Крупы – это не еда. Еда – это молоко, мясо и рыба

Оценить
Стресс-тест от Владимира Путина может лишить нас даже минтая?

Интересное замечание по поводу ситуации с российскими продуктовыми санкциями появилось на днях в деловой газете «Ведомости». Квалифицированный эксперт, из тех, кого санкции уже коснулись, сказал, что дело совсем не в том, кто наживется и кто понесет убытки: «Президент проводит стресс-тест АПК, как это было после кризиса 2008 года с финансовой отраслью. Главная идея запрета – проверить, насколько Россия зависит от импортного продовольствия, сможет ли страна себя прокормить, если США и ЕС введут запрет на поставки продуктов в Россию». Если это хоть немножко так, то президентский стресс-тест получается слишком жестоким и напрасным. Вот так одномоментно страна прокормить себя не сможет. Обстановка на рынках города Саратова уже накаляется. Нет, изобилие овощей и фруктов вполне соответствует сезону. Но начнешь говорить с продавцами и вдруг понимаешь – приехали.

Женщина около прилавка с курами на рынке в Юбилейном пытается как-то объяснить мне повышение цен на крылья на подложке до цен, по которым торгуется целая курица, хотя и курица подорожала. И наконец формулирует: «Это всё Украина нам устроила». А потом вдруг до нее доходит, что какая на фиг Украина, если куры производятся в одном из районов области, где всё свое, российское – и корма, и электричество, и работники птицефабрики. «Получается, просто под шумок они цены поднимают?» – размышляет вслух.

В Крытом рынке те же непонятки. Никак не можем с продавцами понять причину, по которой резко вздорожала свинина. То есть первичное объяснение есть: закупочные цены выросли две недели назад. Но почему? Кто-то говорит, что теперь, когда на мясокомбинаты не поставляется импортное мясо, у них появился спрос на свое, доморощенное. Но это объяснение откидываем, потому что не те объемы спроса у мясокомбинатов, чтобы удовлетвориться простым переключением на российское сырье. Да к тому же если не брали производители колбас нашу саратовскую свинью по дешевой закупочной цене, то почему вдруг начали брать по дорогой? И вдруг сбоку кто-то лукаво подсказывает, что мясопереработчики ни при чем. Просто базарные поставщики насмотрелись путинского телевидения со страшилками о напряженной продовольственной ситуации, и теперь будут дорожать все продукты подряд. Чтобы восстановить справедливость, замечаю, что вот только сегодня на рынке в Юбилейном обнаружила подешевевшие вдруг крупы. А мне отвечают с крестьянской укоризной, что «крупы – это не еда»: «Еда – это молоко, мясо и рыба, а они и так дорожали, а теперь и подавно будут».

Могу поклясться-побожиться, что тот, кому данная формулировка про еду пришла в голову, еще ничего не знает о том, что рыбаки Приморья уже практически официально заявили, что не готовы накормить лососем всю Россию. Потому что, во-первых, вылов красной рыбы в этом году снизился у наших дальневосточных рыбаков больше чем на треть, а в-главных, большая часть рыбы «продана уже в море». Так что если чтить законы, то придется признать: кто договорился заранее с рыбаками о продажах рыбы, тот ее и хозяин. Если покупатель иностранный, договоренности однозначно лучше исполнить.

Чиновники успокаивают людей тем, что объемы отечественной рыбы можно увеличить за счет дальневосточной селедки. Заменить ею атлантическую сельдь, треску, камбалу можно, правда, только в том случае, если решится вопрос о субсидировании из федерального бюджета железнодорожных перевозок специфического груза. Иначе, провезя дальневосточную сельдь через всю Сибирь, РЖД выведет ее на цену форели, а она, в ожидании безрыбных времен, в Крытом рынке стоит уже сильно больше 600 рублей за килограмм. Так и до хамсы на новогоднем столе недалеко. Эта маленькая рыбешка пока доступна по цене – всего-то 39 рублей за килограмм. И даже если она подорожает вдвое, то цены на минтай ей все равно не догнать. Потому что появилась на днях тревожная информация о том, что этот король меню советских столовых вполне может стать дефицитом. По заявлениям российских чиновников, курирующих рыболовов, «наш минтай (оказывается) ценен на зарубежном рынке». Но те же чиновники тут же намекают, что российскому потребителю побороться за него все-таки можно – с помощью льгот и других финансовых преференций.

Вполне понятно, что в голове чиновников, так или иначе связанных с производством продовольствия, щелкает сейчас калькулятор. С бешеной скоростью он считает возможные выгоды от нашего российского санкционного ответа противному Западу. Впереди у чиновников уже зазывно маячат не только субсидии общим объемом несколько сотен миллиардов рублей, от которых всегда можно по пути отщипнуть кусочек, но и банальные взятки за возможность закрыть глаза, отвести взгляд, поставить свою драгоценную закорючку под каким-нибудь тайным разрешением. Но кто объяснит патологическую склонность к мазохизму простых российских людей?

80 процентов опрошенных интернет-порталом NEWSru.com читателей почему-то уверены, что российское эмбарго пойдет на пользу стране. Они надеются, что оно подтолкнет развитие собственного российского сельского хозяйства. Но в ожидании результатов российских достижений опять же большинство опрошенных очень опасаются роста цен на продукты питания.

Близкие к экономике люди в росте цен уже не сомневаются. Экс-министр экономического развития Андрей Нечаев уверенно говорит о том, что если сейчас официально у среднего россиянина на продукты уходит треть ежемесячного дохода, то через несколько месяцев он увидит, что тратит на эту статью расходов половину заработка. Росстат уже фиксирует рост цен на продукты, попавшие под санкции российского правительства. Самый быстрый рост демонстрируют куры и свинина. И это никого не должно на самом деле удивлять. Потому что заморожены поставки 54 процентов общего объема импорта кур – из «вражеских» нам США и Франции. И 46 процентов объемов импортной свинины, оказывается, приходятся на Данию, Германию, Канаду, Испанию, которые ведут себя очень плохо и теперь нами, россиянами, за свое недружественное поведение наказаны.

Какие еще продукты встали в очередь на удорожание – см. по таблице

«Санкции, сами понимаете...»

Асия КазиеваАсия Казиева, врач-педиатр:

ПОДОРОЖАЛО ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО

Влияния санкций на цены до некоторого времени я не замечала. Но недавно обратила внимание, что повысились цены на подсолнечное масло. Теперь оно стоит минимум 59 рублей, а раньше самое дешевое стоило 49 рублей. Учитывая то, что его производят у нас в России, и сейчас сезон сбора урожая подсолнечника, масло не должно было так дорожать. Вероятнее всего, это один из первых звоночков общего подорожания всех продуктов питания в связи с санкциями, независимо от того, где они производятся.

В прессе пишут, что государство увеличивает расходы на военную и социальную сферы, отсюда – нагрузка на экономику. По этой причине возрастет инфляция, повысятся цены на продукты, лекарства, услуги ЖКХ, что приведет к всеобщему обеднению населения нашей страны. Но стараюсь об этом много не думать.

Алла ШтаньковаАлла Штанькова, администратор отеля:

НАША СТРАНА В СОСТОЯНИИ ПОЛНОСТЬЮ ПРОКОРМИТЬ СВОЕ НАСЕЛЕНИЕ

Повышения цен я не почувствовала. Видимо, я просто не пользуюсь теми товарами тех производителей, которых они коснулись. Да, цены постепенно растут, особенно это заметно по молочным продуктам, но я не вижу здесь связи с политикой. На продукты цены всегда повышаются несколько раз в год – инфляцию еще никто не отменял, мы все к этому приспосабливаемся. Но я не стала себе отказывать ни в чем только из-за того, что цена на этот товар выросла на несколько рублей. Наша страна, я уверена, одна из немногих на земле, кто в состоянии полностью обеспечить себя и прокормить свое население, так что резких ценовых скачков не предвидится. Пустующую нишу займут отечественные производители либо новые зарубежные поставщики, которым для вхождения на наш рынок будет невыгодно сразу завышать цены.

Александр ЦикинАлександр Цикин, инженер:

РЫБЫ НЕТ И НЕ БУДЕТ, НАВЕРНОЕ

Так как я часто езжу в командировки, приходится питаться в кафе. Буквально вчера попытался заказать рыбу из меню. Ответ официантки меня несколько шокировал: «Рыбы, к сожалению, нет (пара секунд молчания) и не будет, наверное. Санкции, сами понимаете...»

Моей семьи пока санкции не коснулись, так как практически всё, что мы едим, мы сами выращиваем в деревне (включая кур). В магазин ходим только за хлебом, а он пока не растет в цене.

Владимир АверьяновВладимир Аверьянов, начальник отдела логистики:

ГРОЗНАЯ РИТОРИКА ЕС ПОШЛА НА УБЫЛЬ

К сожалению, наши антисанкции уже привели к частичному повышению цен на продукты питания. Но предположим, что Россия ничего бы не предпринимала в ответ после введения против нее секторальных санкций: большинство согласятся, что виток санкций против России только раскручивался бы. И ситуация на внутреннем рынке также ухудшалась бы.

Но грозная риторика руководства ЕС явно пошла на убыль. И чем больше будут кричать страны Балтии, Польши, Греции, Голландии об убытках и требовать компенсаций, тем меньше вероятность продолжения этой санкционной войны со стороны ЕС. И может быть, через два месяца первые признаки этого появятся.

Алексей БитюцкийАлексей Битюцкий, магистрант института филологии и журналистики СГУ:

НЕ ТАК УЖ МНОГО ШАТАЮСЬ ПО МАГАЗИНАМ

Влияния санкций пока не заметил, не так уж много шатаюсь по магазинам. В будущем беспокоит возможное ослабление рубля к иностранным валютам, рост цен на бензин, ограничения или запрет свободного обмена валюты и трудности с получением виз для поездок за границу. Так что надо учить иностранные языки. Но оптимизм бесконечен, ведь где-то, может быть, ещё хуже.

Валентина СаблинаВалентина Саблина, домохозяйка из поселка Первомайский Дергачевского района:

ДЕНЕГ НЕ ВСЕГДА ХВАТАЕТ. НО ТАК БЫЛО И РАНЬШЕ

Страха от того, что цены вдруг возрастут, у нас нет. Мы живем в деревне, молоко, мясо, яйца, овощи и фрукты у нас свои. Покупаем чай, крупы, подсолнечное масло, сладости. Может быть, на эти продукты цена и возросла, но с чем это связано, с ежегодным подорожанием или с санкциями, мы не знаем. Ажиотажа по этому поводу у нас в деревне нет. То, что нужно, по-прежнему при желании можно купить в магазине. Другое дело, что денег, чтобы купить нужное, не всегда хватает. Но так было и раньше.

Инна ОгурцоваИнна Огурцова, студентка:

РАЗДРАЖАЕТ ВРАНЬЕ ПРО «СТРАШНЫЕ» УБЫТКИ ЕВРОПЫ

Последствия санкций опасны тем, что скажутся в долгосрочной перспективе. Больше всего раздражает то вранье, которое нам внушают с экранов телевизора – о том, какие «страшные» убытки несет Европа от наших санкций. Лучше правду сказали бы, что с Россией будет через месяц-другой. А в благополучной Европе как была стабильность, так и будет. Кто бывает за границей, знает, что отстали мы от них безнадежно лет на 50 во всех сферах жизни, а сейчас и вовсе отброшены назад... В России процветают одни чиновники во главе с амбициозным, авторитарным лидером.

Наталия ВасильеваНаталия Васильева, пенсионерка:

ХОТИМ ЕЩЕ БОЛЬШИХ САНКЦИЙ

Цены поднимутся. А никто в России и не говорит, что будет легко, все прекрасно понимают, что будет рост цен и что обычные граждане пострадают. Но я, и люди моего окружения, наоборот, хотим еще больших санкций, как бы странно это ни звучало. Все мы, россияне, устали от политики двойных стандартов. Телевизор посмотришь – какой кошмар, что американцы творят на Украине! И санкционную войну, кстати, начали именно Америка с Европой. Так что в ближайшие один-два года вполне ожидаем рост цен на продовольствие. Тяжеловато будет, но ничего, мы и не такое переживали – и в советские времена Запад хотел разрушить нашу страну. Но потом, я думаю, всё наладится. Наконец-то обратят внимание на отечественных производителей, поставят их на ноги. Начнем больше торговать со странами Средней Азии, Латинской Америки.

Пора менять меню

Журналисты отдела экономики сходили на рынки города и поняли, почему людям перестало хватать зарплаты на привычный стол

Уже несколько лет мы отслеживаем цены на рынках города Саратова. Исследование получается довольно кропотливым, потому что на цены мы смотрим с точки зрения среднестатистического жителя со среднестатистической зарплатой. Мы по-хозяйски выбираем из большого ряда предложений качественный товар по доступной цене – не всегда самой низкой, но точно не самой высокой. И потом для полноты картины сравниваем свои любительские результаты с официальными данными статистической службы. Но в этот раз нам показалось интересным сравнить цены по отношению август к августу. Неожиданно оказалось, что за год цены на некоторые продукты питания выросли в полтора раза, а то и почти вдвое.

Наименование товара  Данные Саратовстата
на 2 сентября 2013 г, руб.
 
Данные журналистов редакции,
полученные с 26 августа по 3 сентября 2013 года, руб.
Крытый рынок Рынок в Юбилейном Рынок на 3-й Дачной Рынок «Универсальный» на Рахова Сетевой магазин
Говядина (кг) 222,74 160 170 160 180 -
Свинина ( кг) 212,85 200 230 150 180 -
Куры (кг) 96,28 102 90 101 95 81,10
Тушка минтая (кг) 64,30 (общая цифра
по рыбе замороженной неразделанной)
98 - 85 80 -
Форель (кг) 440 - 290 270 -
Карп прудовой живой (кг) 170 125 160 150 -
Сахар-песок (кг) 30,36 36,67 30 38 32 32,2
Молоко 2,5–3,2% жирности (литр) 26,23 22,22 20-25 23 35-37 28,44
Гречка (кг) 29,67 33 22,6 35 25 27,75
Рис (кг) 34,16 32 33 42 34,5 35
Яйца (дес.) 33,38 36 31 38 30-50 30,90
Макаронные изделия (кг) 30,93 26 29 32 28 25,44
Масло сливочное (пачка) 217,09, кг 42 50 45 51 22,90
Масло подсолнечное рафинированное (бут.) 61,81, кг 70 55 75 55 52,90
Картофель (кг) 20,05 15 11 20 10 14

Если построить табличку август к августу из данных службы статистиков, станет понятно, что они слегка лукавят. Круче всего со статистиками мы разошлись в ценах на рыбу. Потому что если самый дешевый минтай стоит сейчас 85 рублей за кг, то не может в среднем «рыба мороженая, неразделанная» стоить 75 рублей! А если может, то только в том случае, когда минтай в этом наборе за главного среди тюлек, хамсы, сайры и прочей мелочи, которую рыбой для обеденного стола можно считать лишь условно, но от которой благоразумно и не собирались отвыкать самые необеспеченные группы нашего населения.

Вторая незадача выходит с яйцами. По обозначенной статистиками цене продаются на базарах маленькие яички. Которых нужно разбить на сковородку три вместо двух. А десяток нормальных по величине яиц можно купить в Саратове не дешевле 45 рублей.

С молоком тоже не всё понятно. Потому что если допустить, что средняя цена на продукт вычисляется с учетом самых бедных покупателей, то почему у наших статистиков молоко получается дороже 32 рублей? Они учитывают только продукт, изготовленный большими молокозаводами? Но ведь в регионе много мелких производств. И в Саратове вполне реально купить местное молоко гораздо дешевле. Вот, например, мое открытие этого сезона – молоко романовское. Литр молока 2,5% жирности стоит 24 рубля, 3,2% – 26. А есть еще екатериновское, марксовское, воскресенское молоко. Другое дело, что, например, в Крытом рынке оно будет стоить уже подороже, чем в Юбилейном. Но, как удалось выяснить, исключительно из-за того, что стоимость аренды в Крытом высокая. Так может быть, что-нибудь с арендной платой пора предпринять? Приказать, например, хозяевам рынка ее понизить. Хотя бы на время действия ответных российских продовольственных санкций. Или издать приказ по стране повсеместно корректировать зарплаты работников всех форм собственности на величину реального повышения цен на продовольственные товары. Иначе как бы не пришлось через годик вспоминать про хлеб с подсолнечным маслом, присыпанный сольцой.

Наименование товара  Данные Саратовстата
на 18 августа 2014 г.
 
Данные журналистов редакции, полученные с 19 по 25 августа 2014 г.
Крытый рынок Рынок в Юбилейном Рынок
на 3-й Дачной
Рынок «Универсальный»
на Рахова
Сетевой магазин Гипермаркет
Говядина (кг) 229,68 200 210 300 280 - 289
Свинина ( кг) 227,19 300 230 260-290 250 - 259
Куры (кг) 118,13 135 125 130 135 115 103,48
Тушка минтая (кг) 75,48 (общие данные
по рыбе мороженной, неразделанной)
125 85 100 95 116,40 109,24
Форель (кг) 680 450 450 Не было - 329
Карп прудовой живой (кг) 160 160 120 100 -  
Сахар-песок (кг) 37,43 35 33 42 38 37,40 47,77
Молоко 2,5–3,2% жирности (литр) 32,42 41-47 24-26 26 26-30 25,90 30,16
Гречка (кг) 26,72 33 24 27 30 24,80 35,68
Рис (кг) 38,23 40 38 40 40 37,40 30,22
Яйца (дес.) 38,77 50-55 34-36 43-48 50-54 34,00 39,22
Макаронные изделия (кг) 29,24 25 28 25 28 25,00 21,05
Масло сливочное (пачка) 283,98 (кг) 50 60 60 50 58,30 22,30
Масло подсолнечное рафинированное (бут.) 58,54 (л) 55 47 46 50 49,00 40,69
Картофель (кг) 20,27 16 15 20 20 16,30 11,00

 


[кстати сказать]

Владимир ПожаровВладимир Пожаров, министр экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области:

СКАЧКООБРАЗНОГО РОСТА ЦЕН НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ

Введение Россией эмбарго на ввоз продовольствия из стран ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии на данный момент не привело к дефициту и росту цен на продукты питания в области. Большинство основных видов продовольствия производится в области и закрывает потребность населения в полном объеме или близком к нормативной потребности. Так, доля продовольственных товаров местного производства в объеме розничных продаж превышает 60%. По хлебу и хлебобулочным изделия, молоку и молокопродуктам местная продукция составляет 100%, по колбасным изделиям – до 80%, по яйцу куриному, мясу птицы охлажденному – до 50%, по сырам – 10–12%.

По стоимости минимального набора область по-прежнему занимает первое место среди регионов Приволжского федерального округа, что свидетельствует о низком уровне цен на основные продукты питания. С начала августа снизились цены на такие продукты первой необходимости, как баранина, масло подсолнечное, молоко, сыры, яйца куриные. У нас на эти продукты самые низкие цены среди регионов Приволжского федерального округа. Хлеб ржаной и ржано-пшеничный также продолжает оставаться самым дешевым в ПФО, а по уровню цен на хлеб из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов область заняла третье место в округе. Прогнозируется снижение цен на плодоовощную продукцию в связи с поступлением овощей и фруктов нового урожая. Так что жители области смогут сделать запасы картофеля и овощей на зиму по невысоким ценам. Возможно, будет повышение цен на сыры в результате поставок в область отечественной и импортной продукции с более высокой стоимостью. Но в краткосрочной перспективе скачкообразного роста цен на продукты питания в области не предполагается, подорожание продовольственных товаров ожидается в пределах инфляционных ожиданий.

Александр СтепановАлександр Степанов, экс-министр экономики и инвестиционной политики, член Общественной палаты Саратовской области:

СЕЛО МОЖЕТ НЕ УСПЕТЬ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ БЛАГОПРИЯТНЫМИ УСЛОВИЯМИ

Я не думаю, что произойдет скачкообразный рост цен на продовольственные товары. Уверен, что и федеральное, и региональное правительство сделают необходимое, чтобы товары поступали к нашим потребителям в обычном режиме. Чего я больше всего опасаюсь, так это того, что сельхозтоваропроизводители нашей области не успеют воспользоваться данными благоприятными условиями, чтобы заполнить своей продукцией прилавки рынков и полки сетевых магазинов. Конечно, это очень сложно – в кратчайшие сроки достойно занять свободную нишу. Нужно обеспечить нормальные условия производства, отработать логистические механизмы, изменить психологию наших покупателей – для этого требуется значительное время. Другая опасность – вероятность спекулятивного роста цен. На региональных органах власти лежит ответственность за регулирование цен в пределах своего субъекта. Нужно взять это под тщательный контроль, чтобы не очень чистоплотные на совесть люди не могли даже думать о таком подходе к сегодняшней ситуации.