельск и Волгоград.
«Трансаэро». Испытывала тяжёлое положение ещё с сентября и обращалась в правительство за деньгами. Просочилась информация о том, что грозила приостановкой полетов до Нового года. В итоге второй крупнейшей в стране авиакомпании правительством РФ было предоставлены госгарантии до 9 млрд рублей на выплаты по кредиту на три года (компания просила 10 млрд).
Авиакомпания «Якутия» из-за задержки лизинговых платежей собиралась приостановить эксплуатацию пяти самолетов. Чтобы не допустить этого, правительство республики выступило гарантом по выплатам. Из-за долгов один самолёт был даже арестован.
«Оренбургские авиалинии» собирались сократить персонал на 600 человек. Губернатор Оренбургской области взял под жёсткий контроль это дело. Сейчас часть персонала готов себе взять «Аэрофлот».
Уходят с российского рынка и зарубежные авиакомпании. Приостанавливают рейсы авиакомпании Niki, Finnair и другие.
А что с Саратовом?
«Саратовские авиалинии» не стали продлевать выполнение рейсов в Ростов-на-Дону после завершения субсидирования в связи с низким пассажиропотоком. С февраля приостанавливаются полёты в Прагу, сокращено количество ежедневных рейсов в Москву.
Из-за падения рубля падает спрос на авиаперевозки, увеличиваются издержки, повышаются затраты на пассажира. В итоге рост пассажиропотока на авиалиниях, который наблюдался последние годы, сменяется падением.
Чтобы сохранить перевозчиков и авиасообщение между городами страны, сейчас идёт обсуждение расширения программы субсидирования маршрутов. То есть будут выделяться деньги на доплату авиакомпаниям за совершение рейсов. («Мы выделим дополнительные ресурсы на субсидирование рейсов между городами России. Это позволит улучшить ситуацию с мобильностью граждан по территории страны, снизить цены на билеты», – пообещал заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович, дополнив, что предложения уже выработаны, и в первом квартале правительство примет решение.)
Не первый год обсуждается изменение налогового законодательства в сторону снижения расходов авиакомпаниями, касающегося внутренних перелётов.
Уже в первом квартале 2015 года собираются изменить порядок налогообложения российских аэропортов, что позволит уменьшить расходы как аэропортов, так и авиакомпаний (по подсчетам главы холдинга «Аэропорты регионов» Евгения Чудновского, в случае реализации инициативы издержки аэропортов могут снизиться на 5–7%, а инвестиции в строительство станут выгоднее на 10%).
Минтранс РФ хочет смягчить требования к парку самолетов и облегчить создание лоукостеров.
Как видно из планируемых мер и вышеуказанных примеров, авиакомпаниям помогают как правительство РФ, так и местные власти. Но не в Саратове.
Как только действующий аэропорт был передан из федеральной в областную собственность, начались обсуждения о повышении цен на аренду для местной авиакомпании, которая почему-то как ком в горле у местных властей. И сразу же начали готовить жителей города к тому, что действующий аэропорт будет застроен (читайте новость на сайте 4vsar.ru «Валерий Радаев рассказал о жилых кварталах на месте саратовского аэропорта» от 14 января 2015 в 10:06, а также новость на сайте Vzsar.ru «На территории аэропорта Саратова можно построить жилье для 60 тысяч человек» от 15 января 2015 в 15:23. – Прим. ред.). Несколько лет назад (до прихода новых собственников авиакомпании) я уже слышал от сотрудников аэропорта о том, что авиакомпанию собираются банкротить, а земля под аэродромом уже поделена между известными людьми под застройку. Кто знает, возможно, если бы наша умирающая авиакомпания с многомиллионными долгами не была выкуплена, то не было бы в Саратове сейчас никаких авиаперевозок. Летали бы мы только через Москву, Самару и Волгоград.
В результате вложения миллионов рублей в инфраструктуру умирающего предприятия удалось не только вывести его из предбанкротного состояния, но и расширить инфраструктуру аэропорта, реконструировать аэровокзал, первыми в России освоить новый тип воздушных судов, расширить географию полётов и увеличить пассажиропоток с 322 тысяч пассажиров в 2012 году до 520 тысяч в 2014-м. При этом став одним из крупнейших налогоплательщиков региона.
Местные власти должны бы гордиться этими достижениями и всячески помогать компании с именем города на борту. Скажу даже больше – способствовать её монополизму, как бы странно это ни звучало (хотя это и неправильно с точки зрения честной конкуренции). Ведь налоги от её деятельности пойдут в бюджет региона, а прибыль будет вкладываться в развитие транспортной инфраструктуры (как это делалось последние три года), а не уйдут в Москву и другие города.
Но местные власти не сдаются в деле удушения местной компании. Любые комментарии сводятся к распусканию слухов о том, что у нас самые высокие цены (притом что они у нас одни из самых низких), самые старые самолёты (далеко не так) и опасные (ни одной катастрофы под флагом «Саратовских авиалиний», в отличие от многих других авиакомпаний).
(Читайте на Fn-volga.ru новость «Областные власти, получившие землю под саратовским аэропортом, могут спровоцировать рост цен на авиабилеты» от 13.01.2015 в 11:03, а также новость «Руководство «Саратовских авиалиний» планирует развивать компанию, несмотря на желания представителей власти региона» от 14.01.2015 в 17:50. – Прим. ред.)
В итоге я вижу абсолютную нелогичность во всём. Власти говорят о том, что надо наполнять местную казну, улучшать жизнь населения, делать город удобным. Но при этом делают всё прямо противоположное. Власти как будто бы специально не хотят ничего улучшать. Зато многие миллионы бюджетных денег тратятся на «позитивное освещение» своей работы в СМИ.
Открытие детского сада (построенного на деньги частного бизнеса, например «Саратовнефтегаза», о чём в телесюжетах умалчивается) преподносится как событие города, на котором присутствуют и губернатор, и глава города. В 70-х – 80-х годах двадцатого века школы и детсады пачками открывались, и это не было чем-то из ряда вон выходящим. Сколько открывалось новых маршрутов, строилось трамвайных и троллейбусных линий. И из этого не делалось сенсации.
У нас же на обслуживание нескольких десятков служебных машин чиновников в этом году выделено больше, чем на весь городской муниципальный транспорт (а это несколько сотен трамваев и троллейбусов, перевозящих до 70 млн пассажиров в год). И это считается нормальным.
Уничтожить крупный авиационный завод для того, чтобы увести землю в городе и распродать её. Причём даже земли аэродрома «Саратов-Южный», которые по идее должны быть федеральными. Это считается нормальным.
Кому выгодно выдавить местную авиакомпанию с рынка и зачем? Остаётся только догадываться, в чьих интересах это происходит.
Пост не оплачен и основан на моих оценочных суждениях, информации с указанных в тексте источников, а также Aex.ru, Aviaport.ru, Avia.ru.
Вся моя жизнь с рождения так или иначе была связана с саратовской авиацией, и то, как её позиционируют власти региона, мне сильно не нравится. Я считаю, что местных налогоплательщиков нужно поддерживать, особенно местные бренды.