Открывали, открывали...

Оценить
Открывали, открывали...
Филармонию ремонтировали долго, но всё кончилось благополучно. Фото Вера Салманова
Год культуры как Год театров и не только

Вот и закончился Год культуры. Официальный Год культуры. Он уступил место Году литературы, и, хочется надеяться, за этим последуют и другие сферы искусства: в нашей стране, где многое делается из-под палки, власть имущим, кажется, всё меньше и меньше остается поводов обращать внимание на дотационную отрасль культуры. Саратовский краевед Владимир Вардугин в своей статье о культурных итогах года пишет, что исключительно по той причине, что 2015 год объявлен Годом литературы, не был закрыт журнал «Волга – XXI век». Но 2015 год – это всего 365 дней. А потом?

Кстати, статья «Трава на асфальте. Взгляд на минувший 2014 год – Год культуры в России» Вардугина, опубликованная на сайте «Делового Саратова», – один из немногих итоговых материалов, посвященных Году культуры. Подвела итоги на ГТРК Светлана Бородич, на «Открытом канале» Александр Никишин обсудил с Анатолием Катцем, художественным руководителем Саратовской областной филармонии, культурный 2014 год. Опрос деятелей культуры сделала «Газета недели в Саратове». Не сказать, чтобы густо. Допускаю, что элементарно что-то могло ускользнуть от моего внимания. Но пока что вывод неутешительный: стоило Году культуры закончиться, как о нем стали забывать.

Наконец-то!

Мы упомянули Анатолия Катца, о его учреждении и поговорим. Независимо от того, что сейчас называть главным культурным событием года, в истории 2014 год всё равно останется как год восстановления филармонии. Так и хочется воскликнуть «Мы строили, строили, и наконец построили!», но ей-богу не до смеха. Дату ввода в эксплуатацию восстановленного здания в 2013 году переносили, 5 декабря и вовсе произошла трагедия – при падении со строительных лесов погиб сотрудник компании-подрядчика. Сергей Канчер, на тот момент заместитель председателя правительства, 23 декабря заявил на брифинге, что «строительная сдача объекта будет в середине февраля, а вот когда пройдет концерт – это вопрос уже не ко мне. Когда сочтут, тогда и проведут. Надеюсь, и нас пригласят».

Но прошел и февраль, а здание по-прежнему было не готово. Губернатор терял терпение: «В начале марта чтобы ни одного строителя здесь не было... Не доводите до греха, чтобы я пинать начал. А то мы рассказываем, как запустить космический корабль, после того как Циолковский запустил его. Что там делать еще два месяца? Я всё понимаю, но нужно знать меру. Это не хаотичный период. А вы не вольные бременские музыканты. На это семь лет давали. Где график? Вы уже все критерии переборщили, чтобы с вами по-доброму разговаривать». Так в начале февраля уже 2014 года в ходе инспекции Радаев реагировал на слова представителя подрядчика, что нужно еще два месяца.

Выяснилось, что со сроками восстановления здания ошиблись на год (вернее, годом) и сдали его уже в 2014 году. 16 мая. На торжественном концерте присутствовал Владимир Мединский – министр культуры РФ, что должно было подчеркнуть статус мероприятия и опять-таки говорило о том, что восстановление филармонии – главное культурное событие года.

Мединскому здание понравилось, и он даже назвал его «дворцом настоящей культуры». В восторге от старого-нового помещения и сам Катц, рассказывавший о переменах на «Открытом канале»: «Мы до сих пор пребываем в эйфории, что вернулись к себе домой, но в дом гораздо более комфортный и многажды улучшенный, с замечательным концертным залом и прекрасной акустикой. Более того, появилось два новых зала – камерный (150 мест) и театральный (70 мест)... Филармония стала на этаж выше, немного раздвинулись стены, увеличилась концертная сцена». Помимо этого, Анатолий Иосифович отметил и возросшее число зрителей: «В последнее время мы вынуждены в кассе выставлять плакатик «На сегодня все билеты проданы»... На концертах всё больше и больше публики. Что-то с ней произошло» («Ход событий», эфир от 26 декабря).

Несмотря на то что открытие филармонии стало главным событием года, нельзя не отметить те мероприятия, которые проходили в стенах «настоящего дворца культуры». Даже если на тот момент филармония ютилась в других помещениях. 18 января в зале СГСЭУ «Волга-бэнд» почтил память создателя коллектива Анатолия Селянина. С февраля по апрель проходил XII Российский фестиваль имени Генриха Нейгауза (совместно с консерваторией). В апреле – конкурс виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого, в августе филармония назвала имя нового художественного руководителя и главного дирижера симфонического оркестра – Эммануэля Ледюк-Барома. 4 сентября открылся новый театральный сезон уже в родном здании. В сентябре и октябре солисты московской консерватории Элисо Вирсаладзе и Николай Луганский презентовали новый рояль «Steinway and Sons».

2014 год закончился на мажорной ноте: в конце ноября прошел цикл концертов, посвященных памяти Альфреда Шнитке. Великому композитору, имя которого носит филармония, 21 ноября исполнилось бы 80 лет. Стоит ли удивляться, что 16 декабря торжественное мероприятие, посвященное закрытию Года культуры, тоже прошло в стенах филармонии? Наверное, впервые за последнее время она заканчивает календарный год со спокойной душой.

Нелётная и лётная погода для академдрамы

Главными ньюсмейкерами Года культуры стали и театры. Вроде как проводили традиционные мероприятия, а выяснилось, что оба – юбилейные. Речь идет о фестивале имени Олега Янковского в театре драмы и «Четвертой высоте» в ТЮЗе.

Фестиваль Янковского проводился в третий раз. Если первые два шли друг за другом, в 2011-м и 2012 году, то третьего пришлось ждать два года, что, впрочем, вызвано не финансовыми или какими-то иными проблемами, а решением организаторов, которые считают именно такую периодичность оптимальной. Но программа фестиваля компенсировала долгое ожидание, растянувшись почти на дне недели вместо привычной недели. Причина – юбилей Олега Ивановича, ему могло исполниться 70 лет.

Саратовцы ожидали приезда Людмилы Зориной и Филиппа Янковского (жена и сын актера соответственно). Когда появилась программа фестиваля, то многие выдохнули с облегчением – Филипп Олегович должен был приехать. Но не приехал – из-за болезни. Фестиваль Янковского вообще оказался в этом плане несчастливым: спектакль, открывавший программу – «Крейцерова соната» МХТ – не состоялся. По злой иронии судьбы, из-за погодных условий из Москвы не сумел вылететь Михаил Пореченков – исполнитель главной роли. В результате спектакль перенесли на 17 января. Не сумела попасть в Саратов и артистка Школы драматического искусства Людмила Дребнева, из-за чего в спектакле «Как важно быть серьезным» пришлось сыграть режиссеру – нашему земляку Игорю Яцко.

В некотором роде отмену спектакля МХТ сумел компенсировать второй спектакль театра – «Карамазовы». И хотя и здесь не обошлось без потерь – не играл Янковский, вместо него пришлось выйти режиссеру, Константину Богомолову, – спектакль по-хорошему шокировал саратовского зрителя, став, вероятно, самым сильным произведением, которое показывалось на сцене театра драмы в последние годы.

Не стоит, впрочем, думать, что фестиваль не получился: программа была чрезвычайно насыщенной. Кроме всего прочего, была презентована книга об Олеге Ивановиче в Саратове «Ах, как бы начало вернуть», а Янковские на фестивале все-таки присутствовали – брат Николай Иванович и племянник, известный артист и продюсер Игорь Ростиславович. Более того, несмотря на то что не все актеры смогли приехать, пожалуй, это лучший фестиваль из трех.

Не успели любители театра отдохнуть после фестиваля Янковского, как через день в ТЮЗе началась уже юбилейная, десятая «Четвертая высота» – творческая лаборатория-фестиваль. Суть этого мероприятия состоит в том, чтобы посмотреть на «молодую кровь»: берется произведение какого-нибудь драматурга, чаще всего неизвестного и ставится молодым режиссером при помощи местных актеров. Есть одно условие: никаких долгих репетиций – всего 3–4 дня на подготовку с нуля. Стоит ли удивляться, что даже именитые артисты иногда читают текст по бумажке? Однако из этих эскизов в дальнейшем порой вырастают целые спектакли. Как и в случае с фестивалем Янковского, из-за юбилея программа существенно расширилась и стала включать в том числе и педагогические тренинги.

В этом году было много театральных премьер. У театра драмы, например, «Тайна пропавшего снега» (детский спектакль по Ксении Драгунской) впервые прошла 25 декабря. И хотя новых «Антигон» и «Уродов» этот год, пожалуй, не принес, зато показал триумф последнего спектакля, на VII областном фестивале «Золотой Арлекин» забравшего сразу шесть наград.

Что касается жизни других театров, то нельзя не упомянуть о том, что «Балаганчик» отпраздновал 25-летний юбилей, а «Самокат» поменял место дислокации, переехав в Дом работников искусств, который в свою очередь переместился в Дом офицеров. Переезд, правда, выдался нервным: Щукиным и раньше не раз приходилось сетовать на тяжелое положение театра, но в этом году ситуация обострилась еще сильнее: театр не мог начать сезон. Создатель и бессменный руководитель Сергей Щукин сетовал: «Управление по культуре и театр запросили у депутатов городской думы три миллиона рублей на строительство сцены, подъема в зрительном зале, приобретение кресел, обустройство гардероба. Необходимо также приобрести мебель, люстры, «одежду сцены», провести освещение и многое другое. На заседании думы 30 октября денег театру не дали». К счастью, менее чем через месяц Щукин сказал, что на их клич многие откликнулись, и театру удалось найти спонсоров.

Винегрет и провиантские склады

Одним из первых мероприятий, проводившихся в рамках Года культуры, стала выставка, посвященная 175-летию фотографии, в Доме работников искусств, тогда еще не переехавшем с Комсомольской на Соборную. Собрались, наверное, все самые талантливые фотографы Саратова, однако это не отменяло ощущения винегрета: фотографии разной тематики и уровня соседствовали друг с другом, и от этого в глазах рябило.

Примерно такой же эффект вызвал впоследствии первый фестиваль современного искусства. Ощущение по его итогам примерно такое же, как и от выставки: хорошее соседствовало не столько с плохим, сколько с неуместным. Насколько был любопытен конкурс современного танца, настолько же неоднозначным вышел показ модного дефиле и поэтически-музыкальная часть фестиваля. С модой вышло грустно: уж больно неравными были возможности модельеров – кто-то мог позволить себе шикарный наряд, кто-то действовал по принципу «дешево и сердито». С поэтическо-музыкальной частью вышло еще грустнее: сильной и актуальной поэзии на фестивале не было, что же касается музыки, то выбор в пользу авторской/бардовской песни изначально представлялся сомнительным, что и подтвердило увиденное в филармонии. А вот концерт местных рок-групп на Театральной площади, приуроченный заодно ко Дню города, – это было хорошо. Потому что, кажется, подобных широких жестов от города для местных рок-музыкантов еще не было.

Кстати, коли речь зашла о площадках... В конце сентября состоялась масштабная третья межрегиональная академическая выставка-конкурс «Красные ворота/ Против течения». На пресс-конференции министр культуры Светлана Краснощекова заговорила о центре современного искусства, который необходим городу. Чуть позже, когда министерство обороны РФ передаст в областную собственность комплекс зданий бывших провиантских складов братьев Рейнеке, Краснощекова скажет, что «возможно, часть площади займет центр современного искусства или выставочный зал современного искусства. Сейчас мы работаем над концепцией того, что там будет».

Так вот, если восстановление филармонии – главное событие этого года, то создание центра современного искусства почти наверняка станет главным событием того года, когда этот центр появится. Если появится. А пока мы – мыслями о Годе литературы, который уже наступил. Впрочем, о нем разговор впереди.

P. S. Нельзя не упомянуть, что в 2014 году в Саратове в кинотеатрах показали фильм «Я хочу, чтобы меня любили» Вадима Арапова – единственную ленту постсоветского кинематографа, которая снималась целиком в Саратове. Режиссер хотел бы снять и продолжение. В конце же года на экраны вышел фильм «Елки 1914», одна из массовых сцен которого так же снималась в Саратове. В одном из кадров даже можно узнать упоминавшуюся Светлану Бородич. С чем ее и поздравляем!