Перрон останется? Рельсы-то расходятся...

Оценить
РЖД ответило на претензии саратовского министра. В 2015 году компания, возможно, вообще остановит пригородные перевозки в регионе

Региональный комитет по тарифам неверно учитывает расходы железнодорожной компании при формировании тарифа на пригородные перевозки. Это уже дважды было подтверждено судом. Такую информацию сообщил журналистам заместитель начальника Приволжской железной дороги (филиал ОАО «РЖД») по корпоративному управлению и работе с органами власти Сергей Лиходаев в минувший вторник на пресс-конференции. То есть спор железнодорожников и правительства Саратовской области судебные органы разрешили в пользу первых.

Выступление железнодорожников перед прессой стало ответом министру транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николаю Чурикову. Он заявил, что ОАО «РЖД» вдвое завышает тарифы на аренду подвижного состава для пригородных перевозок, и такая ситуация складывается во всех регионах РФ. Громкое заявление министра было сделано в свете продолжающегося в регионе сокращения пригородных железнодорожных маршрутов.

Социальный вид транспорта

«Действительно, сегодня создалась ситуация с пригородными перевозками, мягко говоря, неудовлетворительная, – сообщил журналистам Лиходаев. И начал разъяснять, как и почему, опровергая доводы министра Чурикова и создавая свою «реальную картину».

1. «Ни для кого не секрет, что пригородные железнодорожные перевозки являлись убыточными во все времена во всём мире и в нашей стране в том числе».

2. «Пригородные пассажирские перевозки являются социальным видом транспорта, поэтому государство ограничивает тарифы на них».

3. «Выпадающие доходы, которые формируются при регулировании тарифов, должны возмещаться перевозчикам в виде дотаций».

«До недавнего времени между РЖД и чиновниками областного правительства было налажено взаимопонимание, – говорил Лиходаев. – И железнодорожники получали дотации если не полностью, то в большей степени». При этом заместитель начальника Приволжской железной дороги отмечал, что сумма, закладываемая в областном бюджете на эти цели, постоянно увеличивалась, что позволяло железнодорожникам надеяться, что когда-нибудь компенсация станет стопроцентной, и перевозчик выйдет на безубыточность, «как это имеет место быть в других регионах нашей страны».

В 2011 году ситуация изменилась. Кривая перечислений пошла резко вниз. Если в 2011 году в областном бюджете на дотации железнодорожникам значились 151 млн рублей, то в 2014-м – только 74 млн рублей. А всё дело в том, что после 2011 года тариф стал не устанавливаться министерством транспорта, а регулироваться комитетом по тарифам. Между сторонами начались «серьёзные разногласия», потому что «комитет не стал принимать полностью те расходы, которые мы несём». Разногласия между комитетом и железнодорожниками составляли «не рубль, не два, не три процента и не пять». «Половина наших расходов приниматься не стала!» – говорил Лиходаев. Дело дошло до суда – «и арбитражный суд сказал, что региональный комитет по тарифам неправильно не засчитывает расходы железной дороги». Решение суда не изменила и поданная чиновниками саратовского правительства апелляция.

Если останется пять поездов...

Представитель Приволжской железной дороги отметил, что из-за разногласий с комитетом по тарифам, который упорно не желал принимать во внимание расчеты железнодорожников, росла сумма выпадающих доходов пассажирской компании СППК, контрольный пакет акций которой принадлежит РЖД (в Саратовской области она выступает основным перевозчиком). Так, в 2011 году выпадающие доходы СППК составляли 130 млн рублей, а в 2013-м – уже 177 млн рублей. «Говорили: это ваши проблемы, это вы много хотите, это вы так подсчитали, а мы будем считать по-другому», – пародировал чиновников Лиходаев. В 2014 году поступление из бюджета компенсационных выплат и вовсе «практически прекратилось». «Нам не платили март, апрель, май, июнь. В июне отдали за четыре месяца деньги, и с июля до сего дня больше оплаты не поступало, – пояснил Лиходаев. – Конкретного нам ничего не говорят, и, главное, никаких письменных гарантий мы ни от кого не получили... Ответ примерно такой: будет рассчитано до Нового года. А сколько и когда конкретно – никто не говорит».

По словам Лиходаева, позиция РЖД окончательно сформировалась, после того как в ноябре областная дума приняла бюджет, в котором на выпадающие расходы СППК заложено только около 40 млн рублей. И Лиходаев уже подсчитал, что этих денег хватит на оплату пяти поездов. И это вообще-то катастрофа: «Если останется пять поездов, то не будет смысла здесь содержать пригородную компанию. Можно будет обратиться к соседям, и этот объём выполнит волгоградская пригородная компания, или самарская, или «Черноземье» в Воронеже». Как отметил выступающий, «самое неприятное», что в таком случае придётся расстаться с моторовагонным бюро «Анисовка», которое является «очень приличным современным предприятием», специализирующемся на ремонте подвижного состава: «Это коллектив в четыреста с лишним человек со специалистами высокого класса, которые работают на электропоездах... Это 80 миллионов налогов в год, которые платит депо в областной бюджет... Ну и другие потери».

Из слов Лиходаева следовало, что и работа даже этих пяти поездов пока под вопросом: договор между областным правительством и железнодорожниками на 2015 год до сих пор не подписан. «Если этого договора не будет, то с 1 января не будет никаких перевозок, как ни печально об этом говорить», – заметил Лиходаев. Выступающий признал, что отмена поездов не самый лучший выход, и компания всего была противником этого, но текущая ситуация вынуждает идти на подобные меры: «Работать бесплатно нам просто никто права не даёт». Однако добавил, что существует маленькая возможность рассмотреть вопрос работы компании в долг.

«Наверное, пришло время министерству транспорта, как заказчику, по конкурсу выбирать перевозчика на тех или иных маршрутах, – в заключение пояснил Лиходаев. – То есть смотреть всесторонне, где и кого выгодно для бюджетов использовать. Маршруты тоже разные бывают». Выступающий выразил надежду, что совместно с правительством области выход из положения всё-таки будет найден.

Есть еще одна пригородная компания...

Министр Чуриков в ходе своей пресс-конференции говорил, что в регионе действует ещё одна пригородная компания, которая тоже арендует подвижный состав у РЖД, но соглашается с расчётами комитета по тарифам. В ответ заместитель гендиректора СППК Николай Сергеев заметил, что компании работают в «разных условиях»: «Компания, которую вы имеете в виду, обслуживает три направления, – загадочно говорил он. Её поезда курсируют по этим направлениям с остановками только на станциях с максимальным пассажиропотоком. То есть если мы возьмём Ртищево, то из 29 остановочных пунктов они делают остановку только на шести. Тут сравнивать возможности одной и другой компании, наверное, не совсем корректно».

Чуриков сообщал, что расценки на перевозки для населения в ближайшем будущем придётся увеличить с 16 до (ориентировочно) 17–19 рублей. Лиходаев отметил, что если в январе повысить тарифы даже на 1 рубль, то это приведёт к оттоку пассажиров, которые начнут искать альтернативные способы передвижения. Но так как очень непросто найти что-то удобнее электрички, которая стабильно работает в любых погодных условиях, то спустя некоторое время люди всё равно к ней вернутся. Однако если повысить тарифы до той суммы, что предлагает министерство, то произойдёт резкий отток пассажиров, которые уже не вернутся ни через месяц, ни через два.

Ну что ж, запасаемся попкорном, как сейчас говорят, и ждем развития ситуации. Позиции или сблизятся, или разойдутся окончательно.

Претензии к расчету тарифов нужно предъявлять федеральному центру

В тот же день министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области на своём сайте вывесило ответный текст, где первый заместитель министра Андрей Дармограй попытался продолжить заочный спор. Чиновник ещё раз напомнил, что тарифы рассчитываются региональным комитетом по тарифам согласно федеральной методике и что до 90 процентов расходов пригородной пассажирской компании относятся на аренду подвижного состава у РЖД и оплату инфраструктуры.

«На наш взгляд, бюджет региона не должен быть главным источником покрытия убытков пригородных компаний, – считает Дармограй. – Что касается выплат субсидий перевозчику, то они осуществляются из бюджета региона в соответствии с выполненной транспортной работой и с задержками, допускаемыми нормами законодательства».

Пригородным компаниям было рекомендовано «проработать вопрос с ОАО «РЖД» по снижению ставок аренды подвижного состава» и «разработать антикризисные планы повышения эффективности работы компаний с разработкой мероприятий по сокращению собственных затрат». Но главное состояло в том, что министерство готово «находить выход из сложившейся ситуации для сохранения пригородного железнодорожного транспорта на территории области».

У соседей дела лучше

В ходе пресс-конференции Лиходаев согласился, что ситуация с тарифами по стране действительно «неоднозначна», однако сказать, что везде плохо, нельзя. Например, в Самарской и Волгоградской областях, где положение бюджетов тоже сложное, финансирование железнодорожных перевозок происходит всё равно лучше (волгоградцы даже заказали два дополнительных поезда). Лиходаев напомнил саратовским чиновникам, что в этом году президент страны Владимир Путин призвал региональные власти не допускать просрочки платежей и рассчитываться своевременно с ОАО «РЖД»: «Но нигде не было сказано, что РЖД слишком накручивает свои расходы и пытается за счёт этого, как некоторые представляют, решить свои проблемы и тем самым уменьшить бюджеты регионов».

По словам Лиходаева, региональные чиновники напрасно упрекают пригородную компанию в раздутых затратах, понуждая заняться их оптимизацией. Слова о том, что средняя зарплата в СППК выше средней по области чуть ли не вдвое, а руководство компании в РЖД планируют ещё и премировать, Лиходаев опроверг своей информацией о том, что средняя зарплата в компании всего 22 тысячи рублей, и никаких премий топ-менеджерам в убыточной СППК быть не может. «Рассматривался вопрос доплаты секретарю, – пояснил Лиходаев. – Это девушка, которая сидит на оформлении протоколов. И какую-то часть – наверное, тысячу или две тысячи рублей – ей доплачивают за то, что она ведёт этот протокол, обзванивает и приглашает на собрание и так далее... Это просто процедурный вопрос. На совете директоров проголосовали, чтобы ей выдать эту премию».