Непаханое туристическое поле

Оценить
В саратовском правительстве ищут альтернативу отдыху на морском побережье

Развитие внутреннего туризма, и в частности туризма сельского, обсуждали в правительстве Саратовской области в минувший четверг. Губернатор со своей командой и группой экспертов думали, как отвлечь жителей региона от дорогостоящих поездок на морские курорты и привлечь их к красотам родного края. «Фестиваль клубники», страусиные фермы, гостеприимные «чечуйцы» с национальной татарской кухней, монастыри, родники, конные заводы – то немногое, чем могла бы саратовская глубинка сегодня привлечь туриста. И ведь привлекает. Правда, не в тех объёмах, в которых хотелось бы региональным властям.

Интерес проявлен

Причины этой низкой популярности, как выяснилось, просты: отсутствие элементарных условий комфорта. Негде ночевать, негде поесть. На несколько дней в Саратовской области можно остановиться только в санаториях и на туристических базах, которыми усыпан берег Волги с обеих сторон. Как отметили представители саратовских турагентств, на волжские турбазы, благодаря природе и воде, с удовольствием и часто приезжают москвичи и петербуржцы. А вот из местных жителей далеко не каждому удастся отдохнуть в здешних санаториях – места раскуплены на недели вперёд, да и не по карману им это удовольствие.

Но санатории и турбазы в круг интересов региональных властей и не входят. Они развиваются без господдержки, и весьма успешно. Заботой областного правительства в настоящее время является туризм сельский, продвигать который нужно вглубь, в деревню, причём за счёт вовлечения в него жителей региона.

По словам заместителя министра молодежной политики Александра Абросимова, основного докладчика по вопросу, в нашем регионе очень даже неплохие перспективы у сельского туризма. Как с точки зрения потенциала, так и с точки зрения потребительского интереса.

Ежегодно по Саратовской области в качестве туристов перемещается несколько сотен тысяч человек, и их поток каждый раз увеличивается (503 тысячи человек в 2011 году, 509 – в 2013-м, 594, по прогнозам, в 2014 году). Растёт и выручка от оказания платных туристических услуг: в 2012 году – 1,4 млрд рублей, а в 2014-м, по предварительным расчётам, 1,6 млрд.

Поэтому сегодня правительство области ставит задачу: проявленный интерес закрепить и усилить.

Грибные места и национальная «чечуйская» кухня

Так, руководству Базарно-Карабулакского района, как выяснилось, самого популярного среди туристов, губернатор Валерий Радаев дал поручение приложить все усилия, чтобы к ним приезжало не 500 человек в год, как сейчас, а как минимум сто тысяч. Глава региона даже дал базарно-карабулакскому главе пару ценных советов о том, как это можно сделать.

Сейчас в Базарном Карабулаке туристам показывают Свято-Сергиевский женский монастырь, родник «Серебряный», дом-музей пограничников в селе Алексеевка и конеферму «Роща». А ещё могут, показывать, по словам Радаева, грибные места, потому что, «спроси любого», лучшие грибы – в Базарном Карабулаке.

«Сейчас жара такая стоит, а над вашим районом всегда тень – прохладно, уютно, красиво, – отметил губернатор. – А зимой здесь лыжня будет самым привлекательным местом. Этот отдых должен постоянно культивироваться, должны быть туры выходного дня».

Тут же он вспомнил, что рядом с конефермой есть село Большая Чечуйка. И «чечуйцы», то есть местное население из русских и татар, могли бы организовать у себя что-то вроде Национальной деревни. «Где там дом или хата, чтобы жители Саратовской области поехали туда и национальную кухню попробовали?» – подкинул идейку Валерий Васильевич.

Реклама – двигатель туризма

Идеи на этом заседании, надо сказать, сыпались, как из рога изобилия. И не только от губернатора. Приглашённые эксперты говорили о необходимости создавать события для привлечения внимания в тот или иной район. Как, например, сделали «Фестиваль клубники» в Балакове, куда вместо ожидаемых 300 человек пришло восемь тысяч горожан. Нужны, по словам экспертов, какие-то развлекательные мероприятия – ярмарки-базары или что-то вроде музея восковых фигур. В Ивановской области, по словам одного из экспертов, в пустующем здании в одном из райцентров организовали музей огородных чучел в разных видах и даже в образах звёзд российской эстрады. Так вот, смотреть на этих чучел едет огромное количество народа, говорит эксперт.

Другой вопрос – реклама. Её, по мнению собравшихся в зале заседания правительства, сельскому туризму очень не хватает. Александр Ландо, председатель Общественной палаты области, предложил развесить по городу баннеры, рассказывающие о красотах региона, информирующие, где и что у нас в области можно посмотреть. И обязательно такие баннеры должны висеть неподалеку от всех вокзалов – железнодорожного, автобусного, речного. Чтоб гостям удобней было сориентироваться. Реклама, по словам экспертов, нужна и событиям. Таким, например, как цветение степных тюльпанов. Это явление длится не больше недели, и наблюдать за ним особенно хорошо в Александрово-Гайском районе. Но об этом людям нужно рассказать. Рекламировать можно и сезон созревания земляники. Тут вообще можно слоганы развешивать: «Минздрав доказал: одна ягода – это здоровье, и уже не надо делать прививки от гриппа» (авторство Валерия Радаева). Да и грязи в саратовских санаториях отменные. По словам саратовских экспертов-знатоков, местные грязи даже лучше сочинских, о чём, мол, непременно нужно сообщить населению. Пусть саратовцы отдыхают здесь, на родине, и не вывозят свои кровные в чужие здравницы, да не дай бог заграничные.

Скрытые бизнес-возможности

Насколько полезны были все эти предложения участников правительственного заседания ответственным за развитие туризма в регионе, неясно, но, судя по докладу Александра Абросимова, министерство молодёжной политики, спорта и туризма все обозначенные моменты давно учло. По словам чиновника, в министерстве уже разработан план – дорожная карта – по продвижению сельского туризма на срок до 2016 года. Согласно плану сначала будет проведена ревизия всех объектов, которые могли бы вызвать у туристов интерес, а также всех объектов сопутствующей инфраструктуры – гостиниц, гостевых домов, кафе, харчевен и прочего. Это поможет разработать новые туристические маршруты (туры) и определить, каких объектов не хватает. Но уже сейчас понятно, где слабое место.

Сильно хромает инфраструктурная сторона вопроса. По словам Абросимова, в регионе мало приспособленных мест для ночлега и питания, а местное население потенциальных туристических зон не особенно заинтересовано в развитии этих объектов туристической инфраструктуры. Есть предположение, что люди просто не догадываются о бизнес-возможностях, которые открывает перед ними сфера сельского туризма. Чиновники обещали ситуацию исправить: объяснять, уговаривать, учить.

Продолжение темы